ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/20 от 18.02.2020 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

Деперсонификация

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

административное дело № 2а-71/2020

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Соломко И.И.,

при секретаре судебного заседания Хазовой Ю.О.,

с участием представителя административного истца Гордеева А.В.,

а также представителя заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» - Фоминой О.М.,

рассмотрев административное дело, возбужденное по административному иску Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании акта контрольных мероприятий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ (далее Акт проверки),

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ) через своего представителя Гордеева обратилось в военный суд с административным иском, в котором просило признать незаконными изложенные в Акте проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по (Центральному военному округу) (далее Межрегиональное управление) от ДД.ММ.ГГГГ выводы о допущенных нарушениях в виде непроизводительных расходов бюджетных средств на сумму <данные изъяты> и предложения по принятию к учету и возмещению суммы ущерба, обязав Межрегиональное управление, исключить их из названного акта.

В обоснование заявленных требований ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ указало, что в 2018 году Межрегиональным управлением было проведено контрольное мероприятие в отношении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» (далее ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО»), а также воинских частей и учреждений, состоящих в нем на финансовом обеспечении и обслуживании. При этом ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ к участию в проверочных мероприятий не привлекалось и не уведомлялось об их проведении. По результатам проверки ревизионной группой был составлен и подписан Акт проверки , в котором указано, что ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ допущены непроизводительные расходы бюджетных средств на сумму <данные изъяты>, состоящие из оплаты судебных расходов: <данные изъяты>. Непроизводительные расходы ревизоры посчитали ущербом, причиненным государству, в связи с чем в Акт проверки были внесены предложения по принятию указанной суммы ущерба к учету, а также принятию решения по возмещению ущерба. Выписка из спорного Акта проверки поступила административному истцу 15 мая 2019 г.

ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, не оспаривая размер непроизводительных расходов, ссылаясь на нормы Гражданского и Трудового кодексов РФ, разъяснения Департамента социальных гарантий МО РФ, не согласилось с тем, что эти расходы являются ущербом и на них возложены обязанности по его учету и возмещению.

Представитель административного истца Гордеев в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил суд их удовлетворить и в дополнение указал, что судебные расходы выплачены на основании судебных решений, вступивших в законную силу, по исполнительным документам законно и обоснованно, при этом должностные лица административного истца прямого ущерба государству не причиняли. Кроме того, в спорном акте отсутствуют ссылки на нарушенные нормы.

Представитель заинтересованного лица Фомина в судебном заседании пояснила, что Акт проверки был подписан руководителем ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» 3 августа 2018 г. без протокола разногласий и управлением не оспаривался. В адрес административного истца ими направлялись копии исполнительных документов, на основании которых была произведена оплата судебных расходов с лицевого счета управления, для проведения расследования и привлечения виновных лиц к материальной ответственности. Помимо этого, Фомина подтвердила, что по исполнительным документам, выданным на основании судебных решений, связанных с признанием незаконными действий и решений ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в период с сентября 2016 года по июнь 2018 года управлением дополнительно запрошены у главного распорядителя бюджетные денежные средства, которые выплачены в пользу заявителей в общем размере соответствующем указанному в спорном акте - <данные изъяты>. По мнению Фоминой указанная сумма не является ущербом, поскольку она выплачена финансовым органом на основании вступивших в законную силу судебных актов, которые являются обязательными для исполнения, в том числе управлением.

Административный ответчик Межрегиональное управление, уведомленное о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие. Из представленных суду письменных возражений следует, что административный ответчик с требованиями административного иска не согласен, просит отказать в их удовлетворении, поскольку проверочные мероприятия проведены уполномоченным органом, в порядке, установленном руководящими документами, а именно приказом Министра обороны РФ от 3 октября 2015 г. и Методическими рекомендациями, утвержденными заместителем Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ
. При этом в ходе проверки установлен факт непроизводительных расходов ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в размере <данные изъяты>, на которые финансовым органом дополнительно истребованы бюджетные ассигнования, что подтверждает обстоятельство того, что данные расходы не являются заданным результатом деятельности учреждения, а при выполнении функциональных обязанностей участниками бюджетного процесса в соответствии с законодательством вышеуказанные расходы полностью отсутствуют. В связи с чем судебные расходы являются излишними выплатами, осуществленными по вине должностных лиц административного истца, то есть являются разновидностью убытков, и в соответствии с Классификатором отнесены к виду нарушений «Непроизводительное использование бюджетных средств», а также к нарушениям, которыми причинен реальный ущерб. На этом основании, по мнению административного ответчика, ущерб должен учитываться на счете <данные изъяты> и по его возмещению должно быть принято соответствующее решение.

Заслушав представителей Гордеева и Фомину, исследовав материалы дела и документы, представленные в судебном заседании, военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из приказа начальника Межрегионального управления от
5 июня 2018 г. , в соответствии с планом контрольных мероприятий на контрольную группу возложена обязанность провести контрольное мероприятие финансово-экономической и хозяйственной деятельности Управления финансового обеспечения по Свердловской области, а также воинских частей и организаций, состоящих на его финансовом обслуживании за период с 19 сентября 2016 г. по
1 июня 2018 г. Срок проверки с 14 июня по 28 июля 2018 г.

По результатам проверки был составлен акт контрольного мероприятия от
3 августа 2018 г. , где наряду с иными сведениями в выводах указано на непроизводительное использование бюджетных средств в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, связанных с оплатой судебных расходов в размере <данные изъяты>, а именно: <данные изъяты>. Ущерб не возмещен. Кроме того в пунктах 1, 2 и 11 Предложений по устранению выявленных нарушений руководителям учреждений, командирам воинских частей предложено принять к учету суммы выявленного контрольным мероприятием реального ущерба, назначить проведение административных расследований по выявленным нарушениям с денежными средствами и принять решения по возмещению этого ущерба, а также представить в Управление финансового обеспечения выписки из приказов о внесении сумм выявленного ущерба в книгу учета недостач для отражения по бухгалтерскому учету.

Копиями решений судов и исполнительными документами, содержащимися в материалах дела (т. 3 и т. 4), подтверждены обстоятельства признания незаконными действий и решений должностных лиц ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ и удовлетворения требований заявителей, в том числе по судебным издержкам. При этом платежными поручениями подтвержден факт перечисления денежных средств с лицевого счета ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» по вышеуказанным исполнительным документам в пользу 45 лиц (по списку т. 2), а всего на сумму <данные изъяты>.

Из служебной переписки между ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» и ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ за 2017-2018 г.г., содержащейся в материалах дела (т. 2) видно, что финансовым органом в адрес административного истца направлялись копии исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, связанных с признанием незаконными действий и решений жилищного органа, а также сведения о произведенной оплате судебных расходов с лицевого счета финансового органа в рамках договора на обслуживание. Кроме того, жилищному органу предложено решить вопрос по проведению административных расследований для принятия решения по привлечению виновных лиц к материальной ответственности. Из ответов жилищного органа усматривается, что в ряде случаев ими были проведены служебные разбирательства, но установить виновных в причинении материального ущерба должностных лиц не представилось возможным. На учет материальный ущерб не принят.

Из письма директора Департамента социальных гарантий МО РФ от 15 ноября 2018 г. видно, что, по его мнению, непроизводительные расходы, в том числе судебные расходы, взыскиваемые в процессе судопроизводства по спорам пенсионного и социального обеспечения уволенных военнослужащих, не относятся к прямому действительному ущербу.

Пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ
«Об обороне» предусматривает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

В соответствии с Уставом и приказом Министра обороны РФ от 7 ноября
2018 г. № 621 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации является юридическим лицом, а его имущество формируется, в том числе за счет средств федерального бюджета и имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Управление находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение Управления осуществляется за счет федерального бюджета на основании бюджетной сметы, при этом оно состоит на финансовом обеспечении и обслуживании в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу».

Согласно Положению о Межрегиональном управлении ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), утвержденному приказом директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации от 26 марта 2018 г. № 64, Межрегиональное управление является органом военного управления и предназначено для организации и осуществления контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 39 и 40 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 г.
, в описательной части акта контрольного мероприятия указываются выявленные нарушения, а в заключительной его части – выводы, включающие обобщающую информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, предложения по их устранению.

Согласно п. 46 названного Регламента если в процессе контрольного мероприятия не представляется возможным установить размер ущерба, причиненного Вооруженным Силам Российской Федерации выявленными нарушениями, то в акте контрольного мероприятия вносится предложение о проведении мероприятий, позволяющих установить причины, размер такого ущерба, а также виновных лиц.

Как предписано п. 51 того же Регламента по итогам проведения контрольного мероприятия и с учетом выводов и предложений, изложенных в акте контрольного мероприятия, руководителем объекта ведомственного финансового контроля издается приказ по результатам контрольного мероприятия, а также обеспечивается постановка на учет сумм выявленного ущерба; выполнение предложений, отраженных в акте, устранение выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений; возмещение причиненного ущерба; принятие решений о привлечении виновных лиц объекта ведомственного финансового контроля к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.

Согласно п. 7 Методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра обороны РФ 22 февраля 2013 г., в случае если в процессе контрольного мероприятия не представилось возможным установить причины, размер ущерба и виновных лиц, то в акт контрольного мероприятия вносится предложение о назначении административного расследования, а в случаях, когда возмещение ущерба производится в судебном порядке, руководителю объекта финансового контроля предлагается предъявить к виновным в причинении материального ущерба гражданский иск.

В соответствии с п. 23 этих же Методических рекомендаций при проверке других расходов по бюджетной смете Министерства обороны РФ ревизор в числе прочего проверяет принимаемые меры к возмещению ущерба и предупреждению таких нарушений, а также своевременность проведения расследования по указанным фактам, предъявление к виновным лицам в необходимых случаях регрессных исков, привлечение виновных лиц к ответственности.

Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения ведомственных нужд, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 03 октября 2015 г. № 590, к непроизводительному использованию бюджетных средств отнесены прочие непроизводительные расходы бюджетных средств (не дающие очевидного, определенного результата), подлежащие возмещению. Они учитываются по коду <данные изъяты>. Правовым основанием для квалификации такого нарушения указан, в том числе Федеральный закон
«О материальной ответственности военнослужащих».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ
«О материальной ответственности военнослужащих» под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

В соответствии с п. 221 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России

от 01 декабря 2010 г. № 157н, расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек), учитываются на счете <данные изъяты>

Пунктом 15 Инструкции о порядке организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по представлению интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15января 2015 г. № 10 на командиров воинских частей (начальников) возложена обязанность по проведению разбирательства по фактам признания судами незаконными действий (бездействия) должностных лиц, в целях выявления недостатков и ошибок в работе, а также принятия решений в отношении виновных лиц.

Из содержания ст.ст. 88 и 94 ГПК РФ, 103 и 106 КАС РФ, 101 и 106 АПК РФ следует, что расходы на оплату услуг представителя, а также другие, признанные судом необходимыми расходы отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела, которые вместе с государственной пошлиной являются судебными расходами.

Кроме того, суд учитывает позицию, изложенную в определении Конституционного суда Российской Федерации от 20 февраля 2002 г. № 22-О о том, что судебные расходы являются разновидностью убытков.

Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет суду сделать вывод о том, что Межрегиональное управление обладает исключительными полномочиями по осуществлению ведомственного финансового контроля и аудита, а в связи с этим вправе было осуществлять контрольное мероприятие по тем направлениям финансово-экономической и хозяйственной деятельности Управления финансового обеспечения, а также воинских частей и учреждений, состоящих на его финансовом обслуживании, которые указаны в оспариваемом Акте. Регламент проверки указанным органом соблюден, административным истцом иного суду не представлено.

Как следует из материалов дела Управлением финансового обеспечения выплачены по платежным поручениям на основании исполнительных листов в соответствии с решениями судов, вступивших в законную силу, в качестве возмещения судебных расходов государственная пошлина в размере <данные изъяты>, оплата юридических услуг в размере <данные изъяты>, оплата услуг представителя в размере <данные изъяты>, оплата иных судебных расходов в размере <данные изъяты>, а всего непроизводительные расходы бюджетных средств (не дающие очевидного, определенного результата) составили <данные изъяты>.

Учитывая, что вина должностных лиц ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ была установлена решениями судов, денежные средства выплачены финансовым органом, то контрольный орган правомерно указал в акте, что непроизводительное использование бюджетных средств (не дающее очевидного, определенного результата) в размере <данные изъяты>, является реальным ущербом, подлежит принятию на учет и необходимо принятие мер для возмещения данного ущерба.

Доводы представителей Гордеева и Фоминой о том, что выплаченная сумма по решениям судов не является реальным ущербом, поскольку это процессуальные издержки, и они не могут быть заранее запланированы, основаны на неверном толковании норм права, так как выплаты по решениям судов являются произведенными излишними денежными выплатами, а следовательно реальным ущербом.

Не может повлиять на данный вывод суда ссылка представителя административного истца на разъяснения директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 15 ноября 2018 г. , а также не указание ревизорской группой в спорном акте на нарушение приказа Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н, поскольку данные разъяснения не касаются существа рассматриваемых правоотношений, а сам факт непроизводительного использования бюджетных средств административным истцом не отрицается.

В связи с изложенным, военный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАСРФ, военный суд

решил:

в удовлетворении административного иска Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании акта контрольных мероприятий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) от 3 августа 2018 г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.И. Соломко

Согласовано «_____»______________ 2020 г. ____________________И.И. Соломко