Дело № 2а-7215/2019 (10RS0011-01-2019-008728-96)
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 октября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н. при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании решений незаконными, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Административные истцы обратились в Петрозаводский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее Министерство) об оспаривании решений комиссии Министерства по рассмотрению заявлений о включении граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, об отказе во включении в Реестр таких граждан. В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что между ними и товариществом -индивидуальных застройщиков «Каменный бор» (далее по тексту - ТИЗ «Каменный бор», Застройщик) заключены договоры об инвестировании в строительство квартир в 10-квартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0170101:31, общей площадью 4560 кв.м., они своевременно и в полном объеме выполнили обязательства по внесению денежных средств в качестве оплаты по обозначенным договорам, однако застройщик не исполняет принятые на себя по договорам обязательства. Административные истцы считают, что относятся к категории граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Просят признать решения административного ответчика об отказе во включении их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, незаконными, обязать административного ответчика включить их в этот реестр.
Определением суда от 26.09.2019 в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ТИЗ «Каменный бор».
Административные истцы в судебном заседании не участвовали, о рассмотрении дела извещены, просили рассмотреть дело без своего участия, их представитель по доверенности ФИО14 заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО15, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указала, что в настоящий момент установлен иной механизм регулирования, а именно: ч.4 ст.23 Федерального закона №214-ФЗ для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Заинтересованное лицо своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, материалы гражданских дел №№ 2-5600/2018, 2-7958/2018, 2-4105/2019, приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"(далее - Федеральный закон № 214-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 214-ФЗ (в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции) установлено, что этот закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в 2013-2016 годах между административными истцами и ТИЗ «Каменный бор» заключены договоры об инвестировании в строительство квартир в 10-квартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0170101:31, общей площадью 4560 кв.м., оплата по договорам произведена в полном объеме. Однако, застройщик ТИЗ «Каменный бор» обязательства по передаче истцам объектов строительства в установленный в договорах срок не исполнил и до настоящего времени не передал им в собственность, указанных в договорах квартир, предназначенных для постоянного проживания.
Согласно частям 1, 2, 4 и 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (далее - уполномоченный орган).
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство; данный орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минстроя России № 560/пр (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину-участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;
8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
Согласно пункту 5, подпункту 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Заявитель не подлежит включению в реестр, в том числе, в случае несоответствия заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к приказу Минстроя России № 560/пр.
Частями 1, 9 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ установлено, что по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
К отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином-участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2017, суду независимо от наименования договора следует установить его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон.
Если установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей требованиям Федерального закона № 214-ФЗ, в действительности имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения этого закона, в том числе предусмотренные им меры ответственности.
Административными истцами при обращении в Министерство к заявлениям о включении их в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.были приложены: ФИО6 - копия предварительного договора купли-продажи квартиры от 28.01.2015; ФИО7 и ФИО8 - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 25.08.2014; ФИО9 - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 15.07.2014; ФИО10 копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 21.04.2015; ФИО11 - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 21.04.2015; ФИО12 - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 17.05.2016; ФИО16 - копия предварительного договора купли-продажи квартиры от 04.08.2015; ФИО1 - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 10.04.2014; ФИО3 - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 10.04.2014; ФИО2 - копия соглашения о паевом взносе №265 от 07.02.2014; ФИО5 - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 14.05.2015; ФИО4 копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 14.05.2015.
По результатам рассмотрения обращений граждан на заседаниях Комиссии Министерства по рассмотрению заявлений о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 20.06.2019, 9.08.2019, 14.08.2019, 22.08.2019 оспариваемыми решениями административные истцы были признаны не соответствующими критериям отнесения граждан к числу пострадавших, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" (далее Приказ №560/пр) и им было отказано во включении в реестр. Административные истцы обратились с настоящим административным иском в установленные законом сроки.
Оценив фактические обстоятельства заключения договоров и их содержание, суд считает, что оснований для отказа административным истцам во включении в Реестр граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не имелось в виду следующего.
Указанные соглашения, договоры об инвестировании в строительство квартиры, предварительные договоры купли-продажи квартиры вступившими в законную силу заочными решениями Петрозаводского городского суда от 28.08.2018 (в отношении: ФИО16, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО2), от 06.12.2018 (в отношении: ФИО6,, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1) и от 21.05.2019 (в отношении: ФИО7, ФИО8) были признаны договорами участия в долевом строительстве, а также признаны права административных истцов на доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства «Блокированный жилой дом по ул. Сегежской в г. Петрозаводске» в виде квартир с характеристиками, определенными в договорах, заключенных между ТИЗ «Каменный бор» и каждым административным истцом.
Постановлениями следователя по особо важным делам отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики следственной части следственного управления МВД по Республике Карелия ФИО17 административные истцы признаны потерпевшими по уголовному делу № 11701860003000064, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с причинением им имущественного вреда.
Таким образом, на правоотношения сторон, вытекающие из исполнения вышеуказанных договоров распространяются положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В силу части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ, вступившим в законную силу за исключением некоторых положений со 02.08.2019, были внесены изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ.
Статья 23.1 Федерального закона о долевом строительстве «Единый реестр застройщиков» была переименована в «Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов», а также дополнена частью 1.1, в соответствии с которой единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 22.08.2019 № 483/пр признан утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
27.09.2019 издан Приказ Министерства №320 «О признании утратившим силу приказа Министерства от 13.02.2018 №45 «О создании комиссии Министерства по рассмотрению заявлений о включении граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Республики Карелия и чьи права нарушены, в реестр пострадавших граждан и принятии решений о включении или о мотивированном отказе во включении в реестр пострадавших граждан», однако новый порядок о ведении «Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов»
Федеральным законом № 214-ФЗ изменена лишь форма учета, вместо реестра пострадавших граждан будет вестись единый реестр проблемных объектов, который представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При таких обстоятельствах способом восстановления нарушенных прав административных истцов будет понуждение административного ответчика, с учетом пояснений представителя административного ответчика о том, что иных оснований, помимо указанных, для отказа во включении в Реестр, установлено не было, является возложение на Министерство обязанности включить административного истца в реестр в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
Доводы административного ответчика о невозможности в последствии исполнения решения в части включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ (ред. от 27.06.2019 и в редакции от 01.08.2019 г.) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в частности исключением части 7 статьи 23 ФЗ N 214, изменениями в статью 23.1 ФЗ N 214, которыми изменен порядок учета интересов пострадавших граждан через ведение реестра проблемных объектов, а не реестра пострадавших граждан судом приняты быть не могут, поскольку до настоящего времени механизм передачи сведений из реестра пострадавших в какой-либо иной реестр законодателем не установлен.
При этом судом учитывается правовой подход, сформулированный в определениях Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ16-5, от 15.06.2016 № 46-КГ16-4, от 08.06.2016 № 46-КГ16-3, от 25.05.2016 № 35-КГ16-2, от 06.04.2016 № 46-КГ15-36, от 24.02.2016 № 46-КГ15-35, от 23.12.2015 № 31-КГ15-9.
Расходы истца по оплате госпошлины в силу ст. 111 КАС РФ подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 21 июня 2019 года № 9153/14.1-17/МСЖКХИ) во включении ФИО1, ФИО2 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 13 августа 2019 года №12083/14.1-17/МСЖКХИ) во включении ФИО3, ФИО4, ФИО5 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 15 августа 2019 года №12269/14.1-17/МСЖКХИ) во включении ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 расходы по оплате госпошлины по 300 рублей каждому.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить административному истцу и в суд о принятом решении.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2019 года