Дело № 2а-720/2016
Поступило в суд 23.11.2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2016 года г. Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Решетниковой М.В.
с участием старшего помощника прокурора Чулымского района Шеманской Е.А.
при секретаре Скультецкой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Иткульского сельсовета <адрес>, Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Коммунальщик», выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, возложении обязанности организовать надлежащее теплоснабжение потребителей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Иткульского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик», выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, возложении обязанности организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части организации теплоснабжения населения, теплоснабжающими организациями - законодательства о теплоснабжении.
В соответствии с п. 4, п. 8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения теплоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п.1, 4 ч.1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органа местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно пп. 4 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Абзацем 4 п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, определено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона : твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В силу требований подпункта «а» п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 в летний период в котельные должен быть осуществлен завоз топлива : твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
В силу ст. 25 ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Согласно п.п. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме ( домовладении) является следующее – предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно ( коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Проверкой установлено, что МУП «Коммунальщик» эксплуатирует котельную, находящуюся в муниципальной собственности, расположенную по адресу: <адрес>. Согласно информации главы Иткульского сельсовета <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, количество угля, завезенного на котельную <адрес> с начала отопительного сезона – 108 тонн, а потребность на весь отопительный сезон составляет 960 тонн твердого топлива, при этом на начало отопительного сезона на котельную <адрес> должно быть завезено не менее 672 тонн твердого топлива.
Вопреки требованиям абз. 4 п. 2.6.10, «а» п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, МУП «Коммунальщик» не завезено на вышеуказанную котельную твердое топливо в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 гг.
Передача котельной и тепловых сетей МУП «Коммунальщик» не освобождает администрацию Иткульского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
В нарушение требований п. 4, п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1, 4 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, администрация Иткульского сельсовета не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Отсутствие твердого топлива в количестве 70% от потребности к отопительному периоду 2016-2017 годов может повлечь за собой срыв стабильной работы котельной в период отопительного сезона, возникновение чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования поселения - Иткульский сельсовет <адрес>.
Отсутствие запасов топлива на котельной в необходимом количестве может повлечь угрозу нарушения права на бесперебойное отопление потребителей, которые пользуются коммунальной услугой в настоящее время, а также потребителей - граждан, которые будут пользоваться этой услугой в будущем периоде отопительного сезона. Круг таких потребителей не определен.
Просит признать незаконным бездействие администрации Иткульского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, не обеспечении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ котельной, расположенной по адресу: <адрес>. 20 <адрес> твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 годов.
Обязать администрацию Иткульского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения твердым топливом - углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 годов котельной, расположенной по адресу: <адрес> – 672 тонны.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что МУП «Коммунальщик» эксплуатирует котельную, находящуюся в муниципальной собственности, расположенную по адресу: <адрес>. 20 в <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, количество угля, завезенного на котельную с начала отопительного сезона составило 108 тонн, а потребность на весь отопительный сезон составляет 960 тонн твердого топлива, таким образом, на начало отопительного сезона на котельную <адрес> должно быть завезено не менее 672 тонн твердого топлива.
Передача котельной и тепловых сетей МУП «Коммунальщик» не освобождает администрацию Иткульского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Администрация Иткульского сельсовета <адрес> не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Просит признать незаконным бездействие администрации Иткульского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, не обеспечении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ котельной, расположенной по адресу: <адрес><адрес> твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 годов. Обязать администрацию Иткульского сельсовета <адрес>, МУП «Коммунальщик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения твердым топливом- углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона 2016-2017 годов котельной, расположенной по адресу: <адрес> - 672 тонн.
Представитель административного ответчика - администрации Иткульского сельсовета <адрес>ФИО3 с заявленными требованиями согласен, пояснил, что услуги по теплоснабжению в <адрес> предоставляет МУП « Коммунальщик», которому администрация сельсовета передала котельную и теплосети, расположенные в <адрес> и предназначенные для обеспечения населения поселения тепловой энергией. МУП «Коммунальщик» заключило с ООО «Новосибирская топливная корпорация» договор на поставку твердого топлива, уголь поступает согласно спецификации, нарушений графика не допускается. Уголь в необходимом количестве в котельной всегда имеется в наличии. На складе Чулымского райтопа, откуда уголь везут в котельную, он всегда имеется в достаточном количестве, необходимом для бесперебойной работы котельной. Вместимость площадки для хранения угля в котельной <адрес> ниже, чем 70% потребности отопительного сезона - 200 тонн, но это позволяет хранить объем угля, достаточный для бесперебойного теплоснабжения потребителей <адрес>.
Представитель административного ответчика – МУП «Коммунальщик» ФИО4 с иском согласен, пояснил, что на ДД.ММ.ГГГГ с начала отопительного сезона завезено в котельную <адрес> 108 тонн угля, на ДД.ММ.ГГГГ завезено 302 тонны, ДД.ММ.ГГГГ еще будет завезен уголь в котельную, в декабре 2016 г., январе 2017 года также будет поставка угля в котельную. В день расходуется в котельной около 4 тонн угля. МУП « Коммунальщик» заключило с ООО «Новосибирская топливная корпорация» договор на поставку твердого топлива, уголь поступает согласно графика, чрезвычайных ситуаций никогда не возникает. Уголь в котельную подвозится в достаточном количестве, на складе Чулымского райтопа, откуда уголь везут в котельную, он всегда имеется в достаточном количестве, заключены договоры с транспортными компаниями, которые договоры выполняют. Своевременность доставки угля в котельную, его количество в котельной, ими контролируется. Обеспечить котельную углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг. возможно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав помощника прокурора ФИО1, представителя администрации Иткульского сельсовета, представителя МУП «Коммунальщик», исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 ч.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.4 и п. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичные вопросы местного значения Иткульского сельсовета <адрес> закреплены в ст.5 ч.1 п.п.4, 9 Устава Иткульского сельсовета <адрес> (л.д. 39- 61).
Согласно ст.6 ч.1 п. п.1, 4 «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно п.13 п.п.4 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организацией наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ абз. 4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием…. обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ п.п. «а» указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - … осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является: предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно Уставу МУП «Коммунальщик», предприятие осуществляет в установленном законодательстве РФ порядке деятельность по теплоснабжению (п.2.2) (л.д. 27- 35).
Как следует из договора № безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи, администрация Иткульского сельсовета передала МУП «Коммунальщик» котельную, расположенную в <адрес> во временное безвозмездное пользование, для обеспечения населения Иткульского сельсовета <адрес> услугами тепло – и водоснабжения (л.д. 11-14, 15-16).
Из сообщения главы администрации Иткульского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая потребность котельной в угле на отопительный сезон 2016-2017 годы составляет 960 тонн, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ завезено на котельную с начала отопительного сезона 108 тонн угля. В котельной находится 15 тонн угля. Вместимость площадки для хранения угля 200 тонн (л.д. 9 -10).
МУП «Коммунальщик» заключило с ООО «Новосибирская Топливная Корпорация» договор поставки № NТК-У1-29/9-01-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого последний поставляет, а первый принимает и оплачивает уголь (п.1.1). Объем и сроки поставки угля указываются в спецификациях ( п. 1.2). Вывоз угля МУП «Коммунальщик» осуществляется со склада поставщика по адресу: <адрес> ЗАО «Чулымский райтоп» ответственным представителем покупателя самостоятельно (п.3.5) (л.д. 19- 23). В соответствии с приложением № к указанному договору, уголь поступает согласно спецификации к договору поставки угля в количестве: сентябрь 2016 года – 200 тонн, октябрь – 500 тонн, ноябрь 2016 года – 860 тонн, декабрь 2016 - 1020 тонн… (л.д. 24).
Таким образом, на основании приведенных письменных материалов дела, объяснений ответчиков, судом установлено, что ответчиками не приняты необходимые меры по обеспечению котельной <адрес> твердым топливом к началу отопительного сезона не ниже 70 % потребности отопительного сезона, не обеспечен необходимый объем твердого топлива и в настоящее время. Приведенные данные об обеспеченности твердым топливом котельной <адрес>, находящейся в пользовании МУП «Коммунальщик», представителями ответчиков не оспариваются.
В нарушение требований абз.4 п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ п.п «а» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.3 пп. «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, МУП «Коммунальщик» не завезено твердое топливо в котельную в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона 2016-2017 гг. – 672 тонн.
Передача котельной и тепловых сетей МУП «Коммунальщик» не освобождает администрацию Иткульского сельсовета от установленных законодательством обязанностей по организации теплоснабжения, контролю готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
В нарушение требований ст.14 ч.1 п.п.8, 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 ч.1 п.п. 1, 4 ФЗ «О теплоснабжении», ст.25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.ДД.ММ.ГГГГ Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация Иткульского сельсовета <адрес> не организовала наличие необходимого запаса твердого топлива на котельной до начала отопительного сезона, не проконтролировала готовность указанной теплоснабжающей организации к отопительному периоду.
Не принятие администрацией Иткульского сельсовета и МУП «Коммунальщик» мер по обеспечению необходимого запаса твердого топлива для котельной в <адрес> до начала отопительного сезона - ДД.ММ.ГГГГ создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга граждан - потребителей, которые пользуются коммунальной услугой теплоснабжения в настоящее время, а также граждан - потребителей, которые будут пользоваться этой услугой в будущем периоде отопительного сезона.
В связи с изложенным, суд полагает, что заявленное прокурором требование о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, по обеспечению котельной твердым топливом и возложении на ответчиков обязанности по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения котельной <адрес>, расположенной по <адрес>, твердым топливом - углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона 2016-2017 гг. - 672 тонн, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, обязательными для исполнения органами местного самоуправления (основные положения), установлено, что котельные должны быть обеспечены твердым топливом до начала отопительного сезона не ниже 70% потребности отопительного сезона.
При рассмотрении дела судом установлено, что определенный запас топлива в котельной имеется, ответчиком МУП «Коммунальщик» принимаются меры к вывозу угля, заключен договор поставки угля, данных о его неисполнении суду не представлено.
Учитывая поставку угля согласно заключенному договору и в соответствии с согласованным графиком поставки угля, необходимость корректировки указанного графика с поставщиком в целях обеспечения поставки 70 % потребности отопительного периода в топливе, суд полагает установить ответчикам срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Иткульского сельсовета <адрес> и МУП «Коммунальщик» выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего теплоснабжения потребителей, проживающих в <адрес>, в не обеспечении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ котельной, расположенной по адресу: <адрес>, твердым топливом – углем в количестве не ниже 70 % потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг.
Обязать администрацию Иткульского сельсовета <адрес> и МУП «Коммунальщик» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать надлежащее теплоснабжение потребителей, проживающих в <адрес>, путем обеспечения котельной, расположенной по адресу: <адрес>, твердым топливом - углем в количестве не ниже 70% потребности отопительного сезона на 2016-2017 гг. – 672 тонн.
Взыскать с МУП «Коммунальщик» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Чулымского районного суда М.В.Решетникова