ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-719/2022 от 26.05.2022 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 мая 2022 года в гор. Кисловодске

Кисловодский городской суд Ставропольского края в открытом судебном заседании под председательством судьи Супрунова В.М. при секретаре Джерештиевой Р.А. с участием помощника прокурора гор. Кисловодска Дубинкиной К.А., представителя административного ответчика - УГХ администрации гор. Кисловодска - Комовой О.Ю., представителей заинтересованных лиц: администрации гор. Кисловодска - Клюковой И.А. и ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» Кибизова Ю.С. рассмотрел административное дело

по иску прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к управлению городского хозяйства администрации гор. Кисловодска, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений

у с т а н о в и л:

прокурор города Кисловодска Степанов С.Н., действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском указывая, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства об ответственном обращении с животными. Проверкой выявлено, что управлением городского хозяйства (УГХ) администрации гор. Кисловодска не принимаются меры по отлову животных без владельцев на территории национального парка «Кисловодский», что создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан. В целях устранения выявленных нарушений прокурором было внесено представление в адрес исполняющего обязанности главы администрации гор. Кисловодска, по результатам рассмотрения которого в его удовлетворении отказано, после чего ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес администрации гор. Кисловодска направлялись письма о необходимости повторного рассмотрения представления. Однако, мер, направленных на устранение нарушений, указанных в представлении, не принято. Необходимость в принятии таких мер на территории гор. Кисловодска обусловлена не только повышенной опасностью, но и распространенностью случаев нападения безнадзорных животных на людей, в том числе на несовершеннолетних.

В судебном заседании помощник прокурора города Дубинкина К.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд признать незаконным бездействие УГХ администрации города-курорта Кисловодска в непринятии мер по осуществлению отлова животных без владельцев на территории ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» и возложить на УГХ администрации гор. Кисловодска в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обязанность по принятию мер по организации отлова животных без владельцев на территории ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский».

Представитель административного ответчика – УГХ администрации гор. Кисловодска Комова О.Ю. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что органы местного самоуправления города Кисловодска занимаются отловом безнадзорных собак исключительно на территории населенного пункта, на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью. Федеральным законодательством осуществление мероприятий по отлову безнадзорных животных отнесены к полномочиям органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а краевым законом эти полномочия делегированы на местный уровень. В целях исполнения законодательства, управлением городского хозяйства администрации гор. Кисловодска заключено два муниципальных контракта на оказание в 2022г. услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в гор. Кисловодске. Этими муниципальными контрактами место оказания услуг определено, как территория гор. Кисловодска, за исключением территорий, принадлежащих юридическим или физическим лицам на праве собственности или любом ином праве. Земельные участки, расположенные в национальном парке закреплены за ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» на праве постоянного бессрочного пользования и оно должно самостоятельно осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных. Все земельные участки на территории парка являются федеральной собственностью. Осуществление таких мероприятий органами местного самоуправления на территории парка повлечет нецелевое расходование бюджетных средств. Просит в удовлетворении административного иска прокурору города отказать.

Представитель заинтересованного лица - администрации гор. Кисловодска КлюковаИ.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не поддержала и пояснила, что земельные участки, расположенные в границах национального парка «Кисловодский» не являются муниципальной территорией гор. Кисловодска, а находятся в федеральной собственности и переданы ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» на праве постоянного бессрочного пользования, что отражено и в его Уставе. Считает, что прокурор обратился в защиту ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», но не представил доказательств, почему последнее самостоятельно не смогло обратиться в суд. В соответствии с краевым законом органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Отлов безнадзорных животных на территории национального парка «Кисловодский» приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» имеет собственное финансирование и должно самостоятельно содержать свою территорию, которая исключена из границ гор. Кисловодска на основании решения Думы города-курорта Кисловодска об утверждении генерального плана гор. Кисловодска. В связи с этим, полагает исковые требования прокурора не удовлетворять.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» Кибизов Ю.С. с административным иском прокурора согласился и просил удовлетворить. Пояснил, что национальный парк «Кисловодский» создан на основании Постановления Правительства РФ №493 от 02 июня 2016 года, а ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» создано на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации №1290-р от 22 июня 2016 года. Национальный парк «Кисловодский» является особо охраняемой природной территорией, а ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» - учреждением, созданным в целях управления национальным парком. Национальный парк состоит из 51 земельного участка, из которых 47 являются федеральной собственностью, 2 собственностью субъекта РФ - Ставропольского края, 1 участок является муниципальным и 1 участок зарегистрирован за физическим лицом. Из числа земельных участков федеральной собственности только 6 земельных участок предоставлены Учреждению на праве постоянного бессрочного пользования, а остальные участки переданы на правах аренды третьим лицам, осуществляющим деятельность на территории парка. Национальный парк «Кисловодский» создан в городе Кисловодске и находится в границах городского округа город Кисловодск. Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что территория парка исключена из города не обоснованы, поскольку территория парка исключена из земель поселений, как категории земель, но продолжает находится в черте городского округа. Об этом получено соответствующее разъяснение в управление архитектуры и градостроительства администрации гор. Кисловодска. С учетом краевого закона о делегировании полномочий органам местного самоуправления по отлову безнадзорных животных, в их обязанность входит осуществления таких мероприятий на территории всего городского округа Кисловодск, включая и территорию национального парка «Кисловодский» вне зависимости от субъектной принадлежности земельных участков. Уставом города от 27 марта 2019 года предусмотрено, что осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа относится к полномочиям администрации гор. Кисловодска. Из представленной выписки из акта об утверждении бюджета видно, что там отсутствуют сведения о том, что денежные средства для отлова безнадзорных животных выделяются исключительно на обслуживание земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе в защиту интересов неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Постановлением Правительства РФ №493 от 02 июня 2016 года в городе Кисловодске создан национальный парк «Кисловодский». Управление парком осуществляет ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», созданное на основании Распоряжения Правительства РФ №1290-р от 22 июня 2016 года.

Административный иск заявлен прокурором города Кисловодска в интересах неопределенного круга лица, но постановленные требования отвечают также интересам ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский», поскольку основанием для обращения в суд послужило бездействие административного ответчика по отлову животных без владельцев на территории национального парка.

В соответствии с пунктом 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Ставропольского края №90-кз от 06 октября 2015 года предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае наделены отдельными государственными полномочиями, состоящими также в организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных частью 1 статьи 18Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ "Об ответственномобращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе по отлову животных без владельцев, включая их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

В соответствии с подпунктом 38 пункта 2 статьи 45 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, принятого решением Думы города-курорта Кисловодска №27-519 от 27 марта 2019 года, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа относится к полномочиям администрации гор. Кисловодска.

При этом, доводы представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица - администрации гор. Кисловодска о том, что территория национального парка «Кисловодский» исключена из городского округа Кисловодск, судом отклоняются по следующим основаниям.

Действительно, разделом 5 генерального плана городского округа Кисловодск Ставропольского края, утвержденного Решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края №65-521 от 28 июля 2021 года, предусмотрено исключение 51 земельного участка, входящего в состав национального парка «Кисловодский», из границ населенного пункта гор. Кисловодска. В то же время, статьей 3.2.6 генерального плана Национальный парк «Кисловодский», как основное пространство для пользователей санаторно-курортных услуг, отнесено к общественным пространствам окружного (общегородского) значения. Более того, согласно письму УАиГ администрации гор. Кисловодска №453-03 от 05 мая 2022 года территория национального парка является частью городского округа Кисловодск.

Также, вопреки доводам представителей административного ответчика и заинтересованного лица - администрации гор. Кисловодска, не все земельные участки, вошедшие в состав национального парка, являются федеральной собственностью, и не все они переданы ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» на праве постоянного бессрочного пользования. В частности, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с кадастровым номером , входящий в состав национального парка, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию гор. Кисловодск.

Полномочия органов местного самоуправления по отлову безнадзорных животных распространяются на весь городской округ и в том числе на территорию национального парка «Кисловодский», вне зависимости от субъектной принадлежности земельного участка.

В ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения доводы представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица – администрации гор. Кисловодска о том, что финансирование отлова и обработки безнадзорных животных осуществляется исключительно на земельных участках муниципальной собственности.

По выписке из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации, бюджетной росписи субъекта Российской Федерации и гор. Кисловодска, расходы по отлову и содержанию безнадзорных животных за счет городского бюджета и организация проведения на территории Ставропольского края мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных предусмотрены без указания на принадлежность земельных участков. Данная выписка согласуется с письмом финансового управления администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в бюджете гор. Кисловодска в 2022 году предусмотрены средства на осуществление отдельных государственный полномочий Ставропольского края по организации в гор. Кисловодске мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а дополнительные собственные финансовые средства и материальные ресурсы - на территории, находящейся в муниципальной собственности гор. Кисловодска.

Из представленных ответчиком в дело муниципальных контрактов . и . на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в гор. Кисловодске в 2022г. видно, что они заключены с исполнителем ИП Чагаровой Р.Х. на исполнение указанных услуг (п. 1.4) на территории города за исключением территорий принадлежащих юридическим и физическим лицам или используемых ими для какой-либо деятельности. Территория национального парка, значимая для города-курорта и посещающих его пользователей санаторно-курортных услуг, в контрактах не указана. Следовательно, и услуги, указанные в контрактах, осуществлять на территории парка в интересах его посетителей и лиц, получающих лечение и отдыхающих на курорте в обеспечение их безопасности от агрессии беспризорных животных не предусмотрено. Между тем, из сообщения начальника отдела МВД России по гор. Кисловодску от ДД.ММ.ГГГГ. и и.о. главврача ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в 2021-2022гг. имеется немалое количество фактов нападения животных без владельцев на граждан на территории национального парка «Кисловодский».

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об устранении органа местного самоуправления в лице его уполномоченного управления городского хозяйства от решения возложенных на него задач, делегированных субъектом Российской Федерации и финансируемых за счет средств бюджетной системы, по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории национального парка «Кисловодский», входящего в черту городского округа Кисловодск и находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования прокурора города Кисловодска - у д о в л е т в о р и т ь.

П р и з н а т ь незаконным бездействие управления городского хозяйства администрации гор. Кисловодска, выразившееся в непринятии мер по осуществлению отлова животных без владельцев на территории национального парка «Кисловодский».

В о з л о ж и т ь на ответчика - управление городского хозяйства администрации гор. Кисловодска обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по реализации полномочий по отлову животных без владельцев на территории национального парка «Кисловодский».

Решение можно обжаловать в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд.

П р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й.

судья Кисловодского городского суда В.М.Супрунов