ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/2018 от 07.06.2018 Ставропольского гарнизонного военного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2018 года

г. Ставрополь

Ставропольский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Дирина Е.А.,

при секретаре судебного заседания Швырёве Б.И.,

с участием прокурора - помощника военного прокурора Ставропольского гарнизона <данные изъяты> Караханова В.Ю.,

административного истца Ерёминой С.В.,

представителя административного истца Давыдова А.С.,

представителя административного ответчика – командира войсковой части Ткаченко А.А.,

рассмотрев административное дело № 2а-71/2018 по административному исковому заявлению Давыдова Александра Сергеевича в интересах бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> в отставке Ерёминой Светланы Викторовны об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны России об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилом помещении и действий командира войсковой части связанных с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением, -

установил:

Ерёмина через своего представителя Давыдова обратилась в суд с названным заявлением, в котором просила:

-признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСО России об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения военной службы в г. Невинномысске;

-обязать Центральную жилищную комиссию ФСО России удовлетворить ходатайство жилищной комиссии войсковой части о признании её нуждающейся в жилом помещении по месту прохождения военной службы в г. Невинномысске по установленным нормам;

-признать незаконными действия командира войсковой части связанные с изданием приказа от 18 сентября 2017 года о её увольнении с военной службы и приказа об исключении из списков личного состава части с 15 мая 2018 года;

-обязать командира войсковой части отменить данные приказы и восстановить её на военной службе до предоставления жилья по установленным нормам.

Обосновывая данные требования, Ерёмина указала, что 11 апреля 2018 года решением Центральной жилищной комиссии ФСО России (далее ЦЖК ФСО России) ей было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях по основанию предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов которые не подтверждают её право состоять на жилищном учёте, поскольку 12 октября 2012 года она передала своей дочери в соответствии с договором дарения долю равную одной четвёртой общей площади квартиры, полученной её бывшим супругом, как военнослужащим в период их брака.

При этом ЦЖК ФСО России не было учтено, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 ЖК РФ жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат, а особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в порядке жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, указывает на необходимость закрепления за нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащими гарантий и компенсаций.

Такие гарантии и компенсации закреплены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», статья 15 которого не содержит положений о возможном ограничении жилищных прав военнослужащих, предусмотренных жилищным законодательством, в том числе и в соответствии со ст. 53 ЖК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, содержащей указание на истечение пятилетнего срока для признания её нуждающейся в получении жилого помещения.

Кроме того, Еремина указала, что оспариваемое решение ЦЖК ФСО России повлекло издание командиром войсковой части приказа о её увольнении и исключении из списков личного состава части, которые подлежат отмене с последующим восстановлением её на военной службе до обеспечения жилым помещением по установленным нормам в г. Невинномысске.

В судебном заседании Ерёмина поддержала своё административное исковое заявление и при этом пояснила, что не располагает возможностью сдать жилое помещение, ранее предоставленное её бывшему супругу как военнослужащему и ей как члену его семьи, поскольку после приватизации свою долю этого жилого помещения она подарила дочери, которая проживает там в настоящее время.

Представитель административного истца Давыдов в судебном заседании поддержал административное исковое заявление Ерёминой, указав на отсутствие законных оснований для отказа в постановке Ерёминой на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, ограничивающий возможность для принятия Ерёминой на учёт нуждающихся в жилых помещениях истёк в 2017 году.

Представитель командира войсковой части Ткаченко требования административного истца не признал и просил суд в их удовлетворении отказать.

Председатель ЦЖК ФСО России, извещённый о времени и месте судебного заседания в суд не явился. От представителя ЦЖК ФСО России в суд поступили письменные возражения, в которых последний просил отказать в удовлетворении административного искового заявления Ерёминой указав, что Ерёмина, проходя военную службу, распорядилась ранее предоставленным ей жилым помещением и не может предоставить документы о его освобождении в связи с чем не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке предусмотренном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Заслушав административного истца, его представителя, представителя командира войсковой части , исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из протокола заседания ЦЖК ФСО России от 11 апреля 2018 года, решением ЦЖК ФСО России Ерёминой отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении в г. Невинномысске составом семьи 1 человек по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ поскольку квартиру <адрес>, ранее предоставленную её супругу администрацией г. Невинномысска в 2002 году, в период прохождения им военной службы, она не может сдать установленным порядком, так как после передачи этой квартиры, равными долями, в собственность Ерёминой, её супруга и двух дочерей, Ерёмина распорядилась своей долей в октябре 2012 года передав её своей дочери по договору дарения.

Архивной выпиской из постановления главы г. Невинномысска Ставропольского края от 27 апреля 2002 года подтверждается, что военнослужащему войсковой части Ерёмину на состав семьи 4 человека, в том числе и на административного истца, была выделена со снятием с квартирного учёта, квартира <адрес>.

Как следует из объяснений Ерёминой, данных в судебном заседании, свою долю указанной выше квартиры она подарила дочери в 2012 году и в настоящее время проживает в Невинномысске в комнате общежития.

Из содержания справки войсковой части от 11 мая 2018 года Ерёмина в период с 27 марта 1995 года по 15 мая 2018 года проходила военную службу в войсковой части .

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части от 18 сентября 2017 года и от 26 апреля 2018 года Ерёмина была уволена с военной службы в отставку по основанию предусмотренному подпунктом «а» пункта 1 статьи 51 (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) и с 15 мая 2018 года исключена из списков личного состава войсковой части .

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Пунктом 3 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим органов государственной охраны жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утверждённого Приказом ФСО России от 28 июля 2017 года № 417, предусмотрено, что рассмотрение вопроса о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма военнослужащим и гражданам осуществляет центральная жилищная комиссия Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку Ерёмина, являясь военнослужащим, как член семьи военнослужащего, за счёт средств федерального бюджета была обеспеченна жилым помещением и затем распорядилась принадлежащей ей долей этого жилого помещения утратив при этом право собственности на него, то принимая во внимание, что возможностью предоставления соответствующих документов о сдаче указанного жилого помещения Ерёмина не располагает, суд приходит к выводу, что оспариваемое последней решение ЦЖК ФСО России является правомерным, а требования административного истца о признании данного реешения незаконным и о возложении на ЦЖК ФСО России обязанности по отмене данного решения необоснованы и поэтому удовлетворению не подлежат.

При этом суд исходит из того, что при наличии представленных Ерёминой документов подтверждающих реализацию последней права на получение жилого помещения в период прохождения военной службы и отсутствие возможности сдать ранее предоставленное жилое помещение, ЦЖК ФСО России действуя в рамках своих полномочий, обосновано приняла решение об отказе в принятии Ерёминой на жилищный учёт по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Доводы представителя административного истца о том, что Ерёмина вправе состоять на жилищном учёте ввиду истечения предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока после намеренного ухудшения жилищных условий последней, суд находит беспредметными, поскольку оспариваемое решение ЦЖК ФСО России соответствующее требованиям пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, не ограничивает каким-либо образом права уволенной с военной службы Ерёминой, на обеспечение жильём в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так как увольнение Ереминой с военной службы состоялось при отсутствии нарушения её жилищных прав, то суд приходит к выводу, что требования административного истца в части признания незаконными действий командира войсковой части связанных с увольнением Ерёминой с военной службы и исключением её из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением необоснованы и поэтому удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд,-

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Давыдова Александра Сергеевича в интересах бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Ерёминой Светланы Викторовны об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны России об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилом помещении и действий командира войсковой части связанных с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Ставропольский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу

Е.А. Дирин