ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-720/2016 от 27.01.2017 Вяземского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-86/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский 27 января 2017 года

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Якина А.А.

при секретаре Антоновой О.Ю.,

с участием:

административного истца: ФИО1

представителя административного истца – адвоката Шахно Л.А.,

административного ответчика: председателя Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2,

административного ответчика: инспектора Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО3,

представителя заинтересованного лица - администрации Вяземского муниципального района ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконными Представления от 31 октября 2016 года №15 и Предписания №1 от 12 декабря 2016 года, вынесенные председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2, в части возложения на директора Муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» ФИО1 обязанности по возврату стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей, и признании незаконным пункта 2.1 Акта № 02-10/2016 от 15 октября 2016 года, составленного председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2, и инспектором Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО3, в части выводов о неправомерности начисления и выплаты стимулирующих надбавок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока в сумме 103109 рублей и страховых взносов на данную сумму в размере 31139 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными Представления от 31 октября 2016 года №15 и Предписания №1 от 12 декабря 2016 года, вынесенные председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2, в части возложения на директора Муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» ФИО1 обязанности по возврату стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей, и признании незаконным пункта 2.1 Акта № 02-10/2016 от 15 октября 2016 года, составленного председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2, и инспектором Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО3, в части выводов о неправомерности начисления и выплаты стимулирующих надбавок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока в сумме 103109 рублей и страховых взносов на данную сумму в размере 31139 рублей, мотивировав свои требования тем, что он осуществлял трудовую деятельность в МБУ «Стадион Локомотив» в должности директора с 20 января 2014 года. При приеме на работу между ним и работодателем Администрацией Вяземского муниципального района был заключен срочный трудовой договор от 20.01.2014г., а в последующем, дополнительные соглашения к срочному трудовому договору. В октябре 2016 г. контрольно-счетной палатой Вяземского муниципального района проведены контрольные мероприятия по различным вопросам финансовой деятельности МБУ «Стадион Локомотив», в том числе проверка расходов по подстатье 210 «оплата труда и начисление на выплаты по оплате труда» за период 2015 года. По результатам проверки был составлен Акт № 02-10/2016 от 15.10.2016г. в п.2.1. которого отражено, по мнению проверяющих лиц, нарушение выплаты стимулирующих надбавок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока в общей сумме 103109 рублей. В п.8 Представления № 15 от 31.10.2016г., за подписью руководителя Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района ФИО2 ему предписано «осуществить, возврат неправомерно начисленных и выплаченных в течении 2015 года стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей». 12.12.2016 г. ему вынесено Предписание №1 в котором указано: «осуществить возврат неправомерно начисленных и выплаченных в течении 2015 года стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей до 30 декабря 2016 года», а в случае неисполнения Предписания он будет привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КРФоАП. Считал, что Акт № 02-10/16 от 15.10.2016г., приложение №4 к Акту, расчет в приложении, Предписание № 15 от 31.10.2016г., Предписание №1 от 12.12.2016г. в части возложения на него обязанности по возвращению начисленных и выплаченных в течении 2015г. стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей, являются не законными, необоснованными, и нарушают его конституционное право на достойное вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации. Оспариваемые Акты нарушают его права в сфере трудовой деятельности. Так согласно ст.56 Трудового кодекса РФ между ним и работодателем 20.01.2014г. заключен срочный трудовой договор сроком на 1 год, срок действия которого продлен с 21.01.2015г. до 21.01.2016г. путем заключения дополнительного соглашения, а также с 21.01.2016г. по 20.01.2017г. путем заключения дополнительного соглашения. Вышеуказанный трудовой договор регулирует отношения между ним как работником и его работодателем – Администрацией Вяземского муниципального района. Разделом V Трудового договора РФ определена оплата труда руководителя и другие выплаты, осуществляемые руководителю в рамках трудовых отношений. Так, п.19 руководителю производятся следующие выплаты стимулирующего характера – выплаты за напряженность и высокие результаты работы до 30% (п.5.1. Положения по оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» от 23.08.2011 №848), выплаты за профессиональное мастерство до 25% (п. 5.3. Положения по оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» от 23.08.2011 №848), выплаты за качество выполняемых работ 25% (пункт 5.4. Положения по оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» от 23.08.2011 №848). В пункте 20 договора указано, что одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «ц» пункта 9 настоящего трудового договора. Из п.9 подпункта «ц» следует, что руководитель обязан обеспечивать достижение установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в Хабаровском крае, указанных в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора. Указанные положения трудового договора им соблюдались полностью. Начисление и оплата труда производились в соответствии с трудовым договором, Положением об оплате труда МБУ «Стадион Локомотив»№ 848 от 23.08.2011г.

12 января 2015г. работодателем утверждено штатное расписание работников МБУ «Стадион Локомотив» действующее с 01.01.2015г., где директору МБУ «Стадион Локомотив» установлен оклад, выплаты за напряженность в труде и высокие результаты работы в размере 30% выплаты за качество выполняемых работ 25%, повышающий коэффициент 19,50%. 17 июля 2015 года работодателем утверждено новое штатное расписание работников МБУ «Стадион Локомотив» действующее с 01.07.2015г., где директору МБУ «Стадион Локомотив» установлен оклад, выплаты за напряженность в труде и высокие результаты работы в размере 30% выплаты за качество выполняемых работ 25%. Постановлением № 656 от 11.06.2015г. вступившим в силу с 01.07.2016г. работодателем утвержден порядок и условия установления выплат стимулирующего характера руководителям МБУ «Стадион Локомотив», и МБУ «Молодежный центр Вяземского района». Пунктом 2.2. Положения № 565 от 11.06.2015г. установлено, что выплаты за напряженность в труде и высокие результаты работы устанавливаются ежеквартально и выплачиваются руководителю учреждения ежемесячно, но не более 30% от месячного оклада. Пунктом 3.1 Положения установлено, что выплаты за качество выполняемых работ руководителям учреждения устанавливаются ежегодно, а в соответствии с п.3.2. выплачиваются ежемесячно, но не более 25 % от месячного оклада. Согласно Положению № 565 от 11.06.2015г. решение об установлении размера выплат стимулирующего характера – за напряженность в труде и высокие результаты работы, и за качество выполняемых работ возложено на Комиссию, она же готовит протокол, на основании которого начальник отдела по социальным вопросам в течении трех рабочих дней подготавливает и предоставляет на согласование проект постановления администрации муниципального района об установлении руководителям МБУ «Стадион Локомотив», и МБУ «Молодежный центр Вяземского района» выплат стимулирующего характера. В период с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. Комиссия для работы не собиралась, протоколов о назначении выплат стимулирующего характера не принимала. В тоже время, работодателем не принимались иные распорядительные акты, согласно которым он, как директор, был лишен начисления и выплаты стимулирующего характера, таких как – за напряженность в труде и высокие результаты работы, и за качество выполняемых работ, а следовательно указанные выплаты ему начислялись правомерно согласно штатному расписанию и трудовому договору. Считал недействительным «Расчет начисленных и неправомерно выплаченных надбавок директору за 2015 год» в Приложении №4 к АКТУ Проверки от 15.10.2016г. В расчете, размер «якобы неправомерно начисленных и неправомерно выплаченных надбавок» произведен с 01.01.2015г., когда как Положение №565 от 11.06.2015г. вступило в силу с 01.07.2015г., и не имеет обратной силы, то есть период с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. вообще не должен был включаться в расчет. В расчет – Приложение № 4 вошли начисления надбавки за профессиональное мастерство в размере 19,5 % с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. и в размере 30% с 01.07.2015г. по 31.08.2015г., однако в полномочия Комиссии не входит установленные указанной надбавки, надбавка установлена Штатным расписанием, п. 18 трудового договора. Кроме того, все выплаты, начисленные и произведенные ему как руководителю, произведены с учетом фонда оплаты труда установленного работодателем на 2015г. Ссылка в акте проверки от 15.10.2016г., на Положение по оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив» № 57 от 31.01.2011г. необоснованна, в связи с тем, что при приеме его на работу и заключении трудового договора указанный нормативный акт утратил свое действие в связи с утвержденным Постановлением администрации Вяземского муниципального района № 848 от 23.08.2011г. Положения об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив». Согласно п.п. 5.1, 5.3, 5.4 Положения решение о выплате стимулирующих надбавок по учреждению принимает руководитель учреждения. Прямого запрета на издание приказов о начислении ему выплат стимулирующего характера согласно трудового договора и штатного расписания в нормативных актах работодателя не содержится. Работодатель не предъявляет ему претензий по возврату начисленных и выплаченных выплат стимулирующего характера, в связи с чем, требование должностного лица ФИО2 в Представлении №15 от 31.10.2016 г. и в Предписание № 1 от 12.12.2016г. считал незаконным и необоснованным.

На основании вышеизложенного ФИО1 просил признать незаконными Представление от 31 октября 2016 года №15, Предписание №1 от 12 декабря 2016 года, вынесенные председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2, в части возложения на директора Муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» ФИО1 обязанности по возврату стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей, и признать незаконным пункт 2.1 Акта № 02-10/2016 от 15 октября 2016 года, составленного председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2 и инспектором Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО3, в части выводов о неправомерности начисления и выплаты стимулирующих надбавок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока в сумме 103109 рублей и страховых взносов на данную сумму в размере 31139 рублей.

В судебном заседании административный истец ФИО1 на заявленных требованиях настаивал, привел в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении, и пояснил, что в должности директора МБУ «Стадион Локомотив» он работает с 20 января 2014г. В 2014 г. он получал заработную плату и стимулирующие надбавки, и никаких решений о незаконно полученной заработной плате не выносилось. На основании Положения № 848 от 23.08.2011 г. об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» предыдущие руководители также получали указанные в Положении надбавки. В 2014г. и 2015г. контрольно-счетной палатой проводились мероприятия по проверке использования бюджетных средств, и никаких замечаний по начислению и выплате заработной платы не было. В июле 2015г. администрацией Вяземского муниципального района утверждено Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» № 657. После этого, он подавал Комиссии по установлению выплат стимулирующего характера руководителям бюджетных учреждений «Молодёжный центр Вяземского района» и «Стадион Локомотив» сведения об эффективности своей работы за два квартала. Никаких решений комиссией принято не было. Полагал, что решениями должностных лиц Счетной палаты нарушено его право на получение достойной заработной платы.

Представитель административного истца Шахно Л.А., доводы ФИО1 поддержала, пояснив, что в срочном трудовом договоре заключенным между администрацией Вяземского муниципального района и ФИО1 указано, что стимулирующие выплаты осуществляются на основании Положения об оплате труда работников МУП «Стадион Локомотив» от 23.08.2011 №848. Условием для получения стимулирующих выплат являлось только то, чтобы заработная плата руководителя не превышала установленную заработную плату других работников более чем на 40 %. Данное условие с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года соблюдалось. Кроме того, в штатном расписании Учреждения, утвержденном главой района, указаны стимулирующие надбавки и их предельные размеры. С 1 июля 2015 года стимулирующие надбавки ФИО5 должны были устанавливаться решением Комиссии. Дроздов представил начальнику отдела соответствующие сведения, но Комиссия не собиралась. Полагала, что в таком случае вины ФИО5 нет.

Административный ответчик - председатель Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района ФИО2 требования ФИО1 не признала, и пояснила, что контрольно-счетной палатой осуществлялись действия по проверки МБУ «Стадион Локомотив», а действия Учредителя не проверялись. На основании раздела 5 Устава муниципального бюджетного учреждения Вяземского муниципального района «Стадион Локомотив» директор учреждения определяет условия оплаты труда только работника учреждения. Директор учреждения должен получать стимулирующие надбавки только на основании распоряжения Учредителя. Положение об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив» № 848 от 23.08.2011 г. не было утверждено, то есть недействительно. В период с 01.01.2015 по 01.07.2015г. действовало Положение об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив» утвержденное 31.01.2011 №57, а в период с 01.07.2015 по 31.12.2015г. действовало Положение об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив», утвержденное 16.07.2015г. №657.

В случае проверки МБУ «Стадион Локомотив» контрольно-счетная палата исследовала только деятельность Учреждения за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года и не исследовала деятельность Учредителя. При этом, для оценки деятельности Учреждения принимались во внимание только действующие нормативно-правовые акты. Из содержания указанных актов следовало, что директор Учреждения мог издавать распоряжения по вопросам заработной платы только в отношении подчиненных ему работников и был не вправе издавать распорядительные акты по тому же вопросу в отношении себя.

Из содержания письменного отзыва административного ответчика ФИО2 следует, что в ходе проверки обоснованности расходов по подстатье 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» за период 2015г. специалисты Контрольно-счетной палаты руководствовались:

- в период с 01.01.2015 по 01.07.2015г. Положением об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», утвержденным постановлением администрации района от 31.01.2011 №57 (в редакции постановления от 28.02.2012 №185) (далее – Положение об оплате труда №57);

- в период с 01.07.2015 по 31.12.2015г. Положением об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», утвержденным постановлением администрации района от 16.07.2015 №657 (далее - Положение об оплате труда №657).

Указанное в заявлении Положение об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив», утвержденное постановлением администрации Вяземского муниципального района от 23.08.2011 №848 данным постановлением не утверждалось. Постановлением администрации района от 23.08.2011 №848 утверждено штатное расписание МБУ «Стадион Локомотив». Кроме этого, в феврале 2012 года, постановлением администрации района от 28.02.2012 №185 утверждались изменения в постановление администрации района от 31.01.2011 №57, а так же, при утверждении постановлением администрации района от 16.07.2015 №657 нового Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», п.2 данного постановления признается утратившим силу постановление администрации района от 31.01.2011 №57. Данные факты указывают на обоснованность ссылки в акте контрольного мероприятия на Положение по оплате труда, утвержденное постановлением от 31.01.2011 №57, и использование его в ходе контрольного мероприятия. Ссылка в срочном трудовом договоре с руководителем МБУ «Стадион Локомотив» от 20.01.2014г. на пункты Положения об оплате труда от 23.08.2011 №848, в связи с отсутствием данного нормативного правового акта, не обоснована. В соответствии с ч.1 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При заключении трудового договора работодатель, в соответствии со ст. 57 ТК РФ обязан включить в трудовой договор условия оплаты труда, в том числе размер доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. При этом, согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая, в том числе систему доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Разделом V срочного трудового договора от 20.01.2014г. (в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2015г.), во исполнение требований ст. 57 ТКРФ, включены выплаты стимулирующего характера, при этом их фиксированный размер не устанавливается, а устанавливается предельно допустимый размер до 30%, до 25%, не более 30% и т.д., а также сделана отсылка на условия осуществления выплат в соответствии с Положением по оплате труда (трудовой договор от 20.01.2014) и на Положение о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений «Молодёжный центр Вяземского района» и «Стадион Локомотив» (дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.07.2015г.). Постановлениями администрации района от 31.01.2011 №57, от 16.07.2015 №657 утверждены Положения об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив», которыми с целью усиления мотивации работников учреждения к высокой результативности и эффективности деятельности учреждения установлена возможность установления работника стимулирующих выплат с учетом критериев оценки результативности и качества труда работников для установления данных выплат, а также определены механизм, периодичность и размер выплат. Таким образом, выплата стимулирующих надбавок не входит в обязательную часть заработной платы, установление работникам выплат стимулирующего характера является правом работодателя, которое может быть реализовано с учетом показателей эффективности труда работником. Работодателем директора ФИО1 является администрация Вяземского муниципального района. В соответствии с п. 3.6. Положения об оплате труда №57 размеры выплат стимулирующего характера руководителю Учреждения определяются с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения. Согласно содержанию п.п. 3.7,5.1 Положения об оплате труда №57, директору ФИО1 дано право принимать решения по осуществлению стимулирующих выплат бухгалтеру, специалистам и иным работникам, подчиненным руководителю, право принимать решения о выплате самому себе стимулирующих выплат ни данным Положением, ни трудовым договором не предусмотрено. В соответствии с п. 5.6 Положения об оплате труда №657, выплаты стимулирующего характера устанавливаются директору на основании правового акта администрации района с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями и целевыми показателями эффективности работы учреждения, установленными постановлением администрации района от 11.06.2015 №565 «Об утверждении Положения о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений «Молодёжный центр Вяземского района» и «Стадион Локомотив» и Положения о комиссии по установлению выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений «Молодежный центр Вяземского района» и «Стадион Локомотив». Директор имел право установления стимулирующих выплат только при соблюдении порядка из назначения. В ходе проверки установлено, что решение директора о начислении себе стимулирующих выплат (за напряженность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ) принято вопреки установленному порядку их назначения, так как выплаты произведены без разрешения администрации Вяземского муниципального района, являющейся работодателем директора и полномочий устанавливать ему заработную плату. Общая сумма неправомерно выплаченных стимулирующих надбавок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока составила 103,109 тысяч рублей, страховые взносы, начисленные на данные выплаты, составили 31,139 тысяч рублей. В приложении №4 к акту проверки от 15.10.2016 №02-10/16 приведен расчет начисленных и неправомерно выплаченных надбавок директору за 2015 год, в том числе в расчет включена и надбавка за профессиональное мастерство в размере 30% за период с 01.07.2015 по 31.08.2015 в связи с тем, что начисление и выплата данной надбавки в соответствии с Положением по оплате труда №657, Положением №656, штатным расписанием с 01.07.2015г., дополнительным соглашением от 01.07.2015г. к срочному трудовому договору от 20.01.2014г. с ФИО1 не предусмотрено. В соответствии с п.9 раздела 2 трудового договора руководитель обязан обеспечить соблюдение законодательства РФ при выполнении финансово-хозяйственных операций, своевременное выполнение нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, локальных актов учреждения. А так же, в соответствии с п.26 раздела VI трудового договора нести полную материальную ответственность со ст. 277 ТК РФ, в связи с чем, требование по возврату выплаченных выплат стимулирующего характера, внесенное представлением от 31.10.2016 №15 и предписанием от 12.12.2016 №1 законно и обоснованно.

Административный ответчик инспектор контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО3 требования административного истца не признала и поддержала доводы административного ответчика ФИО2.

Представитель заинтересованного лица администрации Вяземского муниципального района - ФИО4 поддержала позицию административных ответчиков ФИО2 и ФИО3 и пояснила, что в трудовом договоре заключенным с ФИО6 имеется техническая ошибка в части ссылки на Положение по оплате труда работникам МБУ «Стадион Локомотив» №848. Данным постановлением от 23.08.2011 года было утверждено штатное расписание МБУ «Стадион Локомотив». Вопросы оплаты труда работников МБУ «Стадион Локомотив» до 30.06.2015 года регулировались Положением об оплате труда работников указанного Учреждения, а после указанной даты вопросы оплаты труда регулировались Положением об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив» от 16.07.2015 № 657. Администрация Вяземского района по отношению к ФИО5 является работодателем, и поэтому Дроздов не мог сам себе устанавливать стимулирующие выплаты.

Из содержания письменного отзыва представителя заинтересованного лица на требования, заявленные административным истцом, следует, что п. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что система заработной платы (куда включается и система стимулирования) устанавливается работникам коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. В силу ч.2 ст. 56 Трудового кодекса РФ сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Соответственно директор ФИО7 по отношению к администрации Вяземского муниципального района является работником, а администрация Вяземского муниципального района в отношении него - работодателем. В абзаце первом ст. 145 Трудового кодекса РФ указано, что условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации). Согласно п. 1.5 Устава муниципального бюджетного учреждения Вяземского муниципального района «Стадион Локомотив», утвержденного постановлением администрации от 31.12.2010 № 1486 «О создании муниципального бюджетного учреждения Вяземского муниципального района «Стадион Локомотив» учредителем учреждения является администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края. Разделом V «Органы управления» Устава определено, что учредитель назначает директора, директор издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников учреждения. В соответствии с ч.8 постановления администрации Вяземского муниципального района от 27.12.2011 №1351 «Об утверждении Положения об определении структуры, компетенции, срока полномочий и порядка формирования органов управления муниципальных бюджетных и муниципальных казенных учреждений Вяземского муниципального района» к компетенции руководителя муниципального бюджетного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью муниципального бюджетного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных действующим законодательством или уставом муниципального бюджетного учреждения к компетенции учредителя. Оплата труда руководителя муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» в 2015г. регулировались:

-постановлением администрации муниципального района от 31.01.2011 № 57 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» (действовало до 30.06.2015г. включительно), которым не предусмотрено право директора муниципального бюджетного учреждения принимать решения о назначении самому себе стимулирующих выплат.

- постановлением администрации муниципального района от 16.07.2015 №657 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения « Стадион Локомотив» (действует до настоящего времени), согласно которому ( п. 5.6) выплаты стимулирующего характера устанавливаются директору на основании правового акта администрации района.

Правовые акты администрации Вяземского муниципального района в 2015г. о выплате стимулирующих надбавок директору муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» не издавались. Указанное в административном исковом заявлении постановление администрации Вяземского муниципального района от 23.08.2011 №848 Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» администрацией муниципального района не издавалось. За номером 848 издано постановление от 23.08.2011 «Об утверждении штатного расписания муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив». Таким образом, правомочий на издание приказа о выплате стимулирующих надбавок в отношении самого себя директор бюджетного учреждения не имел.

Выслушав пояснения административного истца ФИО1, представителя административного истца – Шахно Л.А., административных ответчиков ФИО2 и ФИО3, представителя заинтересованного лица – администрации Вяземского муниципального района ФИО4, суд пришел к следующему.

В соответствии с п.4 ч.2 ст. 9 Федерального закона №6-ФЗ от 07 февраля 2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» к одним из основных полномочий контрольно-счетного органа относится организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В силу прямого указания закона при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетными органами составляются акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 6-ФЗ).

Судом установлено, что в период с 22 сентября 2016 года по 14 октября 2016 года контрольно-счетной палатой Вяземского муниципального района Хабаровского края, в составе председателя ФИО2 и инспектора Контрольно-счетной палаты ФИО3 на основании п.2.2.2. плана работы Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района на 2016 года проведена проверка Муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» на предмет эффективного и результативного использования средств бюджета района, направленных в форме субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания и на иные цели, средств полученных от приносящей доход деятельности, соблюдение установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, переданным в оперативное управление. В ходе проверки обоснованности расходов по подстатье 210 «Оплата труда работников и начисления на выплаты по оплате труда» указанными должностными лицами выявлены нарушения в части назначения и выплаты стимулирующих надбавок директору МБУ «Стадион Локомотив», без соответствующего решения администрации Вяземского муниципального района, а именно выплаты за напряженность в труде и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых, выплаты за профессиональное мастерство устанавливались на основании приказов директора Учреждения. Стимулирующие выплаты за напряженность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ директору с 01 июля 2015 года устанавливались на основании приказов Учреждения, постановления администрации района о выплатах стимулирующего характера не представлены. Общая сумма неправомерно выплаченных стимулирующих надбавок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока составила 103109 рублей, страховые взносы, начисленные на данные выплаты, составили 31139 рублей.

Результат контрольного мероприятия вышеуказанными должностными лицами Контрольно-счетной палаты был отражен в акте от 15 октября 2016г. № 02-10/2016г., который 18 октября 2016г. направлен на имя директора Учреждения. Расчет начисленных и неправомерно выплаченных надбавок директору ФИО1 за 2015 год зафиксирован в Приложении № 4 к Акту.

31 октября 2016 года Председатель контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района ФИО2 внесла директору МБУ «Стадион Локомотив» ФИО1 представление № 15, основанное на результатах вышеуказанной проверки Учреждения, и в п. 2.3 потребовала «не допускать начисление стимулирующих выплат директору Учреждения без постановлений администрации района», пунктом 8 Директору предписано осуществить возврат Учреждению неправомерно начисленных и выплаченных ему в течение 2015 года стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей.

12 декабря 2016 года Председатель контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района ФИО2 внесла директору МБУ «Стадион Локомотив» ФИО1 повторное представление, обозначив его как Предписание № 1, с требованием осуществить возврат Учреждению неправомерно начисленных и выплаченных ему в течение 2015 года стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей до 30 декабря 2016 года и разъяснением положений части 20 ст. 19.5 КРФоАП, предусматривающей административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно п. 1.5 Устава муниципального бюджетного учреждения Вяземского муниципального района «Стадион Локомотив», учредителем учреждения является администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края. Органами управления являются учредитель и директор. Учредитель назначает директора, а директор в свою очередь издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников учреждения, а также определяет условия оплаты труда сотрудников учреждения в пределах утвержденной учредителем сметы.

В судебном заседании установлено, что административный истец - ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Стадион Локомотив» в должности директора с 20 января 2014 года на основании срочного трудового договора заключенного с Администрацией Вяземского муниципального района Хабаровского края, срок действия которого продлен с 21.01.2015г. до 21.01.2016г. путем заключения дополнительного соглашения, а также с 21.01.2016г. по 20.01.2017г. путем заключения дополнительного соглашения. Вышеуказанный трудовой договор регулирует отношения между ним как работником и его работодателем – Администрацией Вяземского муниципального района. Разделом V Трудового договора РФ определена оплата труда руководителя и другие выплаты, осуществляемые руководителю в рамках трудовых отношений. В пункте 19 Договора зафиксировано, что руководителю производятся следующие выплаты стимулирующего характера – выплаты за напряженность и высокие результаты работы до 30% (п.5.1. Положения по оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» от 23.08.2011 №848), выплаты за профессиональное мастерство до 25% (п. 5.3. Положения по оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» от 23.08.2011 №848), выплаты за качество выполняемых работ 25% (пункт 5.4. Положения по оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» от 23.08.2011 №848). В пункте 20 договора указано, что одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «ц» пункта 9 настоящего трудового договора. Из п.9 подпункта «ц» следует, что руководитель обязан обеспечивать достижение установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в Хабаровском крае, указанных в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора.

Вместе с тем, Постановлением № 848 от 23 августа 2011 года утверждено штатное расписание МБУ «Стадион Локомотив», в котором в отношении должности директора указаны те же предельные размеры вышеперечисленных выплат, а вопросы регулирования оплаты труда работников МБУ «Стадион Локомотив», в том числе установления и выплаты стимулирующих надбавок, определены Положением об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», утвержденным постановлением главы администрации Вяземского муниципального района от 31 января 2011 года № 57.

Согласно п. 3.1 «Положения», заработная плата руководителя Учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (разделы 4 и 5 настоящего Положения. Из содержания п. 3.6. Положения об оплате труда №57 следует, что размеры выплат стимулирующего характера руководителю Учреждения определяются с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения. Пунктами 3.7, 5.1 «Положения», определены полномочия директора принимать решения по осуществлению стимулирующих выплат бухгалтеру, специалистам и иным работникам, подчиненным руководителю.

С 01 июля 2015 года оплата труда директора Учреждения и других работников МБУ «Стадион Локомотив» производилась на основании «Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», утвержденного постановлением временно исполняющего полномочия главы Вяземского муниципального района от 16 июля 2015 года № 657. В соответствии с п. 5.6 указанного «Положения» выплаты стимулирующего характера устанавливаются директору на основании правового акта администрации муниципального района с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, установленными нормативными правовым актом администрации муниципального района. При этом, Постановлением главы администрации Вяземского муниципального района от 11 июня 2015 года № 565 утверждено «Положение о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений «Молодёжный центр Вяземского района» и «Стадион Локомотив», которым детально определены порядок и условия установления вышеуказанных выплат.

Сведения о начислении надбавок стимулирующего характера содержатся в расчетных листках ФИО1 по заработной плате за 2015 года.

Вместе с тем, Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», утвержденное постановлением главы администрации Вяземского муниципального района от 31 января 2011 года № 57, Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», утвержденного постановлением временно исполняющего полномочия главы Вяземского муниципального района от 16 июля 2015 года № 657, и трудовой договор, заключенный между Администрацией Вяземского муниципального района и ФИО1 не содержат правомочий директора принимать решения о выплате самому себе стимулирующих выплат.

Из содержания «Положения о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных бюджетных учреждений «Молодёжный центр Вяземского района» и «Стадион Локомотив», утвержденного Постановлением главы администрации Вяземского муниципального района от 11 июня 2015 года № 565, также следует, что установление стимулирующих выплат является исключительной компетенцией «Работодателя», то есть Администрации Вяземского муниципального района.

Из пояснений представителя администрации Вяземского муниципального района ФИО4 и содержания письменного отзыва на заявленные ФИО1 исковые требования следует, что решений об установлении и выплате ФИО1 надбавок стимулирующего характера в 2015 году, администрация Вяземского муниципального района не принимала.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, суд пришел к убеждению, что выводы должностных лиц Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2 и ФИО3, зафиксированные в Акте от 15 октября 2016 года № 02-10/16 о том, что директором МБУ «Стадион Локомотив» неправомерно назначены и выплачены стимулирующие надбавки директору Учреждения, без соответствующего решения администрации муниципального района на общую сумму 103109 рублей, являются обоснованными. Данное обстоятельство подтверждается расчетом начисленных и неправомерно выплаченных надбавок директору за 2015 год в Приложении №4 к акту проверки от 15.10.2016 №02-10/16.

Ссылку административного истца ФИО5 и его представителя Шахно Л.А. на Положение об оплате труда работников МБУ «Стадион Локомотив» №848 от 23.08.2011, суд считает необоснованной, поскольку из представленных документов следует, что в период с 2011 года по 30 июня 2015 года действовало Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив», утвержденное постановлением главы администрации Вяземского муниципального района от 31 января 2011 года № 57.

Ссылка административного истца на то, что в июле 2015 года он представил в администрацию Вяземского муниципального района сведения о деятельности МБУ «Стадион Локомотив» для установления выплат стимулирующего характера, также не может служить основанием для вывода о неправомерности и необоснованности действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 180,227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным Представления от 31 октября 2016 года №15 и Предписания №1 от 12 декабря 2016 года, вынесенные председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2, в части возложения на директора Муниципального бюджетного учреждения «Стадион Локомотив» ФИО1 обязанности по возврату стимулирующих надбавок в сумме 103109 рублей, и признании незаконным пункта 2.1 Акта № 02-10/2016 от 15 октября 2016 года, составленного председателем Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО2, и инспектором Контрольно-счетной палаты Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО3, в части выводов о неправомерности начисления и выплаты стимулирующих надбавок с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока в сумме 103109 рублей и страховых взносов на данную сумму в размере 31139 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через вяземский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01 февраля 2017 года.

Председательствующий: судья А.А. Якин