ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-719/2022 от 07.02.2022 Октябрьского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

УИД 62RS0003-01-2022-000085-74

Дело № 2а-719/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Рязань 07 февраля 2022 года.

Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Канунниковой Н.А.,

при секретаре Никоновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Некоммерческому партнерству профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области обратилось в суд с иском к Некоммерческому партнерству профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет» о ликвидации некоммерческой организации, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением минюста РФ по Рязанской области принято решение о регистрации в качестве юридического лица Некоммерческого партнерства профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет». ДД.ММ.ГГГГ сведения об Организации внесены в ЕГРЮЛ. По сведениям, содержащимся в реестре, место нахождение юридического лица: <адрес>, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, является председатель Правления Н.А.А. В нарушение требований ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» ответчиком за ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области не предоставлялись документы, содержащие отчет о своей деятельности и сообщение о продолжении деятельности организацией. Кроме того, ответчиком указанные отчеты и сообщения за ДД.ММ.ГГГГ годы не размещались в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как то предусмотрено Приказом Минюста России от 07.10.2010 г. № 252. Вместе с тем, административным ответчиком в нарушение п. 5 ст. 11 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не представлены запрошенные у него документы для проведения плановой документарной проверки, в нарушение ст. 65.2, ст. 65.3, ст. 123.10 ГК РФ Устав организации содержит не полный перечень прав и обязанностей членов организации и не полный перечень исключительной компетенции высшего руководящего органа, в нарушение ст.ст. 50, 54 ГК РФ наименование организации не содержит указания на организационно-правовую форму. Управлением в адрес ответчика выносились письменные предупреждения о необходимости устранить нарушения действующего законодательства, однако ответчиком требования не выполнены, необходимые документы не представлены. Таким образом, ответчик неоднократно не представил в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», что служит основанием для ликвидации данной некоммерческой организации. Просило ликвидировать Некоммерческое партнерство профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет».

Представитель административного истца, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области.

Представитель административного ответчика, а также руководитель некоммерческой организации, извещавшиеся о дне, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились.

Представитель заинтересованного лица, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не сообщив о причинах неявки.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 и п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу п. 4.1 ст. 32 указанного Федерального закона контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705.

Пунктом 2 названного Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подп. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подп. «б» п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. «а», «г» и «д» п. 10 Положения, а также подп. 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным Приказом Минюста России 03.03.2014 г. № 26, на Управление возложены, в том числе, следующие полномочия - осуществление контроля за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Частью 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области зарегистрирована некоммерческая организация - Некоммерческое партнерство профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет». ДД.ММ.ГГГГ сведения об ответчике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером – . Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, местом нахождения организации является: <адрес>, председателем правления юридического лица – Н.А.А. Данные обстоятельства подтверждаются регистрационным делом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста РФ по <адрес>.

Согласно Уставу Некоммерческого партнерства профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет» основной целью деятельности Партнерства является координация усилий специалистов в области бухгалтерского учета и других представителей смежных профессий, направленная на обобщение опыта, решение проблемных вопросов, содействие развитию творческой, профессиональной деятельности, осуществление специальных программ поддержки предприятий, учреждений, некоммерческих организаций, специалистов.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Минюста Российской Федерации по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая документарная проверка деятельности Некоммерческого партнерства профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет» с целью соблюдения обязательных требований, установления соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение вместе с запросом о представлении документов в Управление Минюста Российской Федерации по Рязанской области направлены данной организации. Однако, в установленный 10-дневный срок со дня получения запроса, запрошенные документы в Управление минюста ответчиком представлены не были.

По результатам проведенной проверки Управлением Минюста Российской Федерации по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ составлен акт с указанием в нем выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, и некоммерческой организации направлено предупреждение об устранении данных нарушений.

В соответствие с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3.1 ст. 32 указанного закона предусмотрено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2).

В силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Приказом Минюста России от 07.10.2010 г. № 252 «О порядке размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» размещение отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России осуществляется в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела, вышеназванные документы за 2018-2020 годы ответчик в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области не представлял, следовательно, данная некоммерческая организация неоднократно не предоставила информацию о продолжении своей деятельности, что свидетельствует о нарушении указанных выше норм действующего законодательства.

Вместе с тем, в нарушение требований п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Некоммерческое партнерство профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет» отчеты о своей деятельности и сообщения о продолжении деятельности за 2018-2020 годы не размещало на информационных ресурсах Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сведения о размещении таких отчетов в средствах массовой информации в Управление Минюста РФ по Рязанской области не предоставляло.

Руководствуясь подп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области, помимо ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выносило и направляло административному ответчику письменные предупреждения о необходимости устранить нарушения действующего законодательства и представить в Управление к определенному сроку документы со сведениями о своей деятельности. Данное обстоятельство подтверждается копиями письменных предупреждений и копиями почтовых отправлений. Однако требования Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области административным ответчиком не выполнены.

Согласно ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В пункте 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы административного истца, административный ответчик суду не предоставил, хотя такая обязанность в соответствии со ст. 56 ГПК РФ на него была возложена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области о ликвидации некоммерческой организации Некоммерческого партнерства профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет» обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Некоммерческому партнерству профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет» о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию - Некоммерческое партнерство профессиональных бухгалтеров и аудиторов «Приоритет», имеющую основной государственный регистрационный .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г. Рязани в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья –

Мотивированное решение изготовлено 21.02.2022 г. Судья –