ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/2021 от 26.03.2021 Крымского гарнизонного военного суда (Республика Крым)

Решение

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 г. г. Симферополь

Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Копылова Д.Э., при секретаре судебного заседания Боташеве А.А., с участием административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика Письменной М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - « финансово-экономическая служба», связанных с отказом в выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать начальника филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - « финансово-экономическая служба» (далее – ФЭС) выплатить денежную компенсацию вместо предоставления 26 дополнительных суток отдыха в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за период участия в августе и сентябре 2020 г. в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

В обоснование заявленных требований ФИО1 сослался на то, что <данные изъяты> ФЭС безосновательно отказался согласовать проект приказа командира войсковой части в части выплаты ему денежной компенсации вместо предоставления 26 дополнительных суток отдыха за участие в периоды с 08 по 17 августа и с 25 августа по 28 сентября 2020 г. в стратегических командно-штабных учениях <данные изъяты> (далее – СКШУ <данные изъяты> которые в соответствии с указаниями соответствующих должностных лиц войсковой части проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Представитель административного ответчика – ФЭС Письменная в суде требования административного истца не признала и просила в удовлетворении административного иска отказать. Указала, что оснований для согласования проекта приказа и выплаты на его основании административному истцу оспариваемой компенсации не имеется, поскольку подтверждения того, что ФИО1 участвовал в мероприятиях, перечень которых утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492, не имеется. Согласно данным официального сайта Министерства обороны Российской Федерации, СКШУ <данные изъяты> проводились в период с 21 по 26 сентября 2020 г., который не соответствует фактическому времени задействования административного истца в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В суде установлено, что ФИО1 в периоды с 08 по 17 августа и с 25 августа по 28 сентября 2020 г. на основании приказа командира войсковой части , являющегося командующим оперативного объединения, участвовал в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в ходе подготовки и проведения СКШУ <данные изъяты> В дальнейшем <данные изъяты> ФЭС было отказано в согласовании приказа о выплате административному истцу денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за указанный период.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Как усматривается из приказов командира войсковой части от 10 августа 2020 г. № 144, 18 августа 2020 г. № 150, от 27 августа 2020 г. № 157, от 22 сентября 2020 г. № 175 и от 29 сентября 2020 г. № 180, а также командировочных удостоверений и , ФИО1 в периоды с 08 по 17 августа и с 25 августа по 28 сентября 2020 г. находился в распоряжении командира войсковой части и был привлечен к мероприятиям, проводимым вне пункта постоянной дислокации, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, на период подготовки и проведения СКШУ <данные изъяты>

01 октября 2020 г. ФИО1 обратился по команде с рапортом о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за участие в периоды с 08 по 17 августа и с 25 августа по 28 сентября 2020 г. в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Согласно реестру № 387/1641 из подразделения войсковой части в ФЭС 07 октября 2020 г. поступил проект приказа о выплате военнослужащим, в том числе административному истцу, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за период участия в подготовке и проведении СКШУ <данные изъяты> что административным ответчиком не оспаривается.

Из указанного проекта приказа следует, что ФИО1 определена к выплате денежная компенсация вместо предоставления 26 дополнительных суток отдыха за участие в периоды с 08 по 17 августа и с 25 августа по 28 сентября 2020 г. в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в ходе подготовки и проведения СКШУ <данные изъяты>

Помимо вышеуказанного проекта приказа командира войсковой части , в адрес <данные изъяты> ФЭС по реестру поступили командировочные удостоверения, рапорта военнослужащих, выписки из приказов командира воинской части об убытии и прибытии из командировки, а также копии руководящих телеграмм.

В заключении по результатам представленных документов от 09 декабря 2020 г. <данные изъяты> ФЭС указано, что в согласовании проекта приказа о выплате административному истцу оспариваемой денежной компенсации было отказано и документы возвращены без реализации, поскольку участие в подготовке к учениям не входит в перечень, который утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492, что исключает производство выплаты в сроки отличные от периода официального проведения СКШУ <данные изъяты> (с 21 по 26 сентября 2020 г.).

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнительные сутки отдыха военнослужащему предоставляются за время его участия в мероприятиях, перечень которых определен руководителем федерального органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, при проведении этих мероприятий в случае необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Военнослужащим, проходящим военную службу по <данные изъяты>, участвующим в таких мероприятиях, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492 утвержден перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих. В п. 2 этого приказа определено осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Согласно п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» выплата военнослужащим этой компенсации осуществляется на основании приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий; приказов командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемых на основании рапортов военнослужащих.

Таким образом, основанием для выплаты административному истцу финансовым органом оспариваемой денежной компенсации мог являться изданный по его рапорту приказ о производстве данной выплаты, отвечающий по своему содержанию требованиям, предусмотренным в п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. № 80, а также прилагаемый к нему приказ о привлечении административного истца к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием необходимости проведения таких мероприятий и периода их проведения.

В пунктах 1.3 и 4.1 Правил согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра обороны Российской Федерации и Статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 30 декабря 2014 г. и 15 января 2015 г., и в пункте 14 Приложения № 1 к ним определено, что согласование проекта приказа о выплате военнослужащим вышеназванной компенсации производится уполномоченным сотрудником в управлениях (отделах) финансового обеспечения с целью проверки соответствия данного проекта приказа требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и наличия прилагаемых к проекту приказа документов, являющихся основанием для принятия решения об установлении военнослужащим компенсации. Помимо этого проверяется период, за который производится компенсация, и правильность ее расчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у <данные изъяты> ФЭС не имелось законных оснований для отказа в согласовании проекта приказа командира войсковой части в части выплаты административному истцу оспариваемой денежной компенсации, в связи с чем указанные действия административного ответчика являются незаконными.

Сведений о том, что представленный на согласование проект приказа командира войсковой части в части выплаты административному истцу оспариваемой денежной компенсации по своему содержанию не соответствовал требованиям, предусмотренным в п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. № 80, в том числе в части прилагаемых к нему документов, в материалах дела не содержится и сторонами не приведено.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что <данные изъяты> ФЭС было отказано в согласовании проекта приказа командира войсковой части , суд приходит к выводу, что права административного истца будут в полном объеме восстановлены путем возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о согласовании указанного проекта в части выплаты денежной компенсации вместо предоставления 26 дополнительных суток отдыха за участие в периоды с 08 по 17 августа и с 25 августа по 28 сентября 2020 г. в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в ходе подготовки и проведения СКШУ <данные изъяты>

Вопреки доводам представителя административного ответчика, сведения с официального сайта Министерства обороны Российской Федерации носят информативный характер и не могут должным образом регламентировать порядок проведения СКШУ <данные изъяты> и являться основанием для отказа в согласовании приказа командира войсковой части .

Кроме этого, суд принимает во внимание, что мероприятия по подготовке к проведению соответствующих учений по своей сути проводятся неразрывно с данными учениями и являются его составной частью.

Иные доводы административного ответчика основаны на неправильном толковании юридически значимых оснований, связанных с порядком назначения и выплаты оспариваемой денежной компенсации и на приведенный выше вывод суда о незаконности принятого им решения не влияют.

Вместе с тем, учитывая, что выплата оспариваемой денежной компенсации возможна только после издания командиром войсковой части соответствующего приказа, прошедшего предварительное согласование с финансовым органом, то суд приходит к выводу, что требование административного истца о возложении обязанности на <данные изъяты> ФЭС по выплате денежной компенсации вместо предоставления 26 дополнительных суток отдыха удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено в настоящее время преждевременно.

Учитывая, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, то в соответствии ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с ФЭС в пользу административного истца уплаченную им при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия <данные изъяты> филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - « финансово-экономическая служба», связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части в части выплаты ФИО1 денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за период участия в стратегических командно-штабных учениях <данные изъяты> с 08 августа по 17 августа 2020 г. и с 25 августа по 28 сентября 2020 г.

Обязать <данные изъяты> филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - « финансово-экономическая служба» в течение пятнадцати дней со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда повторно рассмотреть вопрос о согласовании проекта приказа командира войсковой части в части выплаты ФИО1 денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за период участия в стратегических командно-штабных учениях <данные изъяты> с 08 августа по 17 августа 2020 г. и с 25 августа по 28 сентября 2020 г., о чём в месячный срок сообщить в суд и административному истцу.

В удовлетворении требования административного искового заявления
ФИО1 в части возложения обязанности на <данные изъяты> филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - « финансово-экономическая служба» выплатить в его пользу денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за период участия в стратегических командно-штабных учениях <данные изъяты> с 08 августа по 17 августа 2020 г. и с 25 августа по 28 сентября 2020 г., отказать.

Взыскать с филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - « финансово-экономическая служба» в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при обращении в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Крымский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2021 г.

Председательствующий Д.Э. Копылов