Дело №2а-7201/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 25 июля 2018г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П.
с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2
представителя административного ответчика ФИО3
представителя заинтересованного лица Окружной администрации г. Якутска- ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным заключения о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что заключением Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ей отказано во включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку она обратилась с соответствующим заявлением по достижению 23 лет. Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку она как сирота имеет право на получение жилого помещения, ранее до достижения 23 лет обращалась в Отдел опеки и попечительства ОА г. Якутска с заявлением о включении в указанный Реестр. Просит признать незаконным заключение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, от ____ 2018г. №, возложении обязанности включить в указанный Реестр.
В суде административный истец и ее представитель административный иск поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица просила удовлетворить иск.
Свидетель А. пояснила, что являлась опекуном ФИО1 В первый раз с заявлением о включении в Единый республиканский реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обратились в ____ 2016г.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу абз. 4 ст. 1 данного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до 07.01.2013 определяется Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З №1201-IV (ред. от 15.06.2016) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что ФИО1, ____ года рождения является сиротой, мать С. умерла ____ г., отец- ____ г.
Ранее заключением Комиссии Окружной администрации г. Якутска от ____ 2016г. принято решение о включении ФИО1 в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из обстоятельств дела усматривается, что ФИО1 является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ____
На основании проведенной проверки Заключением Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от ____ 2017г. ФИО1 отказано во включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием заключения Межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ____, непригодным для проживания.
Заключением Комиссии Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ____ 2017г. ФИО1 исключена из Реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием заключения МВК ___ улуса о признании непригодным для проживания жилого дома по адресу: ____
Администрацией Муниципального района «___)» от ____ 2018г. принято заключение о возможности включения ФИО1 в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обжалуемым заключением Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от ____ 2018 г. за № ФИО1 отказано во включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку она обратилась с заявлением по достижению 23 лет.
Указанные выше решения не были обжалованы ФИО1
По смыслу вышеперечисленных правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категории лиц, названных в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
ФИО1 обратилась с заявлением о включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по достижению 23 лет.
Таким образом, у административного ответчика были правовые основания для отказа во включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доводы представителя административного истца о том, что ФИО1 ранее обращалась с заявлением о включении в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не могут быть приняты, поскольку ей было отказано во включении в указанный Реестр, данные решения она не обжаловала.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Данный порядок утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 г. N 148.
Согласно указанному Порядку законные представители несовершеннолетнего гражданина в течение 30 календарных дней со дня достижения подопечным возраста 14 лет или возникновения по достижении подопечным возраста 14 лет, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, представляют в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления письменное заявление о признании невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях с приложением соответствующих документов, предусмотренных данным Порядком.
Заявление о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления могут представить несовершеннолетние граждане, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если их законные представители в сроки, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, не обращались с заявлением или если несовершеннолетние граждане, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Жилищная комиссия в течение 10 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений:
об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
об установлении факта возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, при отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
Жилищная комиссия в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения составляет заключение об установлении факта невозможности или возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и направляет его в орган местного самоуправления.
На основании заключения жилищной комиссии орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с момента поступления заключения издает распоряжение:
об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
об установлении факта возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В распоряжении об установлении факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, указывается информация о включении в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжение об установлении факта возможности проживания в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя которого либо собственником которого является гражданин, может быть обжаловано в установленном порядке.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ административным истцом не предоставлено распоряжение об установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении, принятое в установленном порядке.
Представленные суду акт межведомственной комиссии, акт обследования помещения от ____ 2017г., заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ____ 2017г. не являются распоряжением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, принятым в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 г. N 148.
Кроме того, на момент составления указанных документов (____ 2017 г.) истица достигла 23 лет.
Иные доказательства, свидетельствующие о наличии объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным заключения о невозможности включения в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова