ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-721/18 от 30.07.2018 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-721/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2018 года г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Терновой Ю.В.

при секретаре Михайлюк О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Забайкальского края и неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Шилкинское» об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд в интересах Забайкальского края и неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об охране недр выявлены нарушения в деятельности административного ответчика. А именно, Администрацией городского поселения «Шилкинское» издано постановление №376 от 23 августа 2017 года «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения «Шилкинское», которое по его мнению, не соответствует федеральному законодательству и подлежит изменению. Из содержания постановления следует, что общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельных участков с кадастровыми номерами 75:24:240258:29, 75:24:240235:26, а также в границах земельного участка, находящегося на Шилкинском месторождении в 1,2 км северо-восточнее г.Шилка, принадлежащих администрации ГП «Шилкинское», используются для муниципальных нужд. Вместе с тем, согласно федеральному и региональному законодательств общераспространенные полезные ископаемые землевладельцы могут использовать для собственных нужд только в границах тех земельных участков, на которых они имеются. Соответственно, использовать за границами земельных участков для каких-либо целей не могут. В оспариваемом постановлении №376 обязательного условия об использовании общераспространенных полезных ископаемых только в границах земельных участков, на которых они имеются, не содержится указание, для каких именно муниципальных нужд используются общераспространенные полезные ископаемые. Указание на возможность использования общерапространенных полезных ископаемых только в границах земельных участков, на которых они имеются, является необходимым и обязательным для их использования, что не нашло своего отражения в постановлении №376. Противоречие постановления федеральному закону может повлечь за собой неконтролируемое использование почвы и общераспространенных полезных ископаемых (недра), поскольку почвенный слой и недра являются неотъемлемой частью окружающей среды, то в связи с угрозой их неконтролируемого использования нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия. Руководствуясь постановлением №376 Администрация определила использовать общераспространенные полезные ископаемые с указанных земельных участков в границах всей территории муниципального образования поселения (г.Шилка и с.Митрофаново), независимо от форм собственности и целевого назначения земель, в том числе границы которых еще не определены. Администраций с ООО заключено концессионное соглашение №2 от 12.02.2016 года, согласно которому концессионер (ООО) обязуется за свой счет реконструировать и модернизировать объекты теплоснабжения городского поселения «Шилкинское», указанные в приложении, а именно расположенные в г.Шилке котельные. Администрацией с ООО заключено соглашение от 01.06.2017 года, согласно которому администрация дает разрешение использовать земельные участки администрации, указанные в постановлении №376 для добычи общераспространенных полезных ископаемых в целях осуществления текущего ремонта муниципального имущества, переданного по концессионному соглашению №2 от 12.02.2016 года. Во исполнение соглашения от 01.06.2017 года ООО 31.08.2017 года произведена добыча общераспространенных полезных ископаемых с вышеуказанных участков. Министерством природных ресурсов Забайкальского края проведена проверка по данному факту в отношении ООО 18.10.2017 года составлен протокол по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, Общество признано виновным, назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей. Также ООО с администрацией заключено аналогичное соглашение от 10.01.2017 года, в рамках которого обществом произведен забор песка с земельных участков, указанных в постановлении №376 в целях произведения текущего и капитального ремонта муниципального имущества, переданного по концессионному соглашению №2 от 12.02.2016 года. Все имущество, переданное в пользование Общества по указанному соглашению находится за пределами земельных участков, указанных в постановлении №376. Таким образом, решение администрации по принятию постановления №376, допускающего пользование недрами без лицензии путем исключении из текста постановления №376 ссылки о необходимости использования недр в пределах земельного участка, явилось основанием для последующей незаконной добычи ООО общераспространенных полезных ископаемых без лицензии и, соответственно, затрагивает интересы Забайкальского края, РФ, как собственника недр, а также неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как в связи с не контролируемым недропользованием может быть причинен вред почвам, недрам.

Согласно ответу администрации от 27.07.2018 года постановление №376 утратило силу в связи с изданием постановления городского поселения «Шилкинское» от 21.09.2017 года №422. Однако, постановление №376 не перестало затрагивать права, свободы и законные интересы Забайкальского края, РФ и неопределенного круга лиц, поскольку нарушения права РФ, неопределенного круга лиц в результате незаконного недропользования не устранены, то есть добытая без лицензии и вывезенная за пределы границ спорных земельных участков песчано-гравийная смесь обратно не возвращена.

С учетом уточнения от 30 июля 2018 года просит признать постановление Администрации городского поселения «Шилкинское» от 23 августа 2017 года №376 «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения «Шилкинское», противоречащим закону в части пунктов 1,2,3 в связи с отсутствием указания об использовании общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, только в границах данных земельных участков.

В судебном заседании 25 июля 2018 года представитель административного истца Афанасьев А.С., действующий на основании прав по должности, требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. В настоящее судебное заседание представитель административного истца не явился, согласно письменному заявлению прокурор Шорохов А.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя природоохранной прокуратуры, исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации городского поселения «Шилкинское» Антипина Н.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, суду пояснила, что оспариваемое постановление не является нормативно-правовым актом. Это нормативный акт, который издан Администрацией для внутреннего исполнения, так как не был опубликован. Данное постановление не противоречит законодательству, так как издано в соответствии с ним, о чем имеется прямое указание в постановлении и дополнительной расшифровки не требует. Довод прокурора о противоречии постановления законодательству необоснован, так как указанные в постановлении №376 земельные участки находятся в муниципальной собственности и общераспространенные полезные ископаемые используются для муниципальных нужд. Просила прекратить производство по делу, в связи с тем, что постановление в настоящее время утратило силу. Просила обратить внимание, что Администрация в связи с изданием настоящего постановления к ответственности не привлекалась.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов Забайкальского края в судебное заседание не явились, представили письменный отзыв, в котором полностью поддержали заявленные требования прокурора.

Из пояснений специалиста - заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов Забайкальского края Лобанова А.О. следует, что в Министерство 04.09.2017 года поступило обращение гражданина по факту пользования недрами без лицензии земельным участком. В результате проверки было установлено, что добыча общераспространенных полезных ископаемых на земельных участках производилась погрузчиками Администрации городского поселения «Шилкинское» на основании заключенного с ООО «Коммунальник» соглашения. Общераспространенные полезные ископаемые вывозились за пределы земельных участков. ООО «Коммунальник» был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление подано с соблюдением срока для обращения в суд.

Судом установлено, что 23 августа 2017 года Администрацией городского поселения «Шилкинское» было принято постановление №376 «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения»Шилкинское».

Глава городского поселения «Шилкинское, руководствуясь Законом Забайкальского края от 29 марта 2016 года №1346-ЗЗК вынес указанное постановление.

Согласно п.1 данного постановления общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка (категория земель: для добычи общераспространенных полезных ископаемых) с кадастровым номером площадью 147156 кв.м, принадлежащего администрации городского поселения «Шилкинское» на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, использовать для муниципальных нужд.

Согласно п.2 постановления общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка (категория земель: для добычи общераспространенных полезных ископаемых) с кадастровым номером площадью 13928 кв.м, принадлежащего администрации городского поселения «Шилкинское» на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, использовать для муниципальных нужд.

Согласно п.3 постановления общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка (категория земель: для добычи общераспространенных полезных ископаемых) площадью 104448 кв.м, находящегося на Шилкинском месторождении, расположенном в 1,2 км северо-восточнее г.Шилка, переданного Администрации городского поселения «Шилкинское» по акту приема-передачи от 30.11.2016 года использовать для муниципальных нужд.

19 сентября 2017 года Министерство природных ресурсов Забайкальского края в лице начальника отдела Бахаевой Т.А. обратилось к прокурору с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования, поскольку были выявлены факт пользования недрами без лицензии на основании постановления главы Администрации городского поселения «Шилкинское» №346 от 23.08.2017 года.

19 октября 2017 года прокурор Читинской межрайонной природоохранной прокуратуры внес протест главе администрации городского поселения «Шилкинское» с требованием приведения постановления №376 от 23.08.2017 года в соответствие с законодательством РФ и Забайкальского края путем внесения в него соответствующих изменений.

В ответе на протест глава ГП «Шилкинское» Сиволап С.Н. указал, что для реализации своих полномочий органом местного самоуправления в соответствии с Законом Забайкальского края от 29.03.2016 года №1316-ЗЗК Администрацией были отведены земельные участки, расположенные в границах поселения для добычи общераспространенных полезных ископаемых для муниципальных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и принято постановление №376 от 23.08.2017 года. Также в соответствии с ФЗ №44 о закупках, администрация заключила концессионное соглашение с ООО «Коммунальник» в отношении систем коммунальной инфраструктуры и объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Считает, что оспариваемое постановление не нарушает права, свободы и законные интересы граждан, а принято для их соблюдения.

10 января 2017 года Администрацией ГП «Шилкинское» и ООО «Коммунальник» заключено соглашение об использовании земельных участков для добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории городского поселения «Шилкинское». Предметом исполнения которого явились земельные участки, указанные в постановлении №376. Использование земельных участков на безвозмездной основе в границах территории городского поселения «Шилкинское».

01 июня 2017 года Администрация ГП «Шилкинское» и ООО «Коммунальник» заключили соглашение, об использовании ООО «Коммунальник» земельных участков городского поселения «Шилкинское» с кадастровыми номерами для добычи общераспространенных полезных ископаемых на безвозмездной основе для осуществления текущего и капитального ремонта муниципального имущества, переданного последнему по концессионному соглашению от 12.02.2016 года в границах территории городского поселения «Шилкинское».

Постановлением по делу об административном правонарушении №17-278/2 от 27 октября 2017 года ООО «Коммунальник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ по факту пользования недрами без лицензии на пользование недрами. В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Коммунальник» осуществлял в районе левого берега р.Шилка деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии с последующим вывозом ПГП в неустановленном направлении на основании концессионного соглашения от 12.02.2016 года и соглашения от 01.06.2017 года, заключенных с Администрацией ГП «Шилкинское».

Из ответа ООО «Коммунальник» от 01.12.2017 года следует, что общество в рамках соглашения от 01.06.2017 года, заключенного с Администрацией произвело вывоз гравия с земельных участков 75:24:240258:29, с целью отсыпки теплотрасс школы №52 г.Шилка, ГУСО ШСРЦ Сибиряк и Почта России. Теплотрассы находятся за пределами земельных участков, на которых производился забор гравия.

В силу ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Согласно ч.1 ч.1 Закона Забайкальского края от 29.03.2016 N 1316-ЗЗК "О порядке использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на территории Забайкальского края" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством установлено, что общераспространенные полезные ископаемые возможно использовать для собственных нужд только в границах тех земельных участков, на которых они имеются.

Правотворческая деятельность Главы городского поселения «Шилкинское» Уставом городского поселения «Шилкинское», статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ч.1 ст.7 ФЗ №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст.34 Устава в систему муниципальных правовых актов городского поселения входят правовые акты главы городского поселения.

Оспариваемое постановление принято главой органа местного самоуправления в соответствии с его полномочиями и подлежит судебной проверке в порядке главы 22 КАС РФ.

Поскольку в оспариваемом постановлении не содержится предусмотренное нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, обязательное условие об осуществлении в границах земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, оно не соответствует Закону «О недрах», Закону Забайкальского края от 29.03.2016 года №1316-ЗЗК в части пунктов 1,2,3, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, Забайкальского края и Российской Федерации.

Довод представителя административного ответчика о том, что не указание в постановлении условий, которые уже предусмотрены законами, является не обязательным, поскольку постановление издано в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, суд отклоняет.

Так, в силу п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В ст.19 Закона «О недрах», ч.1 ст.1 Закона Забайкальского края №1316-ЗЗК установлено, что общераспространенные полезные ископаемые возможно использовать для собственных нужд только в границах тех земельных участков, на которых они имеются. Вместе с тем, вопреки указанным требованиям, Администрация ГП «Шилкинское», руководствуясь оспариваемым постановлением, предоставляла разрешения обществу на использование общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на данных земельных участках за их границами, что противоречит содержанию нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч.2 ст.225 КАС РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что в период действия оспариваемого постановления права и законные интересы неопределенного круга лиц, Забайкальского края, Российской Федерации были нарушены, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Забайкальского края и неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Шилкинское» об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать постановление Администрации городского поселения «Шилкинское» от 23 августа 2017 года №376 «Об использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, расположенных в границах территории городского поселения «Шилкинское», противоречащим закону в части пунктов 1,2,3 в связи с отсутствием указания об использовании общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельных участков, только в границах данных земельных участков.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Терновая Ю.В.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела №2а-721/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.