Адм. дело № 2а-720/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Дмитриевка 14 декабря 2016 года
Никифоровский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Денисова С.В.,
при секретаре Просветовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Никифоровского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никифоровского района Тамбовской области о признании незаконными действия по выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также признании разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Никифоровского района Тамбовской области обратился в Никифоровский районный суд Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Никифоровского района Тамбовской области о признании незаконными действий административного ответчика по выдаче разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап) № RU-68511000-70а от 13.11.2012 года и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU-68511000-68 от 28.12.2012 года, а также признании указанных разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию незаконными.
Иск мотивирован тем, что в ходе проведения прокуратурой Никифоровского района проверки соблюдения администрацией Никифоровского района градостроительного законодательства при проведении разрешительных процедур, был установлен факт выдачи административным ответчиком ООО «Бастион» оспариваемых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Расположение полигона ТБО: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок № 1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039.
Разрешение на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап) № RU-68511000-70а от 13.11.2012 года, выдано с грубыми нарушениями требований законодательства. Так, по мнению прокурора, проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности, в соответствии с ч.3,4 ст. 49 ГрК РФ, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня. Однако, для выдачи разрешения на строительство было предоставлено заключение государственной экспертизы проектной документации регионального уровня от 23 января 2008 года, которое не может подменяя экспертизу федерального уровня.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU-68511000-68 от 28.12.2012 года выдано с нарушением ст. 55 ГрК РФ. Данной нормой предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Так как данное разрешение Управлением государственного строительного надзора Тамбовской области не выдавалось, основания для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатации отсутствовали.
Указанные действия повлекли нарушения норм ч.5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственного-бытового обслуживания.
В целях устранения вышеуказанных нарушений, 10.05.2016 года прокуратурой Никифоровского района на имя главы администрации района было вынесено представление, в котором потребовано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, однако данные нарушения не устранены, что нарушает установленное статьей 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Никифоровского района Тамбовской области Проскурина Е.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснив, что поводом для проведения проверки администрации Никифоровского района Тамбовской области со стороны прокуратуры было заявление ФИО1 от 25.04.2016 года в прокуратуру Тамбовской области по вопросу эксплуатации полигона ТБО на территории Никифоровского района. Областная прокуратура направила данное заявление для рассмотрения по территориальности в прокуратуру Никифоровского района Тамбовской области. Проверка по данному заявлению проведена с соблюдением сроков установленных действующим законодательством.
Представитель административного ответчика, администрации Никифоровского района Тамбовской области, ФИО2, действующая на основании доверенности, предоставила суду письменные возражения относительно исковых требований. Административный ответчик считает, что прокурором пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском. Так, по мнению административного ответчика, прокуратура, в силу возложенных на неё законом контролирующих и надзорных функций, имела возможность проверить законность выдачи оспариваемых разрешений с декабря 2012 года. Появление полигона ТБО на территории р.п. Дмитриевка не могло оставаться не замеченным на протяжении почти четырех лет. Кроме того, в 2015 году прокурор Никифоровского района уже обращался в суд с иском к администрации Никифоровского района Тамбовской области об обязании выполнить мероприятия согласно рабочего проекта на полигоне ТБО. В своем заявлении прокурор указывал, что полигон ТБО в р.п. Дмитриевка введен в эксплуатацию в 2012 году на основании выданного администрацией района разрешения, однако не соответствует требованиям рабочего проекта. Таким образом, прокурору было известно о допущенных, по его мнению, нарушениях при выдаче разрешений на строительство и вводе объекта в эксплуатацию, однако с иском о признании указанных решений незаконными он не обращался.
Также административный ответчик считает, что довод прокурора о нарушении права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в результате размещения полигона ТБО на землях населенных пунктов является надуманным и не имеющим под собой правовых оснований. Так, земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:46, на котором расположен полигон ТБО, в настоящее время имеет категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование - «для размещения полигонов бытовых отходов». На момент обращения прокурора в суд с административным иском, ему было известно о том, что указанное нарушение было устранено, о чем ему сообщалось по результатам рассмотрения представления от 10.05.2016 года.
Кроме того, в административном исковом заявлении прокурором не указано, какие именно права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены в результате совершенных администрацией действий. Даже если исходить из того, что нарушения при выдаче оспариваемых разрешений были, то сами по себе они являются формальными, то есть нарушают порядок выдачи указанных разрешений.
Имеющееся заключение государственной экспертизы проектной документации регионального уровня от 23.01.2008 года, подтверждает тот факт, что проектная документация соответствует требованиям экологического законодательства. Отсутствие заключения управления государственного строительного надзора само по себе не свидетельствует о том, что при осуществлении строительства были допущены какие-либо нарушения.
Для признания оспариваемого действия незаконным, необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение этим действием прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В возражении административного ответчика от 09.11.2016 года, указано, что между ООО «Бастион» (арендатор) и администрацией Никифоровского района Тамбовской области (арендодатель) 21.09.2012 года был заключен договор аренды земельного участка № 172, кадастровый номер участка 68:11:1101039:46, площадью 140000 кв.м., адрес (местоположение): Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039.
Полигон бытовых отходов введен в эксплуатацию 28.12.2012 года и ведет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается Санитарано-эпидемиолгическом заключением по условиям сбора, транспортирования, размещения и захоронения отходов I-IV класса опасности для ООО «Бастион» Никифоровского района, выданного 28.12.2015 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области о соответствии полигона государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Согласно кадастровому паспорту от 27.01.2016 года, земельный участок, на котором размещен полигон ТБО, относится к категории земель – «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с разрешенным использованием - для размещения полигонов бытовых отходов. Процедура перевода земель из одной категории в другую осуществлена в соответствии с законом и не оспаривается. Следовательно, довод прокурора о том, что выявленные нарушения градостроительного законодательства администрацией Никифоровского района нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, не состоятелен, не подтвержден надлежащими доказательствами, и право обратиться в суд в защиту прав граждан по этому основанию не возникает.
Факт выдачи администрацией разрешения на строительство сам по себе не нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и не может быть принят судом как основание подачи административного искового заявления прокуратурой в интересах неопределенного круга лиц.
В отношении выданного 13.10.2012 года разрешения на строительство № RU-68511000-70а считают, что прокуратуре Никифоровского района было известно о нем более чем продолжительное время, что подтверждается решением суда от 27.02.2015 года (дело № 2-53/2015) по иску прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, к администрации об обязании выполнить мероприятия на полигоне ТБО с целью приведения его в соответствие с рабочим проектом. Таким образом, прокуратура не только была осведомлена, но и требовала осуществить работы по обустройству полигона ТБО в соответствии с проектной документацией. Соответственно, трехмесячный срок для обжалования ненормативного правового акта (разрешения на строительство), установленный ст. 219 КАС РФ, истек.
Прокурорская проверка администрации Никифоровского района проведена с нарушением действующего законодательства. Из материалов дела не усматривается, что поводом к возбуждению дела явилось осуществление прокурором надзора в связи с обращением заявлений, жалоб и иных обращений, поступивших в прокуратуру. Кроме того, прокурор обязан доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки решение о проведении такой проверки, а по результатам проверки составлять акт, право на ознакомление с которым, должно быть предоставлено руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации). Доказательств уведомления администрации района о проведении проверки материалы дела не содержат. Таким образом, представление об устранении нарушений градостроительного законодательства в отношении администрации Никифоровского района вынесено прокурором с нарушением законодательства РФ. Не допускается использование доказательств по делу, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора), если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Срок прокурорской проверки ограничен и не должен превышать 20 рабочих дней. В данном случае проверка заняла значительно больше времени.
В подтверждение законности выдачи оспариваемых разрешений, ФИО2 предоставила суду документы, на основании которых данные разрешения выдавались: правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды между административным ответчиком и ООО «Бастион»), копию рабочего проекта полигона для захоронения твердых бытовых отходов в р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области (том 1: общая пояснительная записка), при этом пояснив, что градостроительный план земельного участка, а также материалы, содержащиеся в проектной документации (кроме общей пояснительной записки) при выдаче разрешительной документации не предоставлялись и не запрашивались. Также подтвердила то обстоятельство, что при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключение органа государственного строительного надзора отсутствовало, строительный надзор не осуществлялся.
Письменные возражения представителей ООО «Бастион» (заинтересованное лицо по делу) по доверенности ФИО3 и ФИО4 мотивированы теми же доводами, что и возражения административного ответчика.
В ходе судебного заседания от 14 декабря 2016 года, представитель ООО «Бастион» по доверенности ФИО5 подержала доводы изложенные в ранее представленных возражениях ООО «Бастион», считая административный иск не подлежащий удовлетворению.
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что 21.09.2012 года между ООО «Бастион» (арендатор) и администрацией Никифоровского района Тамбовской области (арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка № 172, кадастровый номер участка 68:11:1101039:46, площадь 140000 кв.м., адрес (местоположение): Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок № 1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039, цель использования – для размещения полигона твердых бытовых отходов, категория земель – земли населенных пунктов. Срок аренды земельного участка установлен с 21.09.2012 года по 20.09.2017 год. (л.д. 21). Факт заключения договора подтверждается актом приема-передачи земельного участка б/н от 21 сентября 2012 года (л.д.26).
12 ноября 2012 года ООО «Бастион» обратилось в администрацию Никифоровского района Тамбовской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап) на земельном участке по адресу: р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок 1. К заявлению прилагались учредительные документы ООО «Бастион», договор аренды земельного участка № 172 от 21.09.2012 года, проектная документация (л.д. 189). В заявлении отражается информация о наличии положительного заключения государственной экспертизы за № 60 от 18.02.2008 года. Также указано, что работы будут производится подрядным способом ЗАО Управление механизации «Тамбоагропромдорстрой».
13 ноября 2012 года начальником отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства администрации Никифоровского района Тамбовской области было выдано разрешение № RU-68511000-70а на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап), расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок № 1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039. Срок действия разрешения до 11 января 2013 года.
26 декабря 2012 года ООО «Бастион» обратилось в администрацию Никифоровского района Тамбовской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию полигона для захоронения твердых бытовых отходов (1 этап).
28 декабря 2012 года начальником отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства администрации Никифоровского района Тамбовской области было выдано разрешение № RU-68511000-68 на ввод в эксплуатацию полигона для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап), расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок № 1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039. Общая площадь объекта – 13170 кв.м.
26 апреля 2016 года в прокуратуру Тамбовской области поступило заявление ФИО1 о проведении проверки законности деятельности ООО «Бастион» по эксплуатации полигона в р.п. Дмитриевка и наличия для этого всей необходимой разрешительной документации (л.д. 88). Прокуратурой области данное заявление было направлено для рассмотрения по территориальности в прокуратуру Никифоровского района Тамбовской области, куда оно поступило 04.05.2016 года (л.д. 87).
10 мая 2016 года по результатам проведенной проверки в адрес главы Никифоровского района Тамбовской области было вынесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, которые послужили основанием для обращения с административным иском (л.д. 6). Представление было рассмотрено главой администрации 08 июня 2016 года (л.д. 9).
Так как выявленные нарушения не были устранены, 17.06.2016 года прокурор Никифоровского района Тамбовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Из смысла административного искового заявления, действия администрации района, выразившееся в нарушении процедуры выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию полигона ТБО ООО «Бастион» нарушают как положения градостроительного законодательства, так и положения Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и как следствие, нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Несмотря на то, что в 2016 году изменена категория земель, на котором расположен полигон ТБО (с земель населенных пунктов на земли промышленности), местоположение самого объекта не изменилось, и он по-прежнему находится в непосредственной близости к жилым домам, административным зданиям и производственным строениям.
Вышеизложенное опровергает доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии правовых оснований для обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным иском в защиту неопределенного круга лиц, а также доводы о продолжительном периоде проведения прокурорской проверки.
Представителем ООО «Бастион» заявлялось ходатайство об исключении из доказательств по делу результатов прокурорской проверки как недопустимых и полученных с нарушением федерального закона, мотивируя его тем, что в нарушение п. 1.2 приказа Генерального прокурора № 265 руководитель или представитель администрации должны были быть ознакомлены с актом проверки в течение 10 дней после её проведения. Срок проверки не должен был превышать 20 рабочих дней.
В соответствии с ч.2 ст. 50 Конституции РФ, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 59 КАС РФ.
В силу части 3 статьи 61 КАС РФ при рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.
Суду не представлено доказательств проведения проверки прокуратурой с нарушением именно федерального законодательства. Приказы Генерального прокурора РФ к таковому не относятся. Таким образом, ходатайство об исключении доказательств удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено, настоящее административное исковое заявление подано прокурором 17.06.2016 года (в суд поступило 28.06.2016 года) по результатам проверки от 10.05.2016 года. Таким образом, установленный срок обращения с административным иском прокурором не пропущен.
В судебном заседании обозревалось гражданское дело Никифоровского районного суда Тамбовской области № 2-53/2015, на которое ссылаются в своих возражениях представители ответчика и заинтересованного лица, как подтверждение того, что прокурор Никифоровского района был осведомлен о выдаче оспариваемых разрешений до проведения поверки. Из материалов указанного дела было установлено, что 04.12.2014 года прокурор Никифоровского района Тамбовской области обращался в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации Никифоровского района Тамбовской области об обязании ответчика выполнить мероприятия на полигоне ТБО, с целью приведения его в соответствии с рабочим проектом. При этом вопрос о законности выдачи разрешений прокурором не ставился и не был предметом рассмотрения. Кроме того, в материалах дела содержаться копии разрешений на строительство полигона ТБО и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию отличные от тех, которые являются предметом рассмотрения по настоящему административному делу, а именно разрешение на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (начальный этап разработки карт) RU-68511000-16 от 01 марта 2011 года. Срок действия разрешения до 01 марта 2012 года. Расположение полигона: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, пос. Сахзавод. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU68511000 от 23 января 2012 года. Таким образом возражения в этой части являются необоснованными.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решений, действий (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая заявленные требования прокурора о законности выдачи оспариваемых разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию полигона ТБО, необходимо руководствоваться градостроительным законодательством, действующим на момент возникновения спорных правоотношений.
Исследуя вопрос о наличии полномочий у администрации Никифоровского района Тамбовской области на принятие решения о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, суд приходит к следующему.
Согласно ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно материалам дела, полигон ТБО, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию которого выдано администрацией Никифоровского района, на момент выдачи разрешительных актов находился на территории р.п. Дмитриевка, то есть на территории поселения.
Пунктом 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ определено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции 16.10.2012 г.) выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) отнесена к вопросам местного значения поселений.
Частью 4 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Между администрацией Никифоровского района Тамбовской области и администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области 10 декабря 2009 года заключено соглашение о передаче части полномочий, которым администрации района переданы полномочия по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений (л.д. 190).
Следовательно орган местного самоуправления района был наделен полномочиями по выдаче оспариваемых разрешений.
Разрешения на строительство и ввод полигона ТБО в эксплуатацию выдан отделом архитектуры, строительства и коммунального хозяйства администрации Никифоровского района за подписью начальника отдела ФИО6, чьи полномочия подтверждаются п. 3.5 положения об отделе и п. 6.2 должностной (служебной) инструкции начальника отдела (л.д. 48, 53).
Согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Согласно представленным документам и показаниям представителя административного ответчика, ООО «Бастион» представило в администрацию Никифоровского района заявление о выдаче разрешения на строительство со следующими документами: учредительные документы ООО «Бастион», договор аренды земельного участка № 172 от 21.09.2012 года, проектная документация, положительное заключение экспертной комиссии Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области № 60 от 18.02.2008 года.
К заявлению не был приложен градостроительный план земельного участка.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Однако, как поясняет представитель ответчика, данный план при выдаче разрешения на строительство полигона ТБО отсутствовал и не запрашивался.
В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выдача администрацией Никифоровского района Тамбовской области разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап) № RU-68511000-70а от 13.11.2012 года произведена с нарушением закона, соответственно имеются основания для признания действий административного ответчика незаконными, а следовательно и признания незаконным разрешения на строительство
Между тем, суд считает ошибочным довод прокурора о том, что для получения разрешения на строительство полигона для захоронения ТБО требовалось проведение государственной экспертизы проектной документации федерального уровня.
В соответствии с ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ (ред. 2012 года) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями (ч.4 ст. 49 ГрК РФ в ред. 2012 года).
Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, определены иные федеральные органы исполнительной власти (ч.4.1 ст. 49 ГрК РФ в ред. 2012 года).
В п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ (в ред. 2012 г.) кроме прочих, поименован объектов, связанный с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (в ред. 2012 г.), размещение отходов – это хранение и захоронение отходов; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Из представленной в материалы дела документации (в том числе общей пояснительной записки рабочего проекта) следует, что объект «Полигон для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап)», расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок № 1 в границах квартала 68:11:1101039, предназначен для принятия твердых бытовых отходов предприятий и организаций р.п. Дмитриевка, не обладающие токсичными и радиоактивными свойствами IV-V класса опасности (общая часть пояснительной записки). На полигон ТБО принимаются отходы жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садовый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности. Таким образом, обезвреживания отходов на указанном обънекте не предусмотрено.
Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (ч.4.2 ст. 49 ГрК РФ в ред. 2012 года).
Из вышеизложенного следует, что государственная экспертиза проектной документации объекта капитального строительства, связанного только с захоронением отходов 3 - 5 класса опасности без одновременного их обезвреживания проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка.
Согласно части 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления выдавший разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Положения части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно представленным документам и показаниям представителя административного ответчика, ООО «Бастион» представило в администрацию Никифоровского района заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26 декабря 2012 года со следующими документами: договор аренды земельного участка № 172 от 21.09.2012 года, разрешение на строительство № RU-68511000-70а от 13.11.2012 года, акт № 1 приемки законченного строительством объекта от 24.12.2012 года, подписанный между ООО «Бастион» и ЗАО Управление механизации «Тамбовагропмдострой», документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации от 24.12.2012 года, подписанный ЗАО Управление механизации «Тамбовагропмдострой», документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 24.12.2012 года, подписанный ЗАО Управление механизации «Тамбовагропмдострой».
При этом, как установлено судом, к заявлению не были приложены документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям (п.7 ч.3 ст. 55 ГрК РФ), схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора) (п.8 ч.3 ст. 55 ГрК РФ), заключение органа государственного строительного надзора (п.8 ч.3 ст. 55 ГрК РФ).
Отсутствие государственного строительного надзора при строительстве полигона ТБО подтверждается ответом на запрос суда Управления государственного строительного надзора Тамбовской области № 01-1565 от 28.11.2016 года.
Частью 6 статьи 55 ГрК РФ установлено, что одним из оснований отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд приходит к выводу, что выдача администрацией Никифоровского района Тамбовской области разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU-68511000-68 от 28.12.2012 года произведена с нарушением закона, соответственно имеются основания для признания действий административного ответчика незаконными, а следовательно и признания незаконным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах довод прокурора о нарушении конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, выразившееся в нарушении процедуры выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию полигона ТБО, является обоснованным.
Требования об обязании административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подан административный иск, прокурором в рамках данного дела не заявлялись.
Подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ установлено, что прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подп.19 п. 1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.3 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Никифоровского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать действия администрации Никифоровского района Тамбовской области по выдаче разрешения на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап), расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок №1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039, № RU-68511000-70а от 13.11.2012 года и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU-68511000-68 от 28.12.2012 года незаконными.
Признать разрешение на строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов (первый этап), расположенного по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод, участок №1 в границах кадастрового квартала 68:11:1101039, № RU-68511000-70а от 13.11.2012 года, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU-68511000-68 от 28.12.2012 года, незаконными.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Никифоровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Денисов С.В.