дело № 2а-91/2021 (2а-720/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Первомайский Первомайского района 20 января 2021 года
Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,
при помощнике судьи Бурковой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Алексеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, указав, что в ходе проверки соблюдения администрацией муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что административным ответчиком в нарушение требований ст. 15 Конституции РФ, ст. ст.3, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и санитарных правил содержания территорий населенных мест не организован надлежащим образом процесс по обустройству мест (контейнерных площадок) для сбора и накопления твердых бытовых коммунальных отходов. Так, согласно ответу главы администрации сельсовета от 26 ноября 2020 года на территории МО Фурмановский сельсовет площадки для мусорных контейнеров не обустроены, контейнеры не установлены. Бездействие администрации сельсовета выразилось в непринятии мер по установке мусорных контейнеров и обустройству площадок на территории МО Фурмановский сельсовет, что может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, загрязнению прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия проживания и жизнедеятельности. Прокуратурой района по результатам проверки, проведенной в ноябре 2020 года, в адрес главы администрации МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области 30 ноября 2020 года внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления нарушения требований федерального законодательства в настоящее время не устранены, администрацией муниципального образования Фурмановский сельсовет не принимаются необходимые меры по установке мусорных контейнеров в соответствии с экологическими требованиями.
В связи с указанными обстоятельствами просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по установке мусорных контейнеров в соответствии с экологическими требованиями и обязать административного ответчика установить мусорные контейнеры в МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец - старший помощник прокурора Первомайского района Алексеева О.В. административные исковые требования уточнила и окончательно просила признать незаконным бездействие администрации МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и обязать администрацию муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить на территории населенных пунктов МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области места установки контейнеров, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), специальными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющими подъездной путь для автотранспорта в соответствии со схемой размещения мусорных контейнеров на территории населенных пунктов, в остальном исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - администрации Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Соглашаясь с иском, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителя административного ответчика.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования к администрации Фурмановского сельсовета подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Как следует из содержания частей 1 и 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра регулируются Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила). Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены вопросы создания и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.Уставом муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, к числу вопросов местно значения, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ( п.20 ст.5) Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.В соответствии с п. 2.1.3, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»). Пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, административным ответчиком утверждены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов муниципального образования Фурмановский сельсовет Оренбургской области, получены заключения об их соответствии требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Однако, в ходе проведенной проверки прокуратурой Первомайского района Оренбургской области 26 ноября 2020 года установлено, что на территории МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области площадки для мусорных контейнеров до настоящего времени не обустроены, контейнеры не установлены. По результатам проверки в адрес главы МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области 30 ноября 2020 года внесено представление об устранении нарушений закона. До настоящего времени выявленные нарушения законодательства административным ответчиком не устранены. Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались. Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области имеет место бездействие, которое выразилось в непринятии мер по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области. Данное бездействие ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. С учетом, установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению. Устанавливая срок для исполнения решения, суд исходит из принципа исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок (ст. 6 КАС РФ) и приходит к выводу, что в настоящем деле разумным сроком исполнения судебного акта будет являться 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области к администрации Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в необорудовании специальных площадок для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО).
Обязать администрацию Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить на территории муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области места установки контейнеров, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), специальными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющими подъездной путь для автотранспорта, в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд.
Судья Д.Р.Стройкина
Решение в окончательной форме принято 25 января 2021 года.
Судья Д.Р.Стройкина