ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/18 от 01.08.2018 Сандовского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-71/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2018 года пос. Сандово

Сандовский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лыкова Ю.А.

при секретаре Мостинниковой А.Н.

с участием процессуального административного истца – помощника прокурора Сандовского района Тверской области Кочешковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сандовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Соболинское сельское поселение Сандовского района Тверской области о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства о межнациональных отношениях,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сандовского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав следующим.

Прокуратурой Сандовского района Тверской области проведена проверка законодательства о межнациональных отношениях администрацией Соболинского сельского поселения Сандовского района Тверской области, в ходе которой выявлены следующие нарушения.

В силу п. 7.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Пунктом 3 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666, органам местного самоуправления рекомендовано при осуществлении своих полномочий при реализации государственной национальной политики руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В связи с этим, основными вопросами, требующими особого внимания муниципальных районов являются: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление, их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов. Одной из задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации является регулирование вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Пунктом 26 указанной Стратегии определено, что в качестве инструмента реализации настоящей Стратегии на муниципальном уровне могут стать муниципальные целевые программы.

Пунктом 3 Плана основных мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Тверской области в 2016 - 2018 годах, утвержденного Распоряжением Правительства Тверской области от 25 апреля 2016 г. № 171-рп, органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области поручено в 4 квартале 2016 года разработать муниципальные программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района установлено, что администрацией Соболинского сельского поселения муниципальная программа по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации не разработана и не реализуются на территории муниципального образования.

Выявленные нарушения показывают, что полномочия по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Соболинского поселения, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов исполняются ненадлежащим образом.

Вышеуказанные нарушения закона затрагивают права неопределенного круга лиц на безопасное проживание и пребывание граждан на территории Соболинского сельского поселения.

В силу статей 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании представитель процессуального административного истца помощник прокурора Сандовского района Тверской области Кочешкова Н.А. заявленные прокурором района административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в административном иске.

Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования Соболинское сельское поселение Сандовского района Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений против заявленных административных исковых требования не представил.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу статей 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно п. 7.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Аналогичные положения закреплены п.9 ст.9 Устава муниципального образования Соболинское сельское поселение Сандовского района Тверской области (л.д.8-9).

Пунктом 3 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666, органам местного самоуправления рекомендовано при осуществлении своих полномочий при реализации государственной национальной политики руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В связи с этим, основными вопросами, требующими особого внимания муниципальных районов являются: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление, их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов. Одной из задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации является регулирование вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Пунктом 26 указанной Стратегии определено, что в качестве инструмента реализации настоящей Стратегии на муниципальном уровне могут стать муниципальные целевые программы.

Пунктом 3 Плана основных мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Тверской области в 2016 - 2018 годах, утвержденного Распоряжением Правительства Тверской области от 25 апреля 2016 г. № 171-рп, органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области поручено в 4 квартале 2016 года разработать муниципальные программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Проведенной прокуратурой района 01.06.2018 года проверкой (л.д.6-7) установлено, что администрацией Соболинского сельского поселения муниципальная программа по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации не разработана и не реализуются на территории муниципального образования.

Административным ответчиком отсутствие разработанной муниципальной программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации, как на момент прокурорской проверки, так и при рассмотрении административного дела судом, не отрицается и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

На основании установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что административным ответчиком полномочия по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Соболинского сельского поселения, реализации прав национальных меньшинств, обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов исполняются ненадлежащим образом.

Вышеуказанные нарушения закона затрагивают права неопределенного круга лиц на безопасное проживание и пребывание граждан на территории Соболинского сельского поселения.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором административные исковые требования к администрации муниципального образования Соболинского сельского поселения Сандовского района Тверской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ и, принимая во внимание, значимость, объем и характер предстоящих работ, суд с учетом мнения сторон полагает правильным установить административному ответчику срок для разработки и утверждения муниципальной программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Сандовского района Тверской области удовлетворить в полном объеме.

Возложить на администрацию муниципального образования Соболинское сельское поселение Сандовского района обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Сандовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01 августа 2018 года.

Председательствующий Ю.А. Лыков