ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-719/2021 от 24.05.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2021 г. г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Соловьевой Н.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения по взысканию административных штрафов по г.Твери и Калининскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области ФИО2, начальнику отделения – старшему судебному приставу Специализированного отделения по взысканию административных штрафов по г.Твери и Калининскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, Специализированному отделению по взысканию административных штрафов по г.Твери и Калининскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области о восстановлении срока на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора, признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО2, начальнику отделения – старшему судебному приставу Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО3, УФССП России по Тверской области, Специализированному отделению по УФССП России по Тверской области о восстановлении срока на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора, признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование административного иска указано, что на основании постановления ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тверской области от 30 апреля 2020 г. № 18810169200430014508 постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области от 22 сентября 2020 г. возбуждено исполнительное производство № 159994/20/69046-ИП о взыскании с ФИО1 административного штрафа в размере 500 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 ноября 2020 г. № 69046/20/923183 с ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Административный истец не извещен о возбуждении в отношении него исполнительного производства, копии постановлений от 22 сентября 2020 г. и 25 ноября 2020 г. вручены 26 ноября 2020 г.. Задолженность по исполнительному производству оплачена административным истцом 27 ноября 2020 г. в добровольном порядке своевременно в установленный срок. 9 декабря 2020 г. ФИО1 обратился в Центральный районный суд г.Твери с административным иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Определением суда от 21 декабря 2020 г. административный иск возвращен в связи с неподсудностью. После получения копии определения суда и приложенных к административному иску документов ФИО1 повторно обратился с административным иском в Московский районный суд г.Твери

Административный истец просит восстановить срок на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора от 25 ноября 2020 г. № 69046/20/923183; признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 25 ноября 2020 г. № 69046/20/923183.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании поддержала административные исковые требования.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО2 в судебном заседании не признал административные исковые требования. В письменном возражении указано, что в Специализированном отделении по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области находится на исполнении сводное исполнительное производство в отношении ФИО1 о взыскании задолженности в размере 53000 рублей, в состав которого входит исполнительное производство, возбужденное на основании постановления о взыскании исполнительского сбора. Административным истцом пропущен срок обращения в суд, подача административного иска с нарушением правил подсудности не является уважительной причиной пропуска срока.

Административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В письменном возражении указано, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. ФИО1 зарегистрирован в ЕСИА, дал согласие на получение таких извещений, в период 2019-2020 года периодически авторизировался в личном кабинете. В личный кабинет ФИО1 поступали извещения о возбуждении исполнительных производств, содержащие информацию о номере исполнительного производства, сумме задолженности, судебном приставе-исполнителе, номере исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство. ФИО1 не предпринял попыток связаться с судебным приставом-исполнителем для выяснения причин направления указанных извещений. Закон об исполнительном производстве, возлагая на судебного пристава-исполнителя обязанность по направлению документов взыскателю и должнику, не устанавливает способы исполнения этой обязанности. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику почтовым отправлением. Неполучение должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный срок не свидетельствует о неправомерных действиях судебного пристава-исполнителя. Закон об исполнительном производстве не связывает взыскание исполнительского сбора с моментом получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. ФИО1 не представлены доказательства о том, что он не знал о наличии в отношении него исполнительных производств.

Представители административных ответчиков УФССП России по Тверской области, Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области, представитель заинтересованного лица УМВД России по Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель заинтересованного лица ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тверской области, судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 219 ч.ч. 3, 7, 8 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ст. 226 ч. 9 п.п. 1, 2, ч. 11 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 14 ч. 2.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

Согласно ст. 30 ч.ч. 1, 11, 12, 17 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

На основании ст. 24 ч.ч. 1, 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг,

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило.

На основании п.п. 4.8.3.4, 4.8.5 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 декабря 2010 г. № 682, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства. Простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по накладным, фиксирующим количество отправленных конвертов. Регистрируемые почтовые отправления с уведомлением о вручении адресату и без него передаются в почтовое отделение по реестрам установленного образца, в которых отражаются сведения об адресате, регистрационные номера отправляемых документов, дата отправки.

В соответствии со ст. 105 ч. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

На основании ст. 112 ч.ч. 1-3.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии со ст. 1 ч.ч. 3, 4, ст. 10 ч. 5 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Тверской области от 30 апреля 2020 г. № 18810169200430014508 постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения по ВАШ по г.Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области от 22 сентября 2020 г. возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с ФИО1 административного штрафа в размере 500 рублей.

При возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение 5 дней с момента получения должником копии постановления; должник предупрежден о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

В подтверждения направления постановления о возбуждении исполнительного производства административным ответчиком представлен список от 24 сентября 2020 г. № ПРО-227 простых почтовых отправлений общим количеством 60 почтовых отправлений со штампом Почты России от 25 сентября 2020 г.. Из указанного списка не возможно сделать вывод о том, кому и какой документ направлен; приложен список корреспонденции, направляемой почтовой связью, с указанием о направлении ФИО1 постановления о возбуждении исполнительного производства от 22 сентября 2020 г. -ИП, на котором отсутствует штамп Почты России о принятии указанного почтового отправления. Материалы исполнительного производства не содержат иные сведения о направлении в адрес административного истца постановления о возбуждении исполнительного производства.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26 ноября 2020 г. исполнительные производства в отношении ФИО1, в том числе исполнительное производство от 22 сентября 2020 г. -ИП объединены в сводное по должнику.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 ноября 2020 г. № 69046/20/923183 с ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере 1000 рублей. 26 ноября 2020 г. постановление о взыскании исполнительского сбора вручено ФИО1.

27 ноября 2020 г. ФИО1 оплачены административные штрафы на общую сумму 32500 рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 4 декабря 2020 г. исполнительное производство от 22 сентября 2020 г. -ИП окончено в связи с исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из приведенных нормативных положений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Федеральный законодатель предоставил суду право уменьшить размер исполнительского сбора с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии оснований ответственности за нарушение обязательства. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).

Отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора. Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. Оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер.

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что судебным приставом-исполнителем допущены нарушения при вынесении обжалуемого постановления о взыскании исполнительского сбора; не представлены доказательства о надлежащем направлении и получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Представленные сведения о подключении к банковской карте должника услуги мобильный банк не свидетельствуют о надлежащем вручении должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, отчет по СМС сообщениям с 1 марта 2019 г. по 27 ноября 2020 г. не содержит какую-либо информацию об указанном исполнительном производстве.

По сообщению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ФИО1 зарегистрирован в Единой системе идентификации и аутентификации, с 11 июля 2019 г. производилась авторизация в профиль ЕСИА; приведен список уведомлений, полученных пользователем в личный кабинет ЕСИА, которые содержат сведения об изменении суммы судебной задолженности без указания оснований; иная представленная информация не содержит сведения о размещении в личном кабинете ЕСИА постановления о возбуждении исполнительного производства от 22 сентября 2020 г. -ИП.

Оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем необоснованно, нарушает права и интересы административного истца.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора. Административным ответчиком заявлено о пропуске ФИО1 срока оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя.

26 ноября 2020 г. ФИО1 вручена копия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, срок оспаривания истекал 10 декабря 2020 г..

9 декабря 2020 г. ФИО1 обратился в Центральный районный суд г.Твери с административным иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Определением суда от 21 декабря 2020 г. административный иск возвращен в связи с неподсудностью. После получения копии определения суда и приложенных к административному иску документов 22 января 2021 г. ФИО1 повторно обратился с административным иском в Московский районный суд г.Твери.

Суд признает уважительной причину пропуска срока на подачу административного иска и считает возможным удовлетворить заявление о восстановлении срока на подачу административного иска.

При наличии установленных судом обстоятельств административные исковые требования о восстановлении срока на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора, признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

восстановить ФИО1 срок на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора от 25 ноября 2020 г. № 69046/20/923183.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения по взысканию административных штрафов по г.Твери и Калининскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 25 ноября 2020 г. № 69046/20/923183.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> В.Н. Багаева.

Решение в окончательной форме принято судом 11 июня 2021 г.

1версия для печатиДело № 2а-719/2021 ~ М-217/2021 (Решение)