ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/19ГОДА от 04.02.2019 Райчихинского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а-71/2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2019 года г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.

при секретаре Матвеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,

У С Т А Н О В И Л:

МИ ФНС России № 2 по Амурской области обратилось в Райчихинский городской суд Амурской области с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени, указав в его обоснование, что ФИО1, ИНН , проживающий по адресу: <адрес>, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, является налогоплательщиком имущественных налогов, согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан ежегодно оплачивать их в установленные законом сроки.

На дату составления заявления за данным налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, согласно прилагаемому налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ. Расчет (перерасчет) налога: «Налоговый период», «налоговая ставка», «Количество месяцев», за которые производится расчет, перерасчет к году, указаны в налоговом уведомлении.

Инспекцией произведен расчет транспортного налога в следующей последовательности: ставка налога в зависимости от вида транспортного средства (в соответствии со ст. 2 Закона Амурской области от 18.11.2002 года № 142-ОЗ) умножена на количество лошадиных сил (согласно данных тех.паспорта по данным ГИБДД) разделена на количество месяцев в году (12) и умножена на количество месяцев владения.

Инспекцией в соответствии со ст. 74 НК РФ были начислены пени, начисление пеней Инспекцией произведено в следующем порядке: сумма не уплаченного налога умножена на 1/300 ставки рефинансирования, установленную Центральным Банком РФ и умножена на количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налогов (дни исчисляются с установленного срока уплаты по дату направления требования).

Неисполнение обязанности по уплате сумм налогов и пени явилось основанием для направления Инспекцией в адрес ФИО1, в соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требования о добровольной оплате суммы недоимки и пени от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику предлагалось добровольно оплатить имущественные налоги и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный в требовании срок и на день подачи административного искового заявления, Требование ответчиком не исполнено, задолженность по транспортному налогу составила 3 685,02 руб.

На дату направления административного искового заявления за физическим лицом ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу, которая не уплачена должником в установленный срок.

В связи с указанными обстоятельствами, на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, 123.7 КАС РФ, ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд для взыскания задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, причиной пропуска которого для подачи заявления в суд является неукомплектованность штата Инспекции и сбои в работе программного обеспечения, не позволившие своевременно выявить задолженность по налогам и сборам.

МИ ФНС России № 2 по Амурской области, на основании ст.ст. 31, 48 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, ст. 125, 126, 286 КАС РФ, просит суд взыскать с ФИО1, ИНН , проживающего по адресу: <адрес>, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ – 3 667,00 руб., пеню – 18,02 руб., всего – 3 685,02 руб.

Суд, на основании положений ч. 3 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил: рассмотреть дело при указанной явке участников процесса.

Представитель административного истца МИ ФНС России № 2 по Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении, направленном в суд, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивал, просил суд взыскать с административного ответчика ФИО1 сумму задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ – 3 667,00 руб., пеню – 18,02 руб., всего – 3 685,02 руб.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, не представил письменного отзыва на иск, явку своего представителя не обеспечил.

В силу ст. 150, 152 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Статья 75 НК РФ определяет понятие пени как установленную настоящей статьей денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является налогоплательщиком, за ним числится задолженность по транспортному налогу.

ФИО1 направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, пени за несвоевременное перечисление транспортного налога. Срок уплаты задолженности в требовании установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако действий к уплате налога, пени административный ответчик не предпринял. При этом правомерность начисления налога, пени на сумму неуплаченного налога ответчиком не оспаривалась.

Неисполнение требования явилось основанием для обращения в суд с административным иском для принудительного взыскания задолженности.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Материалами дела установлено, что требование по уплате налога административному ответчику предлагалось исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье административный истец был обязан обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по истечению указанного срока – ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 2 по Амурской области отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа по причине пропуска срока для обращения в суд с указанным заявлением. Определение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ не оспорено.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Райчихинский городской суд Амурской области ДД.ММ.ГГГГ. В административном иске содержится ходатайство МИ ФНС России № 2 по Амурской области о восстановлении пропущенного срока для обращения с иском в суд, причиной пропуска называет неукомплектованность штата Инспекции, сбои в работе программного обеспечения, не позволившие своевременно выявить задолженность по налогу.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу закона, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в пунктах 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

Как было отмечено, МИ ФНС России № 2 по Амурской области в обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в иском в суд Инспекцией указано на неукомплектованность штата, сбои в работе программного обеспечения, не позволившие своевременно выявить задолженность по налогу. При этом в материалах административного дела нет сведений о принятии административным истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по день обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, предпринимались меры по взысканию задолженности. По мнению суда, доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения с иском в суд МИ ФНС России № 2 по Амурской области не представлено, указанные истцом причины : неукомплектованность штата Инспекции, сбои в работе программного обеспечения, не позволившие своевременно выявить задолженность по налогу, не могут быть признаны судом в качестве уважительных, поскольку МИ ФНС № 2 по Амурской области является специализированным государственным органом, компетенцию которого составляют осуществление контроля за сбором налогов и своевременностью их взимания. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такового обусловлено обеспечением стабильности отношений участников спорных правоотношений и соответствующего баланса их интересов.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что для восстановления пропущенного срока основания не имеется законных оснований, в связи с чем в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Пропуск срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Поскольку административным истцом пропущен срок для обращения с административным иском в суд, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства МИ ФНМ России № 2 по Амурской области о восстановлении пропущенного срока по причине неуважительности причин пропуска срока, непредставлением доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения с иском, суд считает не подлежащими удовлетворению заявленные Межрайонной ИФНС № 2 по Амурской области административные исковые требования к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец при подаче настоящего иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины. В удовлетворении заявленных административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области судом отказано, в связи с чем государственная пошлина взысканию, на основании положений ч. 3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 667,00 руб., пени – 18,02 руб., всего – 3 685,02 руб., в связи с пропуском срока для обращения с настоящим административным иском в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области.

Председательствующий судья : Н.В. Шорохова