ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-71/2022 от 10.03.2022 Мокроусовского районного суда (Курганская область)

УИД45RS0013-01-2022-000052-68

Дело № 2а-71/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Мокроусово 10 марта 2022 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Н.В.,

при секретаре Квашниной К.В..

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области (далее Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налоговым платежам. В обосновании требований указала, что в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Межрайонной инспекции представлены сведения, по которым должник имеет в собственности объекты налогообложения. По состоянию на дату составления заявления по данным лицевого счета за налогоплательщиком числится задолженность по недоимке по: земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 1189 рублей (за 2019 горд по сроку уплаты 01.12.2020), пеня в размере 219 рублей 61 копейка (за период с 17.12.2016 по 13.12.2020) на общую сумму 1408 рублей 61 копейка. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу с физических лиц: налог в размере 1189 рублей за 2019 год, пени в размере 219 рублей 61 копейку за период с 17.12.2016 по 13.12.2020.

Общая сумма задолженности составляет 1408 рублей 61 копейка.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области, не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, письменно сообщил, что за 2016 год первоначально было сформировано налоговое уведомление №14772052 от 24.08.2017 в отношении трёх земельных участков, на общую сумму недоимки 3955 руб.. В связи с применением в указанном уведомлении завышенной налоговой ставки (0,30 руб. вместо 0,15 руб.), налоговым органом за 2016 год был произведен перерасчет земельного налога и сформировано новое налоговое уведомление № 81901072 от 17.11.2017 в отношении трёх земельных участков, на общую сумму недоимки 2025 руб.. В связи с тем, что впоследствии, налоговым органом было установлено отчуждение ФИО1 одного земельного участка еще 11.01.2016, то вновь произведен перерасчёт земельного налога за 2016 год, и сформировано новое налоговое уведомление № 83062937 от 19.12.2017 в отношении двух земельных участков. Но поскольку платеж в отношении одного земельного участка в размере 96 рублей, ФИО1 уже был совершён 28.11.2017, то сумма недоимки составила 1236 рублей. 24.11.2020 от ФИО1 поступили платеже в размере 1236 рублей и 96 рублей, но в связи с некорректным заполнением банковских реквизитов (не был указан тип платежа, налоговый период и назначение платежа) программным комплексом Инспекции в автоматическом режиме данные суммы были зачтены в счет погашения более ранней задолженности (л.д.38-41, 95-99).

Административный ответчик ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом, направила в суд письменный отзыв согласно которого исковые требования не признала, указав, что все налоги ею были оплачены вовремя, что подтверждается чек-ордерами. Просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В силу ст. 150 КАС РФ суд определил возможным, рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.

В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Статьей 394 НК РФ регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.

При этом согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости в том числе:

-земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес><адрес>

- земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (л.д.16).

Согласно налогового уведомления № 372259 от 03.08.2020 ответчику исчислены налоги за 2019 год за вышеуказанные объекты налогообложения. Общая сумма к уплате за 2019 год составила 1332 рубля в срок до 01.12.2020.

Указанный расчет земельного налога соответствует установленным обстоятельствам и предоставленным документам и признается судом, верным.

Таким образом, налогоплательщик был уведомлен о необходимости уплаты, налога на землю в срок не позднее, как указано в уведомлении.

В связи с тем, что административный истец посчитал отсутствующей суммы оплаты по уведомлению в установленный срок, ФИО1 - 14.12.2020 направлено требование №42272 с установлением срока оплаты до 01.02.2021 за 2019 год (л.д.25).

Наличие у ФИО1 обязанности по уплате земельного налогов, а также их размер административным ответчиком не оспаривается. Однако, административный истец указал, что указанный земельный налог был оплачен в установленные законом сроки и в полном объёме, предоставив в подтверждение два чек-ордера от 24.11.2020 на сумму уплаченных налогов 1236 рублей и 96 рублей (л.д.87-88).

Из пояснений административного истца следует, что указанные суммы 24.11.2020 действительно поступали от ФИО1, но в связи с некорректным заполнением банковских реквизитов (не был указан тип платежа, налоговый период и назначение платежа) программным комплексом Инспекции в автоматическом режиме данные суммы были зачтены в счет погашения более ранней задолженности.

При этом суд принимает во внимание следующее.

В силу ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

Согласно п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Пункт 8 Правил устанавливает, что в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").

Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.

Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: "ГД" - годовые платежи.

В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка (".").

В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.

В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

Согласно чека по операции №261570 от 24.11.2020 и чека по операции №367534 от 24.11.2020 предоставленных административным ответчиком, следует, что ФИО1 по реквизитам указанным в настоящем иске и содержащимся в налоговом уведомлении от 03.08.2020 № 372259, 24.11.2020 было уплачено 1236 рублей и 96 рублей соответственно. При этом, указано: назначение платежа – земельный налог; получатель - Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области; ОКТМО 37624428; в реквизите "106" (основание платежа) указано значение ТП, т.е. платежи текущего года; в реквизите "107" (налоговый период) указано значение 01.12.2019 (л.д.87).

При таких данных, пояснение административного истца о некорректном заполнении банковских реквизитов (не был указан тип платежа, налоговый период и назначение платежа), суд признаёт не соответствующим действительности. Поскольку тип платежа указан, как платеж текущего года, назначение платежа, как земельный налог, налоговый период -2019 год. Указание в налоговом периоде вместо значения - ГД.00.2019, значения - 01.12.2019, является хоть и не точным, но не может явиться не корректным и влекущим зачет данного платежа в счет уплаты иной более ранней задолженности. Поскольку с учетом иных реквизитов внесенных верно и указания налогового периода в значении 2019 при заполнении типа платежа, как платеж текущего года, иного толкования, как текущий платеж за 2019 год, быть не может.

Соответственно платеж ФИО1 был произведен за налоговый период 2019 года.

При таких данных налоговый орган не правомерно учел данные платежи в счет уплаты более ранней задолженности по налогам.

Таким образом, учитывая, что по состоянию на 24.11.2020 срок уплаты земельного налога за 2019 год, не истек, соответственно, задолженность по данным налогам у ФИО1 на дату вынесения требования - 14.12.2020, отсутствовала. В связи с чем, начисление пени, является неправомерным.

Рассматривая требование о взыскании пени в размере 219,61 руб., за период с 17.12.2016 по 13.12.2020, за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год, суд принимает во внимание следующее.

Согласно пояснений административного истца за 2016 год первоначально было сформировано налоговое уведомление №14772052 от 24.08.2017 в отношении трёх земельных участков, на общую сумму недоимки 3955 руб.. В связи с применением в указанном уведомлении завышенной налоговой ставки (0,30 руб. вместо 0,15 руб.), налоговым органом за 2016 год был произведен перерасчет земельного налога и сформировано новое налоговое уведомление № 81901072 от 17.11.2017 в отношении трёх земельных участков, на общую сумму недоимки 2025 руб.. В связи с тем, что впоследствии, налоговым органом было установлено отчуждение ФИО1 одного земельного участка еще 11.01.2016, то вновь произведен перерасчёт земельного налога за 2016 год, и сформировано новое налоговое уведомление № 83062937 от 19.12.2017 в отношении двух земельных участков. Но поскольку платеж в отношении одного земельного участка в размере 96 рублей, ФИО1 уже был совершён 28.11.2017, то сумма недоимки составила 1236 рублей (л.д.38-41).

Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела налоговыми уведомлениями (л.д.59-61).

Административным истцом начислены пени на недоимку по транспортному налогу составляющую 1236 рублей 2016 год.

Административный ответчик, возражала против удовлетворения данного требования указывая, что земельной налог за 2016 год был оплачен в установленные законом сроки. В подтверждение предоставила чек ордер от 29.11.2017 №181339 согласно которого ФИО1 по реквизитам указанным в извещении приложенном к налоговому уведомлению 19.12.2017, внесён платеж в размере 1236 рублей (л.д.83). В данном чек ордере, указано: назначение платежа – земельный налог с физических лиц; получатель - Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области; ОКТМО 37624404 (ранее соответствовал Карпунинскому сельсовету).

При этом суд учитывает, что платежные документы заполняются в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н (далее также - Правила).

В соответствии с пунктом 12 Правил в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков.

Согласно Письму МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10 сентября 2001 г. "О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы N ПД (налог).

Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите "Индекс документа") и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).

Таким образом, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме N ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Из материалов дела следует, что при формировании налогового уведомления № 81901072 от 17.11.2017, налоговым органом был сформирован платежный документ с индивидуальным номером (индекс документа) 18204510176014743558, на сумму платежа 1929 рублей (л.д.60, 62). А в связи с дальнейшим перерасчетом и формированием налогового уведомления № 83062937 от 19.12.2017 об уплате земельного налога за 2016 год, налоговым органом был сформирован новый платежный документ 19.12.2017 с другим индивидуальным номером, на сумму платежа 1236 рублей (л.д.61 оборотная сторона).

Согласно указанного выше чек ордера от 29.11.2017 №181339, индекс документа на основании которого был внесен платеж в размере 1236 рублей указан – 18204510176014743558, т.е. это платежный документ сформированный налоговым органом для уплаты земельного налога за 2016 год и являющийся приложением к налоговому уведомлению № 81901072 от 17.11.2017. Следовательно, указанный документ свидетельствует об уплате ФИО1 земельного налога в установленном в дальнейшем размере – 1236 рублей (с учетом перерасчетов).

Указать индивидуальный номер платежного документа выданного налоговым органом 19.12.2017, ФИО1 не могла, поскольку внесла платеж 29.11.2017, т.е. в срок установленный законодательством (до 01.12.2017 за 2016 год).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 надлежащим образом исполнена обязанность по оплате земельного налога за 2016 год. В связи с чем, начисление пени за период с 17.12.2016 по 13.12.2020, является необоснованным.

На основании изложенного требования, административного истца, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,290,292,293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения, путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области.

Судья -