Дело №2a-71/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2017 года город Солнечногорск
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Тимофеевой А.А.,
с участием административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску военнослужащего военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Чеховскому гарнизону майора юстиции ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел) и его заместителя, связанных с исключением административного истца и члена его семьи из списка на предоставление служебных жилых помещений,
установил:
Дурглишвили до 12 сентября 2017 года проходил военную службу в 483 военном следственном отделе, а с указанной даты проходит таковую в военном следственном отделе по Чеховскому гарнизону.
В ноябре 2015 года он был включен в список на предоставление служебного жилого помещения в городе Солнечногорск-7 Московской области с составом семьи 2 человека (он и жена).
Решением заместителя начальника 1 отдела от 29 марта 2017 года №/М он был снят с учета нуждающихся в жилье ввиду исключения военнослужащих военных следственных органов из штата Министерства обороны Российской Федерации и включения их в штатную численность Следственного комитета Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, Дурглишвили обратился с административным иском в суд, в котором просил признать незаконным упомянутое решение заместителя начальника 1 отдела и обязать начальника названной организации отменить это решение, восстановив его и членов его семьи в оспариваемом списке.
В обоснование заявленных требований Дурглишвили, сославшись на положения части 22 статьи 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (в редакциях, действовавших до и после 1 января 2017 года), статью 36 Федерального закона от 4 июня 2014 года №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации», указал, что Министерство обороны Российской Федерации не выполнило до 1 января 2017 года возложенные на данное ведомство обязательства по обеспечению его служебным жилым помещением, а потому он и члены его семьи не могут быть сняты с оспариваемого учета.
В ходе судебного разбирательства административный истец поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям и пояснил, что после перевода к новому месту службы в город Чехов Московской области с заявлением о включении в список на предоставление служебного жилого помещения он не обращался ни в один из органов, осуществляющих соответствующий учет военнослужащих.
Административные ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. При этом их представитель в письменных возражениях требования Дурглишвили не признал и просил отказать в их удовлетворении, поскольку каких-либо нарушений действующего законодательства его доверителями допущено не было.
Заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и данным Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному данным Федеральным законом или Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В ныне действующей редакции приведенной статьи указание на принадлежность офицеров военных следственных органов к Министерству обороны Российской Федерации и другим войскам и воинским формированиям исключено.
Указанное изменение обусловлено исключением численности военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с 1 января 2017 года из численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включением в штатную численность следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 4 июня 2014 года №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» на военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих, порядок их пенсионного обеспечения, медицинского и иного обеспечения с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 года №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» с 1 января 2017 года статья 40 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» была дополнена частью 8, согласно которой ведение учета военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с 1 января 2017 года, осуществляется Следственным комитетом.
Более того, частью 5 статьи 36 упомянутого Федерального закона определено, что Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, до 1 января 2017 года завершается исполнение возникших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательств финансово-экономического и социального характера перед военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями.
В рамках реализации ныне действующих требований Закона приказом председателя Следственного комитета Российской Федерации от 13 февраля 2017 года №27 утвержден Порядок организации деятельности по учету нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а приказом руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по РВСН от 21 апреля 2017 года № – Положение о жилищной комиссии названного следственного управления.
Из содержания подпункта «а» пункта 6 упомянутого Положения усматривается, что к функциям жилищной комиссии относится рассмотрение заявлений о постановке на учет военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (в том числе служебными), проверка представляемых документов, принятие по ним решений.
В свою очередь, по смыслу пунктов 1 и 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1280, полномочия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его структурных подразделений по вопросам ведения учета нуждающихся в служебном жилье распространяются лишь на военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что военнослужащие военных следственных органов до 1 января 2017 года подлежали обеспечению служебным жильем за счет Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в штатную численность которых они входили. При этом обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях указанной категории военнослужащих возлагалась на уполномоченные органы этих ведомств (в частности, в Министерстве обороны Российской Федерации – Департамент жилищного обеспечения и его структурные подразделения).
Вместе с тем с 1 января 2017 года названные военнослужащие могут заявить о своем праве на обеспечение служебным жилым помещением и поставить вопрос о его реализации путем обращения в соответствующие жилищные комиссии, образованные в военных следственных управлениях, а аналогичные органы военного ведомства такими полномочиями не обладают. На это прямо указывает законодатель, предписывая Министерству обороны Российской Федерации завершить с указанной даты исполнение обязательств по обеспечению жильем военнослужащих военных следственных органов.
В соответствии с выписками из послужного списка и приказа руководителя военного следственного отдела – войсковая часть 68793 от 31 августа 2015 года, объяснениями Дурглишвили он проходит военную службу по контракту в военных следственных органах: с 31 августа 2015 года по 11 сентября 2017 года – в 483 военном следственном отделе, а с 12 сентября 2017 года по настоящее время – в военном следственном отделе по Чеховскому гарнизону.
Копиями контрактов о прохождении военной службы подтверждается, что в июне 2012 года Дурглишвили заключил таковой с Министерством обороны Российской Федерации в лице руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по РВСН, а в июне 2017 года – со Следственным комитетом Российской Федерации в лице руководителя этого же Управления.
Согласно уведомлению от 25 ноября 2015 года №/К административный истец и член его семьи с 25 ноября 2015 года состояли в списке на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в Московской области, городе Солнечногорск-7.
Из содержания решения заместителя начальника 1 отдела от 29 марта 2017 года №/М усматривается, что Дурглишвили был снят с оспариваемого учета ввиду исключения военнослужащих военных следственных органов из штата Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд считает установленным, что с 1 января 2017 года административный истец, проходящий военную службу в Следственном комитете Российской Федерации, утратил право на обеспечение служебным жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, а потому законные основания для его дальнейшего пребывания в списках военного ведомства на предоставление указанного жилья отсутствуют. При этом, как было указано выше, исходя из требований части 8 статьи 40 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации», он вправе заявить о своем желании быть обеспеченным служебным жилым помещением за счет иного органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, - Следственного комитета Российской Федерации.
Что касается утверждений Дурглишвили о ненадлежащем исполнении военным ведомством своих обязанностей по обеспечению его служебным жилым помещением, то суд признает их несостоятельными, поскольку согласно сообщению Отдела от 19 декабря 2016 года ему предлагалась двухкомнатная квартира, расположенная по месту его военной службы. На этот вывод суда не влияет то обстоятельство, что административный истец, с его слов, фактически исполнял служебные обязанности в ином населенном пункте – поселке Софрино Пушкинского района Московской области, так как указанный военнослужащий, исходя из содержания его заявления, поданного в 1 отдел в ноябре 2015 года, претендовал на обеспечение служебным жильем именно по месту его военной службы – военного следственного отдела – войсковая часть 68793, находящегося в городе Солнечногорск-7 Московской области.
Кроме того, суд считает, что в силу части 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» одной из форм реализации военнослужащим права на служебное жилое помещение при невозможности обеспечить его таковым в натуре является выплата компенсации за наем жилого помещения. Доказательств невыполнения должностными лицами органов военного управления этой обязанности представлено не было.
Помимо изложенного судом принимается во внимание, что в сентябре 2017 года Дурглишвили убыл к новому месту военной службы – в город Чехов Московской области, каких-либо заявлений о признании его нуждающимся в жилье в указанном населенном пункте не подавал, а потому в настоящее время основания для восстановления административного истца в названных списках отсутствуют.
При таких данных суд признает оспариваемое решение заместителя начальника 1 отдела законным и обоснованным, а в удовлетворении требований Дурглишвили – отказывает в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175, 176, 178 – 180, 227 КАС РФ, гарнизонный военный суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Панин