Дело № 2а-719/2022 (УИД 58RS0008-01-2022-001894-11)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2022 года г.Пенза
Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Федулаевой Н.К.
при секретаре Племянниковой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-719/2022 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Пензенскому областному общественно-государственному фонду по защите прав вкладчиков и акционеров о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что сведения о государственной регистрации Пензенского областного общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров было принято Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области 13 января 2003 г. за основным государственным регистрационным номером №. Место нахождение организации: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Устава организации, принятого и утвержденного на Общем Собрании учредителей 28 мая 2010 г., основной целью организации является осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации; формирование информационной базы данных и ведение реестра вкладчиков и акционеров, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации; формирование информационной базы данных и ведение реестра юридических лиц и граждан - предпринимателей, нарушающих правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.
В Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области 5 марта 2022 г. поступило заявление от председателя ликвидационной комиссии ФИО1, согласно которому Пензенский областной общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров не осуществляет своей уставной деятельности с 2017 г. Коллектив фонда распался, учредители фонда никакого участия в его деятельности не принимают, заинтересованности в его существовании и деятельности не имеют. Заседания фонда не проводятся, органы фонда не работают. Расчетных счетов в банковских организациях и иных кредитных учреждениях фонд не имеет. В 2021 году фондом, в связи с отсутствием деятельности не была своевременно представлена отчетность в Управление Минюста России по Пензенской области, в 2022 году представлять отчетность о деятельности фонда также представляется нецелесообразным, так как никакой деятельности фонд не ведет. На основании изложенного ФИО1 просил Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области обратиться с исковым заявлением в суд о ликвидации фонда и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, Фондом не исполнена обязанность по своевременному представлению отчетности за 2015-2016 г.г., 2020 г.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области просит суд признать Пензенский областной общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Пензенского областного общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров ФИО1 в судебном заседании административный иск признал, пояснил, что функции Фонда были переданы в МФЦ, в связи с чем деятельность Фонда является нецелесообразной. Также дополнил, что задолженность по налогам Фондом погашена в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы в судебное заседание также не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Закона №129-ФЗ в РФ ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу подпункта 65 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года №26, Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям.
Таким образом, уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ является Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области, которое является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В судебном заседании установлено, что Пензенский областной общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером №, поставлена на учет в соответствии с НК РФ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 17 марта 2022 г.
Место нахождение организации: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Устава организации, принятого и утвержденного на Общем Собрании учредителей 28 мая 2010 г., основной целью организации является осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации; формирование информационной базы данных и ведение реестра вкладчиков и акционеров, чьи права были нарушены на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации; формирование информационной базы данных и ведение реестра юридических лиц и граждан - предпринимателей, нарушающих правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации.
Согласно статье 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано:
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение обязано в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, представить в Управление информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества по форме № ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», а с 1 марта 2022 г., утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».
Фондом не исполнена обязанность по своевременному представлению отчетности за 2015 - 2016 и 2020 гг., а также не исполнено поручение Управления в 2016 году, за что Фонд и его должностное лицо были привлечены к административной ответственности по статье 19.7 и части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в 2016 - 2017 и 2021 гг.
Более того, Фондом за 2020 г. до настоящего времени отчетность не представлена.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, относятся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа юридического лица.
Вся почтовая корреспонденция, направляемая Управлением в адрес Фонда, не была им получена и возвращена обратно. Управление приходит к выводу, что Фонд не располагается по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, может повлечь за собой негативные последствия в виде невозможности осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации. Таким образом, Управление не может осуществлять надлежащий контроль за деятельностью Организации.
Таким образом, организацией нарушается требование статьи 29 РФ «Об общественных объединениях» в части несоблюдения норм, предусмотренных учредительным документом (Уставом) организации.
5 марта 2022 года от председателя ликвидационной комиссии ФИО1 истцу поступило заявление, из которого следует, что организация свою деятельность не осуществляет, имущество у организации отсутствует, денежных средств на прохождение ликвидации самостоятельно не имеется, в связи с чем просит Управление обратиться в суд с иском о ликвидации организации в судебном порядке.
Таким образом, поскольку деятельность организации фактически не осуществляется, а непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), составление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, может повлечь за собой негативные последствия в виде невозможности осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области и удовлетворению их в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Пензенскому областному общественно-государственному фонду по защите прав вкладчиков и акционеров о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Пензенский областной общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров признать прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН №).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2022 г.
Судья: Н.К.Федулаева