ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-719/2023 от 27.07.2023 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0069-01-2023-000873-68

Дело 2а-719/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чишмы 27 июля 2023 года

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галикеева Р.М.

при секретаре Маликовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Габдракиповой Г.Р. к Государственному казенному учреждению «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора аренды земельного участка, об обязании заключить договор аренды земельного участка,

установил:

Габдракипова Г.Р. обратилась в Чишминский районный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, о признании незаконными решения Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , выраженное в ответе исх.№КС-10/2053 от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером , без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, на основании заявления Габдракиповой Г.Р. вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Габдракипова Г.Р. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) и в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 437 207 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, в заявлении указала цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. №РГ-М04-04-1/118-Г Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан направило ответ Габдракиповой Г.Р. о том, что в ходе рассмотрения обращения было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером находится в государственной собственности Республики Башкортостан. В связи с чем, заявление Габдракиповой Г.Р. было направлено в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» для рассмотрения и направления ответа заявителю.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Габдракиповой Г.Р. ответ (исх.№КС-10/1024 от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с которым сообщило, что Согласно письму Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК», в которой сельскохозяйственное производство не предусмотрено. Также в ответе было сообщено, что земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями использования территории. Границы второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово», ограничение: На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. (п.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), в связи с чем на основании п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Габдракипова Г.Р. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) вновь обратилась в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 437 207 кв. м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет. В заявлении Габдракипова Г.Р. указала другую цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов). В заявлении Габдракипова Г.Р. просила в договоре аренды указать на все ограничения в использовании земельного участка, которые предусмотрены в границах второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово». В заявлении указала, что как следует из п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В заявлении указала, что в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты в принципе не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Габдракиповой Г.Р. ответ (исх.№КС-10/2053 от ДД.ММ.ГГГГ), который был получен Габдракиповой Г.Р. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением, в соответствии с которым сообщило, что территориальные зоны определяют состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков.

Как сообщалось в ранее направленном письме № КС-10/1024 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК». Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» для вышеуказанной территориальной зоны не установлен. В этой связи в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации положительное рассмотрение вопроса не представляется возможным.

Административный истец считает, что Уполномоченный орган, при принятии оспариваемого решения, незаконно и необоснованно не учел, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов содержится в ст. 39.16 ЗК РФ и нет ни одного законного основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером . В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из 26 перечисленных в статье 39.16 оснований. Перечень из 26 оснований для отказа в предоставлении земельного участка установленный ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Дополнительные 2 (два) основания для отказа в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлены п. 7. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ). Отказывая в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , Уполномоченный орган в качестве основания для отказа в заключении договора аренды указал на п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, вместе с этим Габдракипова Г.Р. считает отказы не обоснованными, указывает, что в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. При этом, указывает, что фактически разрешенное использование земельного участка соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении в связи с чем и считает оспариваемые им отказы незаконными. Указывает, что испрашиваемый земельный участок с кадастровыми номерами образован ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имеют установленный в 2013 году вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В обосновании своих доводов приводит положения п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с который градостроительные регламенты в принципе не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с чем, делает вывод о невозможности применения градостроительного регламента, установленного в 2022 году в составе Правил землепользования и застройки для сельскохозяйственных угодий в составе земель категории сельскохозяйственного назначения.

Земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории, а именно в границах второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово». В указанной территориальной зоне имеются ограничения:

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

- строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

- строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

- размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;

- строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод; складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

- массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

- использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;

- сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов; вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения. При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.; (п.3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

Из содержания пункта 3 статьи 96 ЗК РФ, пункта 3 статьи 2 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ следует, что вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны не изъяты и не ограничены обороте и могут быть предоставлены в аренду. В отношении данных территорий установлены лишь ограничения использования земельных участков (хозяйственной деятельности) в их составе.

Вместе с этим, Габдракипова Г.Р. в своем заявлении не просит предоставить земельный участок для размещения объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и не указывает, что собирается заниматься хозяйственной деятельностью, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

В административном иске административный истец Габдракипова Г.Р. просит суд признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , выраженное в ответе исх.№КС-10/2053 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером , без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, на основании заявления Габдракиповой Г.Р. вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ;

Определением суда, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направил в суд письменные возражения, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам изложенным в возражениях.

Судом принято определение в порядке ст. 150, 151 КАС РФ о рассмотрении дела в отсутствии сторон.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Габдракипова Г.Р. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) и в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 437 207 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, в заявлении указала цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. №РГ-М04-04-1/118-Г Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан направило ответ Габдракиповой Г.Р. о том, что в ходе рассмотрения обращения было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером находится в государственной собственности Республики Башкортостан. В связи с чем, заявление Габдракиповой Г.Р. было направлено в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» для рассмотрения и направления ответа заявителю.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Габдракиповой Г.Р. ответ (исх.№КС-10/1024 от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с которым сообщило, что Согласно письму Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК», в которой сельскохозяйственное производство не предусмотрено. Также в ответе было сообщено, что земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями использования территории. Границы второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово», ограничение: На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. (п.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), в связи с чем на основании п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Габдракипова Г.Р. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) вновь обратилась в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 437 207 кв. м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н. Чишминский, с/<адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет. В заявлении Габдракипова Г.Р. указала другую цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов и сооружений, без использования минеральных удобрений, без применения ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками). В заявлении Габдракипова Г.Р. просила в договоре аренды указать на все ограничения в использовании земельного участка, которые предусмотрены в границах второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово». В заявлении указала, что как следует из п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В заявлении указала, что в соответствии с п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты в принципе не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Габдракиповой Г.Р. ответ (исх.№КС-10/2053 от ДД.ММ.ГГГГ), который был получен Габдракиповой Г.Р. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением, в соответствии с которым сообщило, что территориальные зоны определяют состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков.

Как сообщалось в ранее направленном письме № КС-10/1024 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК». Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» для вышеуказанной территориальной зоны не установлен. В этой связи в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации положительное рассмотрение вопроса не представляется возможным.

Оспариваемое административным истцом решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», выраженное в ответе исх.№КС-10/2053 от ДД.ММ.ГГГГ основано на том обстоятельстве, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером , согласно градостроительного регламента в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, расположены в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК».

Территориальная зона природно-исторического каркаса - сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады). Сохранение и изучение объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе: объектов археологического наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, недействующих военных и гражданских захоронений, объектов культурного наследия, хозяйственная деятельность, являющаяся историческим промыслом или ремеслом, а также хозяйственная деятельность, обеспечивающая познавательный туризм.

В состав территориальных зон природно-исторического каркаса включены:

Зона «ПК» - сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады):

1. Охрана природных территорий. Сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создание и уход за запретными полосами, создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках, и иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах, соблюдение режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными.

2. Курортная деятельность. Использование, в том числе с их извлечением, для лечения и оздоровления человека природных лечебных ресурсов (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапой лиманов и озер, особый климат и иные природные факторы и условия, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека), а также охрана лечебных ресурсов от истощения и уничтожения в границах первой зоны округа горно-санитарной или санитарной охраны лечебнооздоровительных местностей и курорта.

Кроме этого, оспариваемые административным истцом решения содержат в качестве основания для отказа ссылку на п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации

Судом установлено, что каких-либо других оснований для отказа в заключении договора аренды в отношении спорного земельного участка Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» не указывало.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу вышеприведенных норм именно административные ответчики Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязаны представить в дело доказательства законности оспариваемых решений и документально подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.

Вместе с этим, надлежащих доказательств законности оспариваемого решения административными ответчиками в материалы дело не представлено.

Не представлено в материалы дела и каких-либо других допустимых доказательств, препятствующих предоставлению спорного земельного участка с кадастровым номером в аренду заявителю для цели: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов и сооружений, без использования минеральных удобрений, без применения ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками), сроком на 5 (пять) лет без проведения торгов.

В соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года):

1. Гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

2. Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

3. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет.

4. При предоставлении гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности подтверждение отсутствия на территориях иных субъектов Российской Федерации у таких гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка не требуется.

5. Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.

6. Изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не допускается.

7. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:

1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.

В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из 26 перечисленных в статье 39.16 оснований.

Перечень из 26 оснований для отказа в предоставлении земельного участка установленный ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Дополнительные 2 (два) основания для отказа в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлены п. 7. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ).

Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации содержит порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Таким образом, уполномоченный орган, с ДД.ММ.ГГГГ при поступлении заявления гражданина или крестьянское (фермерское) хозяйство о предоставлении земельного участка без проведения торгов, обязан проверить, имеются или нет основания для отказа в предоставлении земельного участка из числа, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 7. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года).

Если такие основания для отказа имеются, уполномоченный орган обязан обоснованно отказать в предоставлении земельного участка со ссылкой на конкретный пункт основания для отказа в предоставлении земельного участка из числа предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации или п. 7. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022).

Если таких оснований для отказа не имеется, уполномоченный орган обязан заключить договор аренды.

Отказывая в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , Уполномоченный орган в качестве основания для отказа в заключении договора аренды указал на п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, вместе с этим суд не может признать основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, которое содержится в п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации законным и обоснованным.

В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимого имущества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами из которой следует, что для земельного участка с кадастровым номером установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, и установлен вид разрешенного использования земельного участка: для ведения сельскохозяйственного производства.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Административный истец в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) просил предоставить земельный участок с кадастровым номером для цели использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов и сооружений, без использования минеральных удобрений, без применения ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками).

Установленный в ЕГРН вид разрешенного использования в отношении спорных земельных участков «для ведения сельскохозяйственного производства» является видом разрешенного использования, который включает в себя все виды сельскохозяйственного производства, в том числе сельскохозяйственное производство, связанное с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) без права строительства сельскохозяйственных объектов, без использования минеральных удобрений, без применения ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками).

Таким образом, испрашиваемая цель использования земельного участка, указанная в заявлении административного истца соответствует его виду разрешенного использования.

По вопросу вхождения спорных земельных участков в территориальную зону «ПК» и установления в отношении данной территориальной зоны градостроительного регламента суд отмечает следующее.

Судом установлено и материалами дела, подтверждается, что спорный земельный участок, с кадастровым номером свободнен от каких-либо селькохозяйственных построек и представляют собой пашни и относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельных участков «для сельскохозяйственного производства». Данный вид разрешенного использования был установлен с ДД.ММ.ГГГГ и не изменялся.

В результате внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, на основании Решения Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ возможность осуществления сельскохозяйственного производства на спорном земельном участке, с кадастровым номером , который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и правовой режим его использования не изменились.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (в. 5 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, Утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, Определение Верховного суда Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N 308-ЭС20-22095, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2022 г. по делу №а32-3872/2021).

Суд приходит к выводу об отнесении спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям.

Доказательств обратного в материалы дела административными ответчиками не представлено.

Суд приходит к выводу о невозможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка и его использования не для сельскохозяйственного производства.

Решение Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в части установления градостроительного регламента (территориальной зоны «ПК») прямо противоречит закону, имеющему большую юридическую силу (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в соответствии с которой градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Сам по себе факт расположения спорных земельных участков, сформированных и поставленных на кадастровый учет в 2013 году как участки сельскохозяйственного назначения, в территориальной зоне «ПК», установленных Правилами землепользования и застройки позднее в 2022 году, в данном случае правового значения не имеют. Нормы права, препятствующие использованию данного участка в заявленных целях - для ведения крестьянско-фермерского хозяйства в материалы дела не представлены.

Доводы административного ответчика о том, что Правила землепользования и застройки, которыми спорные земельные участки отнесены к территориальной зоне «ПК», не признаны судом недействующими, не исключают неприменения судом нормативного акта, который противоречит другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону (абзац 12).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 декабря 2017 года N 37-П, следует, что указанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации предполагают обязанность суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле, на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в случае установления такого противоречия - вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные разъяснения даны Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 4 пункта 9 постановления Пленума от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Как следует из содержания части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

Таким образом, поскольку внесение изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденные Решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о (далее - Правила), об установлении в отношении спорных земельных участков градостроительных регламентов, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то они в данной части применению не подлежат, и не исключают признание оспариваемого административным истцом решения недействительным.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» возражая на административное исковое заявление административного истца, указывает, что земельный участок полностью находится в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, а именно во второй зоне, на территории которой запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Судом установлено, что оспариваемый административным истцом отказ в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , выраженное в ответе исх.№КС-10/2053 от ДД.ММ.ГГГГ не содержит данного основания, в качестве основания в заключении договора аренды земельного участка.

Проверяя возможность использования спорного земельного участка для заявленных административным истцом целей во второй зоне горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово» суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об установлении границ и режима округа и зон горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП санаторий «Юматово» РБ» от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы и режим округа и зон горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП санаторий «Юматово» РБ.

Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , спорный земельный участок полностью расположен во второй зоне горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово»

Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года №1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (с изменениями и дополнениями), установлено, что на территории второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны, запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

- строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

- строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

- размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;

- строительство транзитных автомобильных дорог;

- размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;

- строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;

- размещение кладбищ и скотомогильников;

- устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

- складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

- массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

- использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;

- сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;

- вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Аналогичные запреты и ограничения содержатся в Постановлении Правительства Республики Башкортостан «Об установлении границ и режима округа и зон горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП санаторий «Юматово» РБ» от 29.11.2006 № 337.

Вышеуказанный перечень ограничений и запретов на территории второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Как следует из материалов дела, Габдракипова Г.Р. в своем заявлении от 07.02.2023 года просила предоставить земельный участок с кадастровым номером для цели использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства), без права строительства сельскохозяйственных объектов и сооружений, без использования минеральных удобрений, без применения ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками).

Растениеводство, в состав которого входит выращивание сельскохозяйственных культур, в том числе лекарственных сельскохозяйственных культур может быть непосредственно связано с развитием курортного лечения и отдыха, например с развитием сферы фитотерапии в санаторно-курортном лечении.

Административными ответчиками в материалы дела не представлено доказательств безусловного отнесения заявленной Габдракиповой Г.Р. цели использования спорного земельного участка к ограничениям и запретам, установленным для режима использования второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны месторождения минеральных вод ГУП санаторий «Юматово» РБ.

Условиями договора аренды арендодателем могут быть установлены ограничения и запреты, установленные для зоны с особыми условиями использования территории, в частности для режима использования второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны месторождения минеральных вод ГУП санаторий «Юматово» РБ.

Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» возражая на административное исковое заявление административного истца, указывает, что на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка Габдракипова Г.Р. не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, главы КФХ, не состоит в КФХ в связи с чем, земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства не может быть предоставлен гражданину.

Проверяя возможность предоставления спорного земельного участка гражданину, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, главы КФХ, и не состоящему в КФХ, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года) гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

По смыслу закона, право получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности принадлежит гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

При этом, законом не установлены какие-то дополнительные требования к статусу гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, в связи с чем суд приходит к выводу, что с заявлением о предоставлении земельного участка может обратиться как любой гражданин, так и крестьянское (фермерское) хозяйтство.

После предоставления гражданину земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду, такой гражданин вправе в соответствии с действующим законодательством зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя - главы КФХ.

В этой связи, суд приходит к выводу, о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером может быть предоставлен в аренду по заявлению физического лица или и крестьянского (фермерского) хозяйства на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года) и без применения порядка об опубликовании извещений о возможности предоставления земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 Земельным кодексом Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что заявление Габдракиповой Г.Р. о предоставлении земельного участка обосновано и соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года).

Административным истцом также заявлены требования об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером , без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, на основании заявления Габдракиповой Г.Р. вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев требования заявителя в указанной части, исследовав изложенные обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Полномочиями по заключению договоров аредны земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена наделен орган исполнительной власти Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, соглашением о взаимодействии, принимать решения от имени указанного государственного органа полномочиями наделено Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», при реализации данных полномочий орган (учреждение) проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства.

Суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд, признавая решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданина незаконным, при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав не может подменять орган исполнительной власти в вопросе оценки содержания представленных заявителем гр. Габдракиповой Г.Р. документов, обязывая совершить определенные действия (например заключить договор аренды земельного участка).

Проверка соответствия представляемых документов предъявляемым законом и подзаконными нормативными актами требованиям в полномочия судебных органов не входит.

В резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Таким образом, суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

В рассматриваемом случае, исходя из установленных обстоятельств данного конкретного спора, учитывая, что материалами дела подтверждено представление гр. Габдракиповой Г.Р. всех предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации документов, суд считает необходимым обязать Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» повторно рассмотреть заявление гр. Габдракиповой Г.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Габдракиповой Г.Р. к Государственному казенному учреждению «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора аренды земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером , выраженное в ответе исх.№КС-10/2053 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» повторно рассмотреть заявление Габдракиповой Г.Р. (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 437 207 кв. м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.

Копия верна

Судья Р.М. Галикеев