Дело №2а –97/2020
44RS0006-01-2019-000987-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «18» февраля 2020 года Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.
при секретаре Моревой М.А.,
с участием представителя административного истца АО «Первая башенная компания» по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области главы администрации ФИО2, заместителя прокурора Антроповского района Костромской области Дубовика С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Первая башенная компания» к администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта и установлении обязанности по публикации сообщения о решении суда,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Первая башенная компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 1 пункта 6 «производственная деятельность» раздела 1.1. «категория земель населенных пунктов» постановления главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №6 от 01.02.2016г. «Об арендной плате за землю на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в 2016 году», а также об установлении обязанности по публикации сообщения о принятом решении суда.
Свои исковые требования административный истец АО «Первая башенная компания» мотивировал следующим. Администрацией Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области принято постановление №6 от 01 февраля 2016 года «Об арендной плате за землю на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района в 2016 году». Подпунктом 1 пункта 6 раздела 1.1. «категория земель населенных пунктов» установлен корректирующий коэффициент для определения размера арендной платы земельных участков, предназначенных для вида деятельности: строительство антенно-мачтового сооружения сотовой связи. Между администрацией Антроповского муниципального района Костромской области и ЗАО «Мобиком-Центр» заключен договор аренды земельного участка ..... от <дата>., а по истечении срока действия договора – пролонгирован на неопределенный срок. АО «Первая башенная компания» образовано 03.07.2017г. в результате реорганизации ПАО «Мегафон» путем выделения. Согласно передаточного акта от <дата>. АО «Первая башенная компания» переданы права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка. В связи с тем, что указанный нормативный правовой акт в части установления значения корректирующего коэффициента распространяет свое действие и затрагивает права и интересы АО «Первая башенная компания», не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он должен быть признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с возложением обязанности на административного ответчика опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В частности, указанный нормативный правовой акт не соответствует принципу экономической обоснованности при определении арендной платы за пользование земельными участками, установленному Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Указанный корректирующий коэффициент определен административным ответчиком без экономического обоснования на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Со ссылкой на требования Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в определении от 11 мая 2004 года №209-О, определение Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 года №39-АПГ17-1, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», ст.ст. 19 (или 20), 208,209 КАС РФ административный истец просил суд о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 1 пункта 6 «производственная деятельность» раздела 1.1. «категория земель населенных пунктов» постановления главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №6 от 01.02.2016г. «Об арендной плате за землю на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в 2016 году», а также об установлении обязанности по публикации сообщения о принятом решении суда.
Представитель административного истца – АО «Первая башенная компания» по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала и просила суд об их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области глава администрации ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями АО «Первая башенная компания» не согласился. Указал, что при вынесении указанного постановления проводился устный анализ ситуации по земельным ресурсам, а также сравнение по значению корректирующего коэффициента для аренды земельных участков аналогичного предназначения на территории других сельских поселений Антроповского муниципального района Костромской области. При проведении сравнения указанного коэффициента установлено, что он оказался значительно ниже, чем в других сельских поселениях. Кроме того, до издания указанного постановления применялся коэффициент 60. На территории Палкинского сельского поселения расположены четыре антенно-мачтовых сооружения, обеспечивающих мобильную связь: Билайн, Магафон, МТС, Теле-2 и цифровое эфирное телевещание. Зона с. Палкино и прилегающие территории являются перспективными и удобными для размещения антенно-мачтовых сооружений сотовой связи: центральная часть района, удобное транспортное сообщение (подъезды), присоединение к электролиниям, более плотная заселенность территории, прохождение автодорог межрайонного значения, удобный высотный уровень территории. Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося на праве аренды у АО «Первая башенная компания» общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером: ..... определена постановлением главы администрации Костромской области от 28.10.2008г. №393-а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области» и составила 139234 рублей 55 коп. При определении кадастровой стоимости земельного участка учитываются обеспеченность (наличие или отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой, степень освоения окружающей территории земельного участка, существующий рельеф земельного участка. Рост размера арендной платы указанного земельного участка за период с 2010 года по 2014 год связан с ростом коэффициента, соответствующего индексу потребительских цен. Постановлением главы администрации Костромской области от 22.12.2014г. №543-а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области» кадастровая стоимость указанного земельного участка увеличилась и составила 491031 рублей 03 коп. В связи с необходимостью обеспечения экономической полезности и обеспечения поступления в бюджет соответствующих доходов корректирующий коэффициент уменьшен до 28. При этом в соседних сельских поселениях корректирующий коэффициент составляет 33,3 и 150. ФИО2 представил суду справку главного специалиста администрации Палкинского сельского поселения ФИО3 от 27.02.2016г. о целесообразности установления корректирующего коэффициента, расчета суммы арендной платы за период с 01.01.2009г. по 31.12.2015г., справку об арендной плате под антенно-мачтовыми сооружениями сотовой связи (2016 год), справку-обоснование определения корректирующего коэффициента при расчете арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов для размещения объектов связи (антенно-мачтовых сооружений сотовой связи) на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района, предоставляемые в аренду без торгов в 2016 году, а также сведения о публикации указанного постановления главы администрации Палкинского сельского поселения в печатном издании «Палкинские вести» №1 (78) от 09 марта 2016 года.
Выслушав представителя административного истца - АО «Первая башенная компания» по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика – администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области главы администрации ФИО2, заключение заместителя прокурора Антроповского района Костромской области Дубовика С.В., полагавшего исковые требования АО «Первая башенная компания» не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
К числу таких принципов относятся, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предсказуемости расчета размера арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Согласно определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 г. N 209-О при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710, предусмотрено, что в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
Указанные требования вытекают из содержания Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Согласно пунктам 8, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Признаками ограничения конкуренции являются, в частности, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке в соответствии с обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами указаниями иного лица, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено следующее. Постановлением главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №6 от 01 февраля 2016 года «Об арендной плате за землю на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в 2016 году» при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области и земельные участки на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, предусмотрены корректирующие коэффициенты по отдельным видам разрешенного использования земельных участков. В частности, подпунктом 1 пункта 6 «производственная деятельность» раздела 1.1. «категория земель населенных пунктов» указанного постановления главы администрации сельского поселения предусмотрен корректирующий коэффициент для определения размера арендной платы земельных участков для производственной деятельности для размещения объектов связи (антенно-мачтовые сооружения сотовой связи) – 28.
Указанный нормативный правовой акт опубликован в печатном органе муниципального образования Палкинское сельское поселение Антроповского муниципального района Костромской области – «Палкинские вести» №1(78) от 09 марта 2016 года.
Данный нормативный правовой акт распространяет свое действе на неопределенный круг лиц, принят должностным лицом органа местного самоуправления Палкинского сельского поселения в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ. Указанное обстоятельство в судебном заседании участниками процесса не оспаривалось.
Договором аренды земельного участка ..... от <дата>., заключенным главой администрации Антроповского муниципального района Костромской области и ЗАО «Мобиком-Центр», пролонгированным и действующим в отношении правопреемника ПАО «Мегафон» АО «Первая башенная компания» установлен размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером ..... общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в 70 метрах на северо-восток от <адрес>, расположенного на <адрес>, который определен с 2016 года с учётом корректирующего коэффициента – 28.
Согласно выписке из Единого государственного юридических лиц АО «Первая башенная компания» от 11.12.2019г. АО «Башенная компания» является правопреемником ПАО «Мегафон» (л.д. 23-25). Согласно передаточного акта, утвержденного <дата> внеочередным собранием акционеров ПАО «Мегафон» антенно-мачтовые сооружения, а также земельные участки, в том числе земельный участок, расположенный в 70 метрах на северо-восток от <адрес> переданы АО «Первая башенная компания» (л.д. 21- 22).
Указанным нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы АО «Первая башенная компания», поскольку размер арендной платы зависит от установленного указанным нормативным правовым актом значения корректирующего коэффициента.
По мнению суда, значение коэффициента – 28 установлено постановлением главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №6 от 01.02.2016 года «Об арендной плате за землю на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района в 2016 году» без учёта принципа экономической обоснованности. К такому выводу суд пришел исходя из заявленных административным истцом исковых требований, объяснений главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области ФИО2, а также представленных административным ответчиком документов.
Как указано в части 5 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Административным ответчиком - администрацией Палкинского сельского поселения суду не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении принципа экономической обоснованности при определении корректирующего коэффициента, влияющего на размер арендной платы за земельные участки по категории «земли населенных пунктов» «производственная деятельность» - земельные участки для размещения объектов связи (антенно-мачтовые сооружения сотовой связи).
Представленные главой администрации Палкинского сельского поселения справку главного специалиста администрации Палкинского сельского поселения ФИО3 от 27.02.2016г. о целесообразности установления значения корректирующего коэффициента, расчета суммы арендной платы за период с 01.01.2009г. по 31.12.2015г. - 28, справку об арендной плате под антенно-мачтовыми сооружениями сотовой связи (2016 год) на территории сельских поселений Антроповского муниципального района Костромской области, справку-обоснование определения корректирующего коэффициента при расчете арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов для размещения объектов связи (антенно-мачтовых сооружений сотовой связи) на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района, предоставляемые в аренду без торгов в 2016 году суд не относит к доказательствам обоснованности возражений ответчика на исковые требования истца, поскольку они не содержат расчета уровня доходности земельных участков указанной категории, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, исковые требования АО «Первая башенная компания» подлежат удовлетворению, подпункт 1 пункта 6 «производственная деятельность» раздела 1.1. «категория земель населенных пунктов» постановления главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №6 от 01 февраля 2016 года «Об арендной плате за землю на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района в 2016 году» должен быть признан противоречащим федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу и недействующим.
Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта подлежат признанию недействующими, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, суд считает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Первая башенная компания» - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 1 пункта 6 «производственная деятельность» раздела 1.1. «категория земель населенных пунктов» постановления главы администрации Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №6 от 01 февраля 2016 года «Об арендной плате за землю на территории Палкинского сельского поселения Антроповского муниципального района в 2016 году» со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Палкинские вести» и на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования - Палкинское сельское поселение Антроповского муниципального района Костромской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд (п. Антропово) в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья В.С. Копалыгина
Решение изготовлено в мотивированной форме
«20» февраля 2020 года
Судья___________В.С. Копалыгина