ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-720/18 от 28.11.2018 Черниговского районного суда (Приморский край)

2а-720/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 28 ноября 2018 года

Черниговский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи Т.В. Жестковой,

при секретаре судебного заседания Зубко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Черниговского района к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Черниговскому району (ОГИБДД ОМВД России по Черниговскому району) об оспаривании предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 26.09.2018 в адрес Администрации Черниговского района поступило предписание № 104 врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ФИО1 об устранении нарушений безопасности дорожного движения, а именно: произвести грейдирование межквартальных проездов улиц Октябрьская, Буденного, Юных Пионеров, Заводская с.Черниговка в срок до 10.10.2018. Считает данное предписание незаконным, поскольку к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а все внутриквартальные проезды, указанные в предписании, примыкают к дворовым территориям. Следовательно, их грейдирование должно выполняться в рамках работ по благоустройству, что относится к вопросам местного значения сельских поселений и не может быть исполнено Администрацией Черниговского района в рамках полномочий по осуществлению дорожной деятельности. Просит признать указанное предписание незаконным и его отменить.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала, дополнив, что обжалуемое предписание является незаконным еще и по тем основаниям, что подписано неуполномоченным лицом, поскольку, согласно Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, предписания выдаются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией, а указанное предписание подписано врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения. Полагает, что предписание должно быть исполнимым, а его невозможно выполнить, так как из него не видно, что требуется сделать, в нем отсутствуют конкретные сведения об адресе и конкретных площадях. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды» дорога, образующая проезд к дворовой территории, является дворовой территорией и, согласно п.2.8 Приложения 6 к Государственной программе Приморского края на 2018-2022 г.г., обязывает при формировании паспорта территорий внутриквартальные проезды, примыкающие к дворовой территории, включать как дворовую территорию. Работы по их содержанию должны выполняться в рамках работ по благоустройству, что относится к вопросам местного значения сельских поселений, а не муниципального района. Просит исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась, просила в иске отказать, поскольку, согласно <...> и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" внутриквартальный проезд отнесен к категории улицы и дороги местного значения, основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов. Согласно передаточного акта от 24.08.2015, Черниговское сельское поселение передало движимое и недвижимое имущество, в том числе дороги по ул. Буденного, Октябрьской, Юных Пионеров, Заводской в собственность Администрации Черниговского района, которой заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию автомобильных дорог местного значения. Указанные в предписании участки должны быть прогрейдированы. Согласно ответа АО «Примавтодор», по просьбе заместителя главы Черниговского района ФИО4 было произведено грейдирование внутриквартальных проездов по ул. Юных Пионеров и ул.Октябрьской.

Представитель административного ответчика, государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД по Черниговскому району ФИО5 в судебном заседании с иском не согласился, поддержал пояснения представителя ответчика ФИО3, дополнив, что на период отпуска главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД по Черниговскому району – начальника ОГИБДД ОМВД по Черниговскому району ФИО6 его обязанности возлагаются на командира взвода ДПС ОГИБДД ОМВД по Черниговскому району ФИО1, который, исполняя обязанности главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД по Черниговскому району, вправе выдавать предписания. На день рассмотрения административного иска грейдирование указанных в предписании межквартальных проездов выполнено в полном объеме Администрацией Черниговского района.

Представитель заинтересованного лица Администрации Черниговского сельского поселения ФИО7 в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что грейдирование внутриквартальных проездов к благоустройству придомовых территорий не относится, так как это осуществление дорожной деятельности. Решением Думы Черниговского района от 27.11.2014 № 132 принято Положение о дорожном фонде Черниговского муниципального района, в котором обязательства по содержанию дорог возложены на муниципальный район. В бюджете Черниговского сельского поселения не заложено средств на дорожную деятельность.

Свидетель ФИО4, заместитель Главы Черниговского района, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Законом Приморского края № 665-КЗ от 29.07.2015 в собственность Черниговского муниципального района, кроме прочего имущества, переданы автомобильные дороги. В бюджете Черниговского района заложены денежные средства на содержание и ремонт дорог. Межквартальные проезды должно грейдировать сельское поселение в рамках благоустройства территорий. В начале ноября 2018 г. в его адрес обратился директор управляющей компании с просьбой об оказании помощи в ремонте внутриквартальных проездов. В связи с чем он обратился к руководителю АО «Примавтодор», по устной договоренности с которым АО «Примавтодор» прогрейдировал улицы Октябрьскую, Буденного, Юных Пионеров, Заводскую в с.Черниговка.

Суд, выслушав стороны, представителя заинтересованного лица Администрации Черниговского сельского поселения, свидетеля ФИО4, приходит к следующему.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не выявлено.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности, в том числе: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п.п. «б» п. 12 "Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ N 711 от 15.06.1998, госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Согласно актов № 457, 458, 459, 460 от 26.09.2018, на участках межквартальных проездов в районе дома № 1а ул. Заводская, дома № 19 ул. Буденного, дома № 75 ул. Октябрьская, дома № 35А ул. Юных Пионеров в с. Черниговка имеются множественные ямы и неровности.

Как видно из обжалуемого предписания, в целях реализации возложенных на полицию обязанностей по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения 26.09.2018 временно исполняющим обязанности главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Черниговскому району в адрес Администрации Черниговского района дано предписание № 104 с указанием произвести грейдирование межквартальных проездов ул. Октябрьской, ул. Буденного, ул. Юных Пионеров, ул. Заводской с. Черниговка со сроком выполнения до 10.10.2018, согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Пунктом 5.2.4 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Доводы представителя административного истца о том, что согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды», внутриквартальные проезды, примыкающие к дворовым территориям, отнесены к дворовым территориям, и работы по их содержанию должны выполняться в рамках работ по благоустройству сельскими поселениями, а не муниципальным районом, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 указанного Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и использование автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Статьями 1,5,6 Закона Приморского края от 29.07.2015 № 665-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Черниговского муниципального района и Черниговским муниципальным районом» на орган местного самоуправления Черниговского сельского поселения возложена обязанность по передаче, а на орган местного самоуправления Черниговского муниципального района - по принятию движимого и недвижимого имущества. Право собственности на движимое и недвижимое имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Законом, возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность.

На основании Приложения № 1 к указанному Закону и передаточного акта от 24.08.2015 в собственность Черниговского муниципального района переданы автомобильные дороги, находящиеся, в том числе в с. Черниговка на ул. Буденного, Заводская, Октябрьская, Юных Пионеров.

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог).

Согласно <...> и дорог" Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820 улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой проезд отнесен к категории "улицы и дороги местного значения", основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

В соответствии с муниципальной программой «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Черниговском районе на 2018-2020 г.г.», утвержденной постановлением Администрации Черниговского района № 373-па от 28.06.2018, задачами программы являются, в том числе приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети населенных пунктов района, обеспечение подъездов к объектам социальной сферы по автомобильным дорогам с усовершенствованным покрытием на территории муниципальных образований.

Согласно муниципального контракта № 0120300016818000033-0152307-01 от 16.04.2018, заключенного на выполнение работ по текущему содержанию автомобильных дорог местного значения Черниговского района, заключенного между Администрацией Черниговского муниципального района и ИП ФИО8, исполнитель в срок до 30.12.2018 обязан выполнить работы по текущему содержанию в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта. Пунктом 1 Ведомости объема работ Технического задания предусмотрена планировка проезжей части автогрейдером, а схемой выполнения работ предусмотрено грейдирование автодорог на территории сельских поселений Черниговского муниципального района, в том числе в с. Черниговка.

Частью 1 ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Решением Думы Черниговского района от 27.11.2014 № 132 принято Положение о дорожном фонде Черниговского муниципального района, в котором обязательства по содержанию дорог возложены на Черниговский муниципальный район, что не оспаривается представителем административного истца.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального района, поэтому обжалуемое предписание выдано в адрес администрации Черниговского района в соответствии с требованиями закона.

Ссылка административного истца на то, что предписание подписано неуполномоченным лицом, также является несостоятельной, поскольку оно подписано надлежащим должностным лицом, на которого во время нахождения в отпуске главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Черниговскому району были возложены обязанности последнего.

Между тем обжалуемое предписание, как установлено в суде, выполнено административным истцом.

При таких обстоятельствах суд не находит в действиях административного ответчика нарушений требований закона, которые бы нарушали права, свободы и законные интересы административного истца, и полагает в иске отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 и 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных администрацией Черниговского района требований об оспаривании предписания отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВМД России по Черниговскому району.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд.

Решение принято в окончательной форме 03.12.2018.

Председательствующий Т.В. Жесткова