ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-721/18 от 03.04.2018 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 2а-721/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2018 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Подберезко Е.А.,

при секретаре Мордвиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Некоммерческому партнерству «Алтайский коммунально-производственный кластер» о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству «Алтайский коммунально-производственный кластер» о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ управлением принято решение о регистрации ответчика в качестве юридического лица, сведения о некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером

На общем собрании членов ДД.ММ.ГГГГ принято решение о добровольной ликвидации некоммерческой организации, ДД.ММ.ГГГГ в управление представлены документы для уведомления о ликвидации юридического лица, распоряжением управления -р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение внести запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации, ДД.ММ.ГГГГ в управление представлены документы для составления промежуточного баланса юридического лица, распоряжением управления -р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о внесении записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, на основании распоряжения управления -р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Однако решением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с поступившим заявлением учредителя некоммерческой организации Шаталова М.А., в котором тот просил не проводить ликвидацию.

Управлением в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства, а именно п.3.2 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предусматривающего размещение информации в сети Интернет ежегодно отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Ответчиком обязанность по размещению в сети Интернет отчета о деятельности юридического лица, в установленный в предупреждении срок - до ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не выполнена, уставную деятельность общество не осуществляет.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен учредитель юридического лица Шаталов А.М..

Стороны, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Между тем в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, Некоммерческая организация Некоммерческое партнерство «Алтайский коммунально-производственный кластер» несмотря на вынесенное предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства не предоставила в Управление министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю указанную информацию и не разместила в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение об осуществлении своей уставной деятельности в срок, установленный уполномоченным органом.

Как следует из письма ответчика в ответ на предупреждение управления, деятельность некоммерческого партнерства прекращена, юридическое лицо находится в стадии ликвидации, которую невозможно завершить ввиду невозможности проведения общего собрания в связи с отсутствием членов партнерства, дальнейшую деятельность продолжать не намерены, просит рассмотреть вопрос о ликвидации юридического лица в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно части 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Разрешая спор, суд исходит из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.

При установленных по делу обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации Некоммерческого партнерства «Алтайский коммунально-производственный кластер» с исключением данных из единого государственного реестра юридических лиц, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю – удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Алтайский коммунально-производственный кластер» с исключением сведений из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий Е.А. Подберезко