ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-720/2016 от 24.02.2016 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 февраля 2016 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ашурковой А.П.

при секретаре Галкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-720/16 по административному иску депутата Думы городского округа Сызрань ФИО1 об оспаривании бездействия должностного лица- и.о. прокурора г.Сызрани Талиповой Н.Г. по проверке нормативно-правовых актов, утвержденных главой Администрации г.о.Сызрани и возложении обязанности провести их проверку,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным бездействие исполняющего обязанности прокурора г. Сызрани Талиповой Н.Г., выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативно-правовых актов, которые незаконно приняты и утверждены главой администрации г.о. Сызрань, нарушающим его право как представителя представительного органа Думы г.о. Сызрань на самоуправление и право, как субъекта правоотношений с указанными структурами городской администрации, как юридическими лицами совершать юридически значимые действия в отношении указанных структур администрации города Сызрани, утвержденных главой администрации г.о. Сызрань ФИО2: установить правовые действия указанных структур с момента вступления в силу незаконных положений и их юридические последствия и принять меры к их устранению в установленный законом «О прокуратуре Российской Федерации» срок. В соответствии со ст.ст. 9, 9-1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать и.о. прокурора города Талипову Н.Г. провести проверку НПА, утвержденных ФИО2

Ссылается в обоснование требований на то, что 28.12.2015 г. к нему, как депутату Думы г.о. Сызрань, обратился помощник депутата Думы г.о. Сызрань ФИО3 с информацией о незаконных нормативно-правовых актах о структурах администрации г.о. Сызрань, утвержденных главой администрации. Правовой мониторинг нормативно-правовых актов администрации г.о. Сызрань показал, что ряд нормативно-правовых актов принят незаконно, вследствие превышения полномочий главой администрации. В нарушении ст.ст. 25,37,39 Устава г.о. Сызрань, согласно которым полномочия и само положение о структурных подразделениях администрации утверждается Думой г.о. Сызрань, главой администрации г.о. Сызрань утверждено ряд положений о структурных подразделениях администрации. В частности, превысив полномочия, глава администрации ФИО2 утвердил следующие положения о структурных подразделениях: постановление главы администрации г.о. Сызрань № 1313 от 30.04.2014 г. об утверждении Положения об управлении по общественной безопасности, делам ГО и ЧС; постановление главы администрации г.о. Сызрань № 2676 от 18.08.2014 г. об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства; постановление главы администрации г.о. Сызрань № 1803 от 09.06.2014 г. об утверждении Положения о комитете имущественных отношений; постановление главы администрации г.о. Сызрань от 29.04.2015 г. № 1119 об утверждении «Положения об отделе по работе с обращениями граждан администрации городского округа Сызрань»; постановление главы администрации г.о. Сызрань от 31.08.2011 г. №2301 об утверждении «Положения «Об управлении по вопросам семьи, материнства и детства администрации городского округа Сызрань». Таким образом, главой администрации г.о. Сызрань нарушены статьи 4; 7; 34 (ч. 3), 36 (ч. 4), 43 (4, 3) Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым глава администрации принимает постановления в пределах полномочий, определенных Уставом муниципального образования. Федеральным законом РФ № 131-ФЗ от 06.10. 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 3(4) установлено, что федеральные органы Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Статьями 1, 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» на прокуратуру возложена обязанность проводить проверки соответствия законам нормативно-правовых актов (НПА), издаваемым в том числе органами местного самоуправления.

В нарушение ст.ст. 9, 9-1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» согласно которым прокурор обязан проводить антикоррупционную экспертизу НПА, что сделано не было, возникает коррупционная составляющая, выразившаяся в превышении полномочий главы администрации, подмену властных полномочий Думы городского округа и возможность незаконного влияния на соответствующие структуры администрации в своих незаконных интересах. (Более развернутые требования по исполнению указанных статей, в том числе месячные сроки проверки НПА, предусмотрены приказами генерального прокурора № 400 от 28.12.2009 г. и № 155 от 02.10.2007 г.). В результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и.о. прокурора города Сызрани Талиповой Н.Г. ряд управлений администрации г.о. Сызрань работают без соответствующих положений о них, что влечет нарушения прав и свобод граждан, работников этих управлений. Распоряжение и иное осуществление юридически значимых полномочий управлений как юридических лиц не основано на законе и влечет негативные правовые последствия для третьих лиц, а также лишает его прав совершать юридически значимые действия в отношении указанных незаконно действующих структур. Кроме того, нарушены права представительного органа и его как депутата, члена комитета по местному самоуправлению Думы г.о. Сызрань, поскольку главой администрации узурпированы полномочия Думы и, как следствие, волеизъявление жителей города по управлению муниципальным образованием посредством представительных органов, предусмотренные ст. 3 (1) Федерального закона РФ №131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал, привел доводы, изложенные выше.

Административный ответчик и.о. прокурора г. Сызрань Талипова Н.Г. просила рассмотреть дело без ее участия, поддерживает доводы, указанные в возражениях В представленных суду письменных возражениях ссылается на то, что в соответствии с распоряжением исполняющего обязанности прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф. № 577-а от 19.06.2015 «О приеме-передаче, об исполнении обязанностей» полномочия по исполнению обязанностей прокурора города возложено на неё с 26.06.2015 г. До указанного срока на основании приказа и.о. прокурора области № 119-а от 01.02.2013 г. и.о. прокурора города Сызрани в период с 07.02.2013 г. являлся Маслаков А.В. В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2013 № 1216-к Маслаков А.В. назначен на должность прокурора г. Сызрани. На основании приказа прокурора Самарской области № 1305 от 18.12.2013 Маслаков А.В. приступил к исполнению обязанностей прокурора г. Сызрани с 23.12.2013 года и осуществлял обязанности прокурора города до 25.06.2015 г.

В период принятия указанных постановлений Администрации г.о. Сызрань Талиповой Н.Г. обязанности прокурора города Сызрани не осуществлялись, в связи с чем обжалование её действий как исполняющего обязанности прокурора города Сызрани считает необоснованным.

Согласно п. 1 (требовательной части) административного искового заявления истец просит «установить правовые действия Управлений и отделов Администрации г.о. Сызрань с момента вступления в силу незаконных Положений о них и их юридические последствия и принять меры к устранению в установленный законом «О прокуратуре Российской Федерации» срок. То есть предметом заявленных требований по существу является признание незаконным бездействия и.о. прокурора г. Сызрани в связи с действием по мнению истца, незаконных Положений об органах и структурных подразделениях Администрации г.о. Сызрань, однако данные Положения в установленном законом порядке незаконными не признаны.

В абз.4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда России от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п. 15 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 к заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщать в том числе сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия.

Вопросы принятия, утверждения муниципальных правовых актов в силу Устава г.о. Сызрань (ст. 6.2) и Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7) относятся к полномочиям органов местного самоуправления, действия (бездействия) которых истцом не обжалуются и не признаны незаконными в установленном законом порядке.

В полномочия прокуратуры города не входят вопросы принятия, утверждения муниципальных правовых актов.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Генеральным прокурором РФ с целью усиления надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, издан приказ № 155 от ' 02.10.2007 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

Согласно п. 2.1 и п. 2.2 Приказа Генерального закона от 02.10.2007 № 155 прокурорам городов и районов необходимо обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти.

Одновременно Приказом предписано организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре.

На основании изложенного, органы прокуратуры обязаны обеспечить поступление в прокуратуру города Сызрани для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Обязанность по изучению правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, и носящих не нормативный характер, у органов прокуратуры отсутствует.

Распоряжением Администрации г.о. Сызрань от 09.04.2012 № 186-р утвержден Порядок предоставления в прокуратуру города Сызрань нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п. 1.2 названного Распоряжения Администрации г.о. Сызрань от 09.04.2012 № 186-р направлению в прокуратуру г. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной
и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного,
водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

В свою очередь, прокуратурой города Сызрани обеспечено поступление из органов местного самоуправления для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления; ежеквартально совместно с Администрацией г.о. Сызрань проводятся сверки направленных и поступивших для изучения в прокуратуру города Сызрани проектов НПА и нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных па неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Постановления Администрации г.о. Сызрань, которыми утверждаются Положения об органах Администрации г.о. Сызрань не обладают существенными признаками нормативных правовых актов, в связи с чем обязанность прокуратуры города Сызрани по изучению данных правовых актов отсутствует.

Также в силу ч. 3 ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляется ведение федерального регистра, в том числе муниципальных нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 (ред. от 29.10.2014) "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов".

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти но ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

В силу п. 3 постановления Правительства № 657 актуализация регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ должна обеспечивать пополнение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно пунктам 2-7 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления., должностными лицами и: организациями.

Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.

Изучением действующего федерального регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления, размещенного на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации zakon.sc.il.ru установлено фактическое отсутствие в федеральном регистре НПА указанных истцом Положений Администрации г.о. Сызрань.

Согласно доводам административного искового заявления ФИО1 бездействие исполняющего обязанности прокурора города Талиповой Н.Г., выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативных правовых актов, нарушает его право как представителя представительного органа Думы г.о. Сызрань на самоуправление и право как субъекта правоотношений с указанными структурами городского Администрации как юридическими лицами совершать юридически значимые действия.

Данные доводы также нельзя признать обоснованными и мотивированными, поскольку Дума г.о. Сызрань является коллегиальным органом и в соответствии с ч. 3 ст. 24 Устава г.о. Сызрань состоит из 30 депутатов, из которых 15 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с федеральными законами и законом Самарской области, 15 депутатов избираются из состава списка кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением.

Согласно ч. 4 ст. 26 Устава г.о. Сызрань Дума городского округа осуществляет свои полномочия и принимает правовые акты в коллегиальном порядке.

Согласно ст. 39 и ст. 42 Решения Думы г. о. Сызрань от 28.06.2006 № 67 в целях реализации вопросов местного значения в пределах своей компетенции Дума формирует постоянные комитеты, которые строят свою работу на основе коллективного, гласного, свободного и делового обсуждения вопросов, входящих в предмет ведения комитетов.

В соответствии со ст. 50 и ст. 52 Решения Думы г.о. Сызрань членами комитетов Думы являются депутаты Думы, которые обязаны посещать его заседания, выполнять поручения председателя комитета, отчитываться перед ним и комитетом о выполненной работе. Депутат, предложения которого при рассмотрении проекта Решения Думы были отклонены комитетом, имеет право внести их на обсуждение при рассмотрении указанного проекта Решения на заседание Думы. Депутат, член постоянного комитета, может обобщать предложения избирателей, сообщать свои выводы и предложения в комитет.

Таким образом, вопрос о законности принятия Администрацией г.о. Сызрань Положений о ее структурных подразделений может подниматься на заседаниях профильных комитетов Думы г.о. Сызрань, непосредственно на заседаниях Думы г.о. Сызрань и по результатам данных заседаний депутаты представительного органа могут вынести решения, принятые большинством голосов.

Кроме того, согласно ст. 6 Решения Думы г.о. Сызрань от 30.08.2006 «О Положении о статусе депутата Думы г.о. Сызрань» (действовавшем до 27.11.2015 года - утратил силу в связи с принятием Решения Думы г.о. Сызрань № 117 от 27.11.2015), формами участия депутатской деятельности на момент принятия Положений, указанных административным истцом в своем заявлении, являлись: участие в заседаниях Думы, участие в работе комитетов Думы, внесение на рассмотрение Думы проектов правовых актов, направление депутатских запросов, обращений, а также предусматривались иные формы участия, предусмотренные Федеральными законами.

Из статьи 9 вышеуказанного Решения Думы г.о. Сызрань следовало, что депутат вправе направить депутатский запрос руководителям органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к ведению Думы и входящим в компетенцию указанных органов. В свою очередь органы местного самоуправления обязаны предоставить ответ на запрос депутату с приложением запрашиваемых документов и сведений не позднее 30 дней или в иной, установленный Думой срок.

Данные полномочия административным истцом не использовались.

Таким образом, довод административного истца о том, что бездействиями ответчика нарушаются непосредственно его права как лица, уполномоченного на утверждение положений о структурных подразделениях Администрации г.о. Сызрань, являются несостоятельными.

Из вышеизложенного следует, что для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица прокуратуры города необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Доказательств несоответствия действий (бездействия) и.о. прокурора г. Сызрани закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов истца, ФИО1, не представлено.

На основании изложенного, просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме.

Представитель прокуратуры г.Сызрани помощник прокурора Сидорова О.Б. возражала против административного иска ФИО1, просила оставить иск без удовлетворения, поддержала доводы, изложенные в возражениях, указав, что предметом заявленных требований по существу является признание незаконным бездействия и.о. прокурора г. Сызрани в связи с действующими на территории г.о. Сызрань по мнению истца, незаконных Положений об органах и структурных подразделениях Администрации г.о. Сызрань, однако данные Положения в установленном законом порядке незаконными не признаны.

Вопросы принятия, утверждения муниципальных правовых актов в силу Устава т.о. Сызрань (ст. 6.2) и Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7) относятся к полномочиям органов местного самоуправления, действия (бездействия) которых истцом не обжалуются и не признаны незаконными в установленном законом порядке.

В полномочия прокуратуры города не входят вопросы принятия, утверждения муниципальных правовых актов.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Генеральным прокурором РФ с целью усиления надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, издан приказ № 155 от 02.10.2007 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

Согласно п. 2.1 и п. 2.2 Приказа Генерального закона от 02.10.2007 № 155 прокурорам городов и районов необходимо обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти. Приказом Генерального прокурора предписано организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре.

Органы прокуратуры обязаны обеспечить поступление в прокуратуру города Сызрани для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Обязанность по изучению правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, у органов прокуратуры отсутствует.

Распоряжением Администрации г.о. Сызрань от 09.04.2012 № 186-р утвержден Порядок предоставления в прокуратуру города Сызрань нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п. 1.2 названного Распоряжения Администрации г.о. Сызрань от 09.04.2012 № 186-р направлению в прокуратуру г. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной
и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного,
водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

В свою очередь, прокуратурой города Сызрани обеспечено поступление из органов местного самоуправления для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления; ежеквартально совместно с Администрацией г.о. Сызрань проводятся сверки направленных и поступивших для изучения в прокуратуру города Сызрани проектов НПА и нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань.

Соответствующая сверка НПА проводится на основании данных федерального регистра нормативных правовых актов, а также на основании ежеквартально поступающих в прокуратуру города Сызрани из органов местного самоуправления реестров действующих муниципальных нормативных правовых актов.

Постановления Администрации г.о. Сызрань, которыми утверждаются Положения об органах Администрации г.о. Сызрань не обладают существенными признаками нормативных правовых актов, в связи с чем Положения об органах и структурных подразделениях Администрации г.о, Сызрань в прокуратуру города не поступали, соответственно обязанность прокуратуры города Сызрани по изучению данных правовых актов отсутствует.

Согласно доводам административного искового заявления ФИО1 бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативных правовых актов, нарушает его право как представителя представительного органа Думы г.о. Сызрань на самоуправление и право как субъекта правоотношений с указанными структурами городского Администрации как юридическими лицами совершать юридически значимые действия.

Данные доводы нельзя признать обоснованными и мотивированными, поскольку Дума г.о. Сызрань является коллегиальным органом и в соответствии с ч. 3 ст. 24 Устава г.о. Сызрань состоит из 30 депутатов, из которых 15 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с федеральными законами и законом Самарской области, 15 депутатов избираются из состава списка кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением.

Согласно ч. 4 ст. 26 Устава г.о. Сызрань Дума городского округа осуществляет свои полномочия и принимает правовые акты в коллегиальном порядке.

Согласно ст. 39 и ст. 42 Решения Думы г.о. Сызрань от 28.06.2006 № 67 в целях реализации вопросов местного значения в пределах своей компетенции Дума формирует постоянные комитеты, которые строят свою работу па основе коллективного, гласного, свободного и делового обсуждения вопросов, входящих в предмет ведения комитетов.

В соответствии со ст. 50 и ст. 52 Решения Думы г.о. Сызрань членами комитетов Думы являются депутаты Думы, которые обязаны посещать его заседания, выполнять поручения председателя комитета, отчитываться перед ним и комитетом о выполненной работе. Депутат, предложения которого при рассмотрении проекта Решения Думы были отклонены комитетом, имеет право внести их на обсуждение при рассмотрении указанного проекта Решения на заседание Думы. Депутат, член постоянного комитета, может обобщать предложения избирателей, сообщать свои выводы и предложения в комитет.

Таким образом, вопрос о законности принятия Администрацией г.о. Сызрань Положений о ее структурных подразделений может подниматься на заседаниях профильных комитетов Думы г.о. Сызрань, непосредственно на заседаниях Думы г.о. Сызрань и по результатам данных заседаний депутаты представительного органа могут вынести решения, принятые большинством голосов. Довод административного истца о том, что бездействиями ответчика нарушаются непосредственно его права как лица, уполномоченного на утверждение положений о структурных подразделениях Администрации г.о. Сызрань, являются несостоятельными.

Считает, что для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица прокуратуры города необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Таким доказательств ФИО1 не представлено.

На основании изложенного, просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Глава Администрации г.о.Сызрани ФИО2 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении административного иска, в письменном отзыве указал, что Глава Администрации, как должностное лицо, в соответствии со ст. 38 Устава городского округа Сызрань, на принципах единоначалия осуществляет только руководство Администрацией городского округа и обеспечивает осуществление Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, либо несет персональную ответственность в установленных законом случаях.

Глава Администрации городского округа Сызрань в структуру органов местного самоуправления не входит.

При подписании же Постановлений Администрации городского округа Сызрань об утверждении положений о структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, Глава Администрации городского округа, в соответствии с нормами действующего законодательства, действует в качестве Руководителя органа местного самоуправления, что согласно порядку вынесения данных актов предусматривает участие всех необходимых органов путем их согласования, и свидетельствует об отсутствии и невозможности принятия единоличного решения по данному факту.Более того, вынесение правового акта неуполномоченным лицом является одним из оснований его незаконности при рассмотрении административного дела о признания такого акта недействительным, в том числе обжаловании действий конкретного должностного лица.

Согласно доводам заявителя, и.о. прокурора Талиповой Н.Г. нарушены требования статей 9, 9.1., Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», посредством не проведения антикоррупционной экспертизы НПА, повлекшего наступление коррупционной составляющей, выражающейся в превышении полномочий Главы Администрации, подмену властных полномочий Думы и возможность незаконного влияния на соответствующие структуры Администрации в своих незаконных интересах.

Однако, статьей 9 указанного Закона, вопросы проведения антикоррупционной экспертизы не регулируются.

В соответствии с данной статьей Закона о прокуратуре, в рамках участия в правотворческой деятельности прокурор, при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

.В части Постановлений о создании органов Администрации и утверждении положений о них, следует отметить, что они не обладают признаками нормативного правового акта, соответственно таковыми не являются.

Также данный факт подтверждает необоснованность заявленных требований истца о проведении антикоррупционной экспертизы в отношении вышеуказанных актов, которой, согласно ст. 9.1 закона о прокуратуре подлежат только НПА.

Так, статьями 40, 41, 61, 85, 87 Устава города Сызрани, утвержденного в период действия ФЗ от 28.08.1995 года № 154, решением Сызранской городской Думы Самарской области от 29.05.1996 предусмотрено, что в систему органов городского самоуправления входят Сызранская городская Дума и Администрация г. Сызрани, являющиеся юридическими лицами, которые вправе, от своего имени, приобретать имущественные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством, иметь в собственности обособленное имущество, собственные источники финансирования из городского бюджета, быть истцом и ответчиком в суде, иметь печати, штампы, бланки со своим наименованием, открывать счета в банковских учреждениях.

Исполнительным органом городского самоуправления является Администрация города, в структуру которой входят Глава Администрации, его заместители, комитеты, комиссии, отделы и управления, территориальные подразделения Администрации.

Органы Администрации образуются в соответствии с установленной Городской Думой структурой городского самоуправления.

Органами Администрации города являются созданные в соответствии со структурой управления городом структурные подразделения Администрации города, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом.

Органы Администрации города состоят на городском бюджете, могут обладать правами юридического лица, иметь смету расходов, открывать счета в банках. Имущество органов Администрации города закрепляется за ними на правах оперативного управления актами Главы Администрации, если иное не предусмотрено законодательством.

В свою очередь, управления, отделы и приравненные к ним органы Администрации города возглавляются единоличными руководителями начальниками управлений, заведующими отделами. Руководители этих органов, в целях осуществления их полномочий, издают приказы единолично.

Также, Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним органы Администрации города самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений и организаций, установленных законодательством. Комитеты, отделы и управления не вправе принимать акты, ограничивающие права и свободы граждан и их объединений.

Комитеты, отделы и управления осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение законодательства Российской Федерации, Самарской области, постановлений и других актов Городской Думы и Главы Администрации. По вопросам, отнесенным к ведению соответствующих вышестоящих органов и должностных лиц, управления, комитеты, отделы подконтрольны соответствующим вышестоящим органам и должностным лицам.

Функции и полномочия органов Администрации города, а также организация и порядок их деятельности - определяются положениями об этих органах, утверждаемыми Главой города (Администрации) или, по его поручению, соответствующим заместителем Главы Администрации.

Во исполнение указанных норм закона, уполномоченным лицом в городе Сызрани, при Администрации города Сызрани были созданы и учреждены (утверждены Положения) следующие управления со статусом юридического лица: постановлением Администрации г. Сызрани от 01.10.2001 г №1633-Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г. Сызрани; постановлением Администрации г. Сызрани от 17.12.1997 г. № 1542-Управление по делам Гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям
г. Сызрани; постановлением Администрации г. Сызрани от 05.03.2002 г. № 178 - Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Сызрани.

В последствии, закон № 154- ФЗ был отменен, путем принятия нового от 06.10.2003 г № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно ст. 41 которого следует, что учреждение соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем осуществляется представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации при регистрации таких органов в качестве юридических лиц.

Данные структуры со дня создания и регистрации в качестве юридических лиц не ликвидировались и действуют по настоящий период.

Все последующие изложения Положений о них в новой редакции оформлялись путем внесения изменений в соответствующие акты, принятые на дату их создания, тем самым ставит в противоречие с нормами закона требования заявителя о неправомерности действий Главы Администрации и руководствуясь законодательством не подлежащим применению.

Положения закона № 131-ФЗ, которые легли в обоснование требований истца были приняты после создания (учреждения) рассматриваемых органов местного самоуправления, следовательно ссылки на них являются незаконными.

В подтверждении данного факта являются разъяснения уполномоченного органа в письме ФНС России от 12.07.2005 N ЧД-6-09/559@ "О государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц", регламентирующего, что основаниями для регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования. В случае наделения органов местной администрации правами юридического лица в соответствии с законом и уставом регистрация указанных органов осуществляется на основании Заявления по форме N Р11001, Решения представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утвержденного представительным органом муниципального образования Положения о нем. Представление положения о вышеуказанных юридических лицах в качестве учредительного документа при государственной регистрации допускается с момента вступления в силу Закона N 131-ФЗ. При этом, Закон N 131-ФЗ вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением положений, для которых главой 12 указанного закона установлены иные сроки и порядок вступления в силу (п. 1 ст. 83 Закона N 131-ФЗ).

В отношении Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань и Отдела по работе с обращениями граждан отмечает, что данные органы юридическими лицами не являются и действуют в составе Администрации городского округа Сызрань (Постановления от 27.10.2000г № 1749, от 29.04.2015 № 1119 соответственно).

Из системного толкования вышеуказанных норм следует вывод о правильности и законности действий и.о.прокурора г.Сызрани.

Заинтересованное лицо-представитель Администрации г.о.Сызрани в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила административный иск оставить без удовлетворения, привела доводы, изложенные в возражениях, идентичные доводам, указанным в возражениях Главы администрации г.о.Сызрани ФИО4

Заинтересованное лицо– председатель Думы г.о. Сызрань ФИО5 в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, участвуя в предыдущем судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, поскольку ст. 41 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» посвящена основаниям для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц. «Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации».

На момент вступления в силу Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные в иске органы Администрации г.о. Сызрань (юридические лица - Управление по общественной безопасности, делам ГО и ЧС, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, Управление по вопросам семьи, материнства и детства) уже были зарегистрированы в налоговых органах в качестве юридических лиц. Следовательно, у Думы г.о. Сызрань не было и нет оснований для нового учреждения их и утверждения Положений о данных юридических лицах. Это касается также остальных подразделений Администрации, созданных как юридические лица.

В п. 9 ч. 2 ст. 25 Устава г.о. Сызрань говорится о полномочии Думы г.о. Сызрань в отношении вновь созданных органов Администрации -юридических лиц ( в развитие положений статьи 41 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Что касается структурных подразделений Администрации, не являющимися юридическими лицами, то их создание и утверждение положений о них относятся к полномочиям Главы Администрации на принципах единоначалия и не требует учреждения их Думой.

Кроме того, истец неверно полагает, что оспариваемые Положения являются нормативными правовыми актами, а также административным истцом не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) и.о. прокурора Сызрани закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов истца.

Представитель заинтересованного лица Думы г.о.Сызрани в судебном заседании просил административный иск оставить без удовлетворения, поскольку истцом не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) и.о. прокурора Сызрани закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов истца.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

В силу ст. 5 ФЗ «О прокуратуре РФ» ч. 1 воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно ст. 7 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

Кроме того, как следует из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 (ред. от 29.10.2012) "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах, для чего обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты региональных, муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти; своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам.

Прокурор вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней, но не имеет обязанности изучать правовые акты принятых органами местного самоуправления.

Кроме того, постановления Администрации г.о. Сызрань, которыми утверждены Положения об указанных органах Администрации г.о. Сызрань, не являются нормативно-правовыми актами, затрагивающими права и свободы граждан.

В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф. № 577-а от 19.06.2015 г. «О приеме-передаче, об исполнении обязанностей» полномочия по исполнению обязанностей прокурора города возложено на Талипову Н.Г. с 26.06.2015 г. На основании приказа и.о. прокурора области № 119-а от 01.02.2013 г. и.о. прокурора города Сызрани в период с 07.02.2013 г. являлся Маслаков А.В. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 13.12.2013 г. № 1216-к Маслаков А.В. назначен на должность прокурора г. Сызрани. На основании приказа прокурора Самарской области № 1305 от 18.12.2013 г. Маслаков А.В. приступил к исполнению обязанностей прокурора г. Сызрани с 23.12.2013 г. до 25.06.2015 г.

В период принятия указанных истцом постановлений Администрации г.о. Сызрань Талиповой Н.Г. обязанности прокурора города Сызрани не осуществлялись.

Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Генеральным прокурором РФ с целью усиления надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, издан приказ № 155 от ' 02.10.2007 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

Согласно п. 2.1 и п. 2.2 Приказа Генерального закона от 02.10.2007 № 155 прокурорам городов и районов необходимо обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти.

Одновременно Приказом предписано организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре.

На основании изложенного, органы прокуратуры обязаны обеспечить поступление в прокуратуру города Сызрани для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Обязанность по изучению правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, и носящих не нормативный характер, у органов прокуратуры отсутствует.

Распоряжением Администрации г.о. Сызрань от 09.04.2012 № 186-р утвержден Порядок предоставления в прокуратуру города Сызрань нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с п. 1.2 названного Распоряжения Администрации г.о. Сызрань от 09.04.2012 № 186-р направлению в прокуратуру г. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной
и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного,
водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

В свою очередь, прокуратурой города Сызрани обеспечено поступление из органов местного самоуправления для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления; ежеквартально совместно с Администрацией г.о. Сызрань проводятся сверки направленных и поступивших для изучения в прокуратуру города Сызрани проектов НПА и нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань. Соответствующая сверка НПА проводится на основании данных федерального регистра нормативных правовых актов, а также на основании ежеквартально поступающих в прокуратуру города Сызрани из органов местного самоуправления реестров действующих муниципальных нормативных правовых актов. Данные обстоятельства подтверждены реестром нормативно правовых актов Администрации г.о.Сызрани, обозренным в судебном заседании.

Постановления Администрации г.о. Сызрань, которыми утверждаются Положения об органах Администрации г.о. Сызрань не обладают существенными признаками нормативных правовых актов, в связи с чем обязанность прокуратуры города Сызрани по изучению данных правовых актов, отсутствует.

В силу ч. 3 ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляется ведение федерального регистра, в том числе муниципальных нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 (ред. от 29.10.2014) "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов".

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти но ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

В силу п. 3 постановления Правительства № 657 актуализация регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ должна обеспечивать пополнение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно пунктам 2-7 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления., должностными лицами и: организациями.

Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.

Суд принимает во внимание доводы представителя прокуратуры г.Сызрани о том, что изучением действующего федерального регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления, размещенного на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации zakon.sc.il.ru установлено фактическое отсутствие в федеральном регистре НПА, указанных истцом Положений Администрации г.о. Сызрань.

В период принятия постановлений Администрации г.о. Сызрань об утверждении Положений, указанных в административном исковом заявлении, Талиповой Н.Г. как заместителем прокурора города Сызрани на основании распоряжений прокурора города Сызрани Маслакова А.В. «О распределении служебных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры города Сызрани» (№ 18р от 22.04.2014, №10 от 14.04.2015) осуществлялись обязанности по организации поступления и организации изучения в прокуратуре города нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов.

В прокуратуре города Сызрани в соответствии с распоряжениями
прокурора о распределении обязанностей между оперативными работниками прокуратуры города Сызрани непосредственное изучение и проверка нормативных правовых актов возложена на помощника прокурора. В частности, данные обязанности осуществляются старшим помощником прокурора г. Сызрани Сафроновой Е.О.

В соответствии с распоряжением прокурора г. Сызрани Маслакова А.В. №18р от 22.04.2014г., №10 от 14.04.2015г., распоряжением и.о. прокурора Сызрани Талиповой Н.Г. №2 от 01.02.2016 года на помощника прокурора г.Сызрани Сафронову В.О. возложено обеспечение поступления в прокуратуру г.Сызрани нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, подготовка по ним мотивированных заключений в случае несоответствия федеральному законодательству и наличия коррупциогенных факторов.

Таким образом, в период принятия постановлений Администрации г.о, Сызрань (поименованных в административном исковом заявлении) Талиповой Н.Г. обязанности прокурора города не осуществлялись, а в качестве заместителя прокурора ею осуществлялась организация поступления и организации изучения в прокуратуре города нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, как представителя представительного органа Думы г.о. Сызрань на самоуправление и право как субъекта правоотношений с указанными структурами городского Администрации как юридическими лицами совершать юридически значимые действия, поэтому административный иск депутата Думы городского округа Сызрань ФИО1 об оспаривании бездействия должностного лица- и.о. прокурора г.Сызрани Талиповой Н.Г. по проверке нормативно-правовых актов, утвержденных главой Администрации г.о.Сызрани и возложении обязанности на и.о. прокурора г.Сызрани Талипову Н.Г. провести проверку нормативно-правовых актов следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление депутата Думы городского округа Сызрань ФИО1 об оспаривании бездействия должностного лица- и.о. прокурора г.Сызрани Талиповой Н.Г. по проверке нормативно-правовых актов, утвержденных главой Администрации г.о.Сызрани и возложении обязанности на и.о. прокурора г.Сызрани Талипову Н.Г. провести проверку нормативно-правовых актов- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: