ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-720/2024 от 15.01.2024 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-720/2024

89RS0004-01-2022-002367-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой 15 января 2024 года

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А.Л.,

при секретаре Альмембетовой А.М.,

с участием старшего помощника

Новоуренгойского транспортного прокурора Николаенко Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, о признании информации размещенной посредством сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Новоуренгойский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещённой.

В обоснование исковых требований указано, что транспортной прокуратурой в рамках исполнения функций по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере экономики, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и таможенной сфере проведён мониторинг сети Интернет, по итогам которого установлен сетевой ресурс, содержащий информацию о реализации на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры. Так, в частности, в ходе обозрения каталога продукции, размещённого на сайте <данные изъяты>, установлено, что к приобретению на территории Российской Федерации предлагаются мясные продукты (хамон), страной происхождения которых является Испания, Италия. На сайте по каждому продукту приводится подробная информация, в том числе о месте его происхождения, наименовании, производителе, а также указана цена, и имеется функционал добавления в «корзину», где в последующем оформляется заказ. Вход на сайт осуществляется свободно, размещённый каталог продукции доступен без регистрации для всех лиц. Также указаны сведения о получении товаров посредством доставки. Просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на странице, имеющей сетевой адрес <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Новоуренгойского транспортного прокурора Николаенко Е.В. на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Шевченко О.Д., в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора.

На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещённой), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (пп. 2.2 часть 3 статьи 1 КАС РФ).

По делам о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению в Российской Федерации, - юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещённой информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания приведённой информации, распространённой в сети Интернет, запрещённой.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч.ч. 2,3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан. Принудительные меры применяются для выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» постановлено, органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2021 № 534 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом № 560, продлено по 31.12.2022 г.

Во исполнение приведенных выше правовых актов Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента РФ от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420, от 24.06.2019 № 293, от 21.11.2020 № 730 и от 20.09.2021 № 534» по 31.12.2022 г. введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, странами происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.

Как следует из Перечня сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31.12.2021 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерации, являющегося приложением к ПП РФ № 778, запрещенным к ввозу и подлежащими уничтожению, в том числе являются: свиньи живые (за исключением чистопородных племенных животных), мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное; мясо крупного рогатого скота, замороженное; свинина свежая, охлажденная или замороженная; пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные; свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые; мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; живая рыба (за исключением мальков лосося атлантического, мальков форели, мальков форели, мальков камбалы-тюрбо, мальков лаврака обыкновенного, живой декоративной рыбы); рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (за исключением молоди (спата) устриц, молоди (спата) мидий, молоди белоногой креветки; молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания); овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева); фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира; соль (включая соль столовую и денатурированную) и хлорид натрия чистый, растворенные или не растворенные в воде, или содержащие или не содержащие добавки агентов, препятствующих слипанию или обеспечивающих сыпучесть, и вода морская (за исключением биологически активных добавок)

При изложенных обстоятельствах, поскольку в отношении мясных продуктов (хамон), предлагаемых к приобретению на сайте, применяются специальные экономические меры, последние запрещены к ввозу, ввиду чего не могут реализовываться на территории Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и запрете информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В свою очередь ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 14.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, транспортной прокуратурой в рамках исполнения функций по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере экономики, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и таможенной сфере проведен мониторинг сети Интернет, по итогам которого установлен сетевой ресурс, <данные изъяты>, содержащий информацию о реализации на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры.

По информации сервиса определения IP адресов, предоставляемого посредством сайта <данные изъяты>, указатель страницы, с сетевым адресом <данные изъяты>, имеет IP-адрес <данные изъяты>

На сайте опубликован контактный номер телефона, форма для заказа, цены на товары, сведения о возможности доставки и оплаты продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры.

Вход на страницу: <данные изъяты>, свободный, не требует регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием данной страницы и приобрести продукцию, в отношении которой применяются специальные экономические меры, может любой Интернет-пользователь.

При проведении мониторинга Новоуренгойским транспортным прокурором информации, размещённой на странице сайта каталога продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры с URL-адресом: <данные изъяты> установлено, WEB-страница активна, сайт находится в свободном доступе и на момент проведения проверки в Реестр не включён.

С учётом изложенного, поскольку выявленная информация, размещённая на сайте, нарушает прямой запрет, установленный Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» на рекламу товаров, реализация которых запрещена законодательством Российской Федерации, а также административным законодательством, подрывает экономические и национальные интересы Российской Федерации, влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе российских производителей аналогичных товаров, последнюю следует рассматривать как запрещённую к распространению, в силу несоответствия положениям, установленным федеральным законодательством.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предоставление возможности доступа к информации о продаже продукции, запрещённой к ввозу на территорию Российской Федерации, с помощью информационно-телекоммуникационных услуг связей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещённой информации.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15.1 Закона о защите информации).

Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по решению суда также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Судом установлено, что на момент проверки указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещённой в сети Интернет на странице, имеющей сетевой адрес: <данные изъяты>, информацией, запрещённой к распространению в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах заявление Новоуренгойского транспортного прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Основанием для внесения указанной интернет-ссылки в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь ст. ст. 179, 180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Л. Осмоловская

Решение в окончательной

форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.