Дело № 2а-71/2021
УИД 48RS0008-01-2020-001142-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2021 года п. Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Перелыгиной Г.М.,
при секретаре Волошиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Добринка административное дело №2а-71/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, восстановлении срока для подачи административного иска
УСТАНОВИЛ
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Липецкой области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по требованию № 9670 от 04.02.2019 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 26545 руб., пени в сумме 27,43 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1878,41 руб., пени в сумме 2,37 руб.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, как индивидуальный предприниматель, состоит на учете в МИФНС № 1 по Липецкой области с 01.10.2020 и является налогоплательщиком, поэтому обязана платить установленные законом налоги и сборы. Однако страховые взносы на обязательное медицинское страхование и пенсионное страхование, своевременно ею не были уплачены, в связи с чем, начислена пеня. Задолженность по страховым взносам и пени административный ответчик не погасил до настоящего времени.
Срок предъявления иска в суд для взыскания задолженности истек, административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного иска, указывая на уважительность причин пропуска срока на обращения в суд. Уважительность причин связана с тем, что в связи с изменением места нахождения налогоплательщика и постановкой на учет в МИФНС России № 1 по Липецкой области с 01.10.2020 произведена миграция между налоговыми органами. Налоговой инспекцией наблюдается большой уровень миграции налогоплательщиков по субъектам Российской Федерации. При этом налогоплательщики обладают задолженностью по оплате обязательных платежей. Названные обстоятельства явились причиной пропуска срока для обращения в суд с настоящим административным иском.
Административный истец- представитель МИФНС России № 1 по Липецкой области в судебное заседание не явился. О времени, месте и дате слушания дела извещены в установленном законом порядке. ФИО2, действующая по доверенности от 25.12.2020, представила суду письменные дополнения к иску, согласно которым ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем в период с 07.08.2017 по 20.01.2020, в связи с чем, обязана была уплачивать страховые взносы. Требование об уплате страховых взносов за 2018 год направлялось ей по адресу: <адрес>А, с указанием срока оплаты не позднее 27.02.2019. В связи с изменением места жительства административного ответчика, которая из выше указанного адреса выбыла 20.07.2020 по адресу: <адрес>, была произведена миграция между налоговыми органами, в результате чего, ФИО1 постановлена на учет в МИФНС Россий № 1 по Липецкой области 01.10.2020. Исковые требования поддерживают в полном объеме. Просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Административный ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени, месте и дате слушания дела извещена в установленном законом порядке.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку стороны надлежащем образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства дела, суд, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 1 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени по следующим основаниям.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 95 КАС РФ пропущенный по уважительной причине процессуальный срок может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и указанных норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов в течение 6 месяцев с момента истечения срока по требованию об уплате налога. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 07.08.2017 по 20.01.2020 и являлась налогоплательщиком страховых взносов. До 20.01.2020 она состояла на учете в МИФНС № 4 по Астраханской области. 04.02.2019 ей указанной инспекцией было выставлено требование № 9670 об уплате страховых взносов и пени за 2018 год в сумме 28453,21 руб., с указанием срока оплаты- 27.02.2019.
Срок добровольного исполнения требования № 9670, составленного по состоянию на 04.02.2019, указан- 27.02.2019. Таким образом, крайний срок для обращения в суд -27.08.2019. С заявлением о выдаче судебного приказан налоговые органы в мировой суд не обращались, и суду таких сведений не предоставили.
С настоящим административным иском истец обратился в суд 16.12.2020, то есть по истечении шести месяцев со дня истечения срока для обращения в суд и иском или с заявлением о выдаче судебного приказа.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля 2007 года N 381 -О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога ( пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Административный истец, обращаясь в суд с иском, просит восстановить срок для его подачи, мотивируя тем, что срок пропущен по уважительной причине, вызванной изменением места жительства ответчика и его постановки на налоговой учет в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Липецкой области только 01.10.2020года.
Однако не может признать названные обстоятельства основанием для восстановления срока на подачу административного искового заявления, поэтому ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи в суд рассматриваемого административного иска, не подлежит удовлетворению. Ответственность за надлежащее и своевременное взаимодействие налоговых органов с другими органами, на которых в силу ст.85 НК РФ возложена обязанность по своевременному предоставлению информации, не может быть возложена на налогоплательщика.
Указанная административным истцом причина пропуска срока в виде большого уровня миграции налогоплательщиков по субъектам Российской Федерации суд не признает уважительной, поскольку данное обстоятельство не является исключительным, объективно препятствующим своевременному обращению в суд с иском, так как административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе по их принудительному взысканию, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Кроме того, срок обращения в суд с настоящим административным иском был пропущен еще задолго до постановки ответчика на учет в налоговом органе МИФНС России № 1 по Липецкой области. Срок обращения в суд истек 27.08.2019г., а ответчик изменила свое прежнее место жительство только 20.07.2020года. До 20.07.2020года истица была зарегистрирована по адресу <адрес> А. Причина пропуска для обращения в суд налоговой инспекцией по прежнему месту жительства административного ответчика суду не представлено, и судом не установлено уважительности пропуска в суд с иском в период с 27.08.2019года до 20.07.2020года, что составляет 10 месяцев 23 дня.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что административный истец обратился в суд за истечением срока, предусмотренного ст.48 НК РФ и не представил суду доказательств, подтверждающих уважительность оснований пропуска процессуального срока, суд считает в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №1 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, восстановлении срока для подачи административного иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.М. Перелыгина
Решение в окончательной форме будет 29.03.2021г.