Дело № 2а-71/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 22 февраля 2022 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе: судьи Хегай Л.А., при секретаре судебного заседания Щербак О.О., с участием представителя административного истца Ковальчук А.А., представителя административного ответчика Руссковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульчского района Хабаровского края к комитету по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, и возложении обязанности совершить определенные действия,
Установил:
Прокурор Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к комитету по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее Комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к назначению на должность контрактного управляющего лица, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, и возложении обязанности назначить в течении трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения контрактного управляющего, соответствующего требованиям п. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ссылаясь на те обстоятельства, что прокуратурой района при проведении по указанию прокуратуры Хабаровского края проверки соблюдения законодательства в сфере бюджетной и закупочной деятельности, выявлены нарушения требований вышеназванного закона, а именно: объем финансового обеспечения для осуществления закупок для административного ответчика на 2020 год, плановый период 2021-2022 г.г. составляет 4047169,4 рублей, на 2021 год, плановый период 2022-2023 г.г. – 5379921,27 руб., то есть не превышает сто миллионов рублей, в связи с чем необходимо назначение контрактного управляющего, который должен и меть высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, однако, в штате Комитета данная должность отсутствует, что создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, может повлечь несвоевременное размещение контрактов в Единой информационной системе, и как следствие существенно нарушит права граждан и организаций, принципы публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Ковальчук А.А. требования административного иска поддержала в полном объеме по обстоятельствам, в нем изложенным, дополнительно пояснила, что Комитетом часто допускаются нарушения законодательства, в частности, при размещении информации о контрактах, что является следствием отсутствия соответствующего должностного лица.
Представитель административного ответчика Русскова М.А. требования не признала, суду пояснила, что в штатном расписании Комитета отсутствует должность контрактного управляющего, не имеется и иной вакантной должности. Возложение обязанностей контрактного управляющего на действующего работника не представляется возможным, ввиду загруженности специалистов основной работой, а также отсутствием соответствующего образования в сфере закупок. Комитет является структурным подразделением администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края и неоднократно обращался в администрацию с просьбой об изменении штатного расписания, введении должности специалиста по закупкам, однако до настоящего времени данный вопрос не разрешен. Муниципальными контрактами Комитета занимается контрактная служба администрации района. Поскольку Комитет самостоятельно не вправе изменять штатное расписание, вводить новую должность или изменять одну должность на другую, представитель административного ответчика полагала, что, обращаясь для разрешения данного вопроса в администрацию района, Комитет не бездействовал. Срок, в течении которого прокурор просит осуществить назначение на должность контрактного управляющего, является недостаточным, поскольку необходимо объявление конкурса на данную должность, а в отсутствие специалистов, соответствующих требованиям законодательства в сфере закупок, может затянутся на длительное время.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частями 1, 4, 6 статьи 38 названного Закона установлено, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий). Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения; осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов; участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок" определены требования к уровню образования, в том числе, контрактного управляющего, в зависимости об трудовых функций, а именно высшее образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере закупок, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Аналогичные требования содержатся в Приказе Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Из планов-графиков закупок товаров, работ, услуг административного ответчика: на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов совокупный годовой объем закупок составляет 4047169,4 рублей; на 2021 финансовый год и плановый период 2022 и 2023 годов совокупный годовой объем закупок составляет 5379921,27 рублей, то есть не превышает ста миллионов рублей.
Согласно информации, представленной Комитетом 26.01.2022 по требованию прокурора района, административный ответчик 21.12.2021 обращался в администрацию района с вопросом о возможности увеличения штатной численности образовательных учреждений и Комитета с целью введения должности контрактного управляющего, но в связи с дефицитом бюджета данная должность не введена.
Таким образом, судом установлено, что административный ответчик в нарушение действующего законодательства не имеет контрактного управляющего с высшим образованием и дополнительным профессиональным образованием по программам повышения квалификации в сфере закупок, либо имеющего среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки в сфере закупок, что создает угрозу нарушения принципов контрактной системы в сфере закупок, а именно открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, вследствие чего могут быть нарушены права неопределенного круга лиц.
В связи с этим, требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер к назначению на должность контрактного управляющего лица, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, с учетом периода времени, прошедшего с момента вступления в законную силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также утверждения профессиональных стандартов "Эксперт в сфере закупок" и «Специалист в сфере закупок», и исходя из представленной административным ответчиком прокурору информации об однократном обращении в 2021 году в администрацию района по вопросу о введении необходимой должности, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
С учетом установленного нарушения действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, учитывая положения ст. 227 КАС РФ, требования прокурора о возложении обязанности на Комитет назначить контрактного управляющего, соответствующего требованиям ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Вместе с этим, принимая во внимание те обстоятельства, что введение требуемой должности связано с изменением штатного расписания Комитета, которое может быть осуществлено только администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края, что подбор кандидата, соответствующего квалификационным требованиям, процедура назначения на должность занимает определенный период времени, суд считает разумным установить срок для устранения нарушения Закона, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Решил:
Административный иск прокурора Ульчского района Хабаровского края к комитету по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, и возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комитета по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер к назначению на должность контрактного управляющего лица, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Обязать комитет по образованию администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края в течении шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, назначить контрактного управляющего, соответствующего требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 4 марта 2022 года.
Судья подпись Л.А. Хегай
<данные изъяты>
Судья Л.А. Хегай