Дело № 2а-71/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район г. Сочи «10» марта 2021 года
Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шепилова С.В.,
при секретаре судебного заседания: Вартикян Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «КЕХ еКоммерц» об ограничении доступа к информации,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ООО «КЕХ еКоммерц» об ограничении доступа к информации.
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой района в ходе мониторинга сети Интернет, на интернет-странице сайта «<данные изъяты> обнаружено объявление о предоставлении регистрации по месту пребывания (временной регистрации), однако из смысла данного предложения на сайте следует, что регистрация предлагается без предоставления жилья, за вознаграждение, то есть регистрация граждан по месту пребывания или по месту жительства является фиктивной.
Вход на данные интернет - страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта может любой интернет-пользователь, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствуют, объявления о продаже регистрации по месту пребывания (временной регистрации) – не удалены.
Данная информация имеет свободный доступ для любых пользователей сети Интернет, круг которых постоянно меняется и является неопределенным.
На интернет-странице сайта «<данные изъяты> содержатся «Правила сайта», которые включают в себя разделы: «требования к размещению и содержанию объявлений», «запрещенные товары и услуги». Пунктом 1 раздела «требования к размещению и содержанию объявлений» установлено, что объявление должно быть законным. Запрещается размещение в объявлениях предложений, условий и информации нарушающей законодательство Российской Федерации. Подпунктом «д» пункта 40 раздела «запрещенные товары и услуги» установлено, что запрещено размещение объявлений об услугах, связанных предложением фиктивной постановки на учет по месту пребывания.
Наличие в свободном доступе в сети «Интернет» объявлений, предложений услуг, связанных с регистрацией по месту жительства, регистрацией по месту пребывания без фактического предоставления жилья приводит к нарушениям законодательства Российской Федерации.
На момент выявления данной страницы в сети Интернет сведения в Едином государственном реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не имелись.
В рассматриваемом случае владельцы указанных интернет-страниц, злоупотребляют правом на свободную передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, предусмотренной ст. 15 Закона № 149 - ФЗ.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, устранения нарушений действующего законодательства, а также пресечения и предупреждения таких нарушений, информацию на интернет-странице сайта <данные изъяты>, необходимо признать незаконной к распространению на территории Российской Федерации, а также запретить размещение объявлений, предложений о предоставлении услуг касающихся регистрации по месту жительства и месту пребывания, постановки на миграционный учет на территории Российской Федерации без фактического предоставления жилья.
Администратором сайта <данные изъяты> является шведская компания <данные изъяты>. На территории Российской Федерации компания действует через свою дочернюю фирму ООО «КЕХ еКоммерц» (ИНН №), главный офис которой расположен в г. Москве.
Просит признать Интернет – страницу с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «КЕХ еКоммерц» (ИНН №) принять меры к автоматической и ручной проверке (модерации) сообщений (объявлений), запретить размещение предложений о предоставлении услуг и предлагающих регистрацию по месту пребывания (временную регистрацию), регистрацию по месту жительства, постановку на миграционный учет без фактического предоставления жилья, путем установки дополнительных фильтров при проверки уникальности текста, а также иным законным способом.
Включить интернет-страницу с адресом <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора Адлерского района г. Сочи Окунев С.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала.
Представители административного ответчика «КЕХ еКоммерц» в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела или заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не предоставили
Представители управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела или заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не предоставили.
Суд, считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав мнение, представителя административного истца, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление и и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «КЕХ еКоммерц» об ограничении доступа к информации, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга сети Интернет, на интернет-странице сайта <данные изъяты> обнаружено объявление о предоставлении регистрации по месту пребывания (временной регистрации), однако из смысла данного предложения на сайте следует, что регистрация предлагается без предоставления жилья, за вознаграждение, то есть регистрация граждан по месту пребывания или по месту жительства является фиктивной..
Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц.
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 27.12.2018) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) установлено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона № 5242-1 установлено, что регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1995 №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
Статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
Также статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Пунктом 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) установлено, что распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Пунктом 12 ст. 2 Закона № 149-ФЗ установлено, что оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Пунктом 17 ст. 2 Закона № 149-ФЗ установлено, что владелец сайта в сети «Интернет» – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 10.1 Закона № 149-ФЗ организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет»
Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача объектов может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Положениями п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Доступ к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной принадлежности, и должен быть закрыт.
Судом установлено, что на сайте с адресом «<данные изъяты> имеется объявление о предоставлении регистрации по месту пребывания (временной регистрации), однако из смысла данного предложения на сайте следует, что регистрация предлагается без предоставления жилья, за вознаграждение, то есть регистрация граждан по месту пребывания или по месту жительства является фиктивной.
На интернет-странице сайта «<данные изъяты> содержатся «Правила сайта», которые включают в себя разделы: «требования к размещению и содержанию объявлений», «запрещенные товары и услуги». Пунктом 1 раздела «требования к размещению и содержанию объявлений» установлено, что объявление должно быть законным. Запрещается размещение в объявлениях предложений, условий и информации нарушающей законодательство Российской Федерации. Подпунктом «д» пункта 40 раздела «запрещенные товары и услуги» установлено, что запрещено размещение объявлений об услугах, связанных предложением фиктивной постановки на учет по месту пребывания.
Наличие в свободном доступе в сети «Интернет» объявлений, предложений услуг, связанных с регистрацией по месту жительства, регистрацией по месту пребывания без фактического предоставления жилья приводит к нарушениям законодательства Российской Федерации.
На момент выявления данной страницы в сети Интернет сведения в Едином государственном реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не имелись.
Кроме того, обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно-наказуемых деяний, облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено.
Согласно п. 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного следует признать информацию, размещенную на сайте Avito», URL-адрес: https://www.avito.ru/sochi/ predlozheniya_uslug/vremennaya_registratsiya_2044295884, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного производства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таком положении дел, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и. и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «КЕХ еКоммерц» об ограничении доступа к информации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО «КЕХ еКоммерц» об ограничении доступа к информации - удовлетворить.
Признать Интернет – страницу с <данные изъяты>, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «КЕХ еКоммерц» (ИНН №) принять меры к автоматической и ручной проверке (модерации) сообщений (объявлений), запретить размещение предложений о предоставлении услуг и предлагающих регистрацию по месту пребывания (временную регистрацию), регистрацию по месту жительства, постановку на миграционный учет без фактического предоставления жилья, путем установки дополнительных фильтров при проверки уникальности текста, а также иным законным способом.
Включить интернет-страницу с адресом <данные изъяты> Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 265.5 Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд города Сочи в течение месяца, начиная с 15 марта 2021 года.
Судья подпись.
Копия верна: Судья- Секретарь-