ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-721/2017 от 09.11.2017 Снежинского городского суда (Челябинская область)

дело № 2а – 721/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2017 года город Снежинск

Снежинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Чуфарова Г.В.,

при секретаре Рукавишниковой Д.Р.,

с участием административного ответчика Щербина С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Челябинской области к Щербина С.Б. о взыскании пени по транспортному налогу, налога на имущество, пени по налогу на имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20 по Челябинской области (далее – МРИФНС России № 20 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Щербине Н.Б. о взыскании в доход соответствующего бюджета пени по транспортному налогу в сумме 6268,76 руб. за период с 2009 года по настоящее время, налога на имущество в сумме 216 руб. за 2013 год, пеней по налогу на имущество в сумме 45,33 руб.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что в период с 2008 по 2015 г.г. административный ответчик являлся собственником транспортного средства, недвижимого имущества, в связи с чем, последнему были направлены требования об уплате налога на указанное имущество от 22.12.2014 и от 01.09.2016, которые были оставлены ответчиком без исполнения.

Поскольку в установленный срок требования об уплате налогов, пеней административным ответчиком не были исполнены, МРИФНС России № 20 по Челябинской области просит удовлетворить указанные требования (л.д.4-5).

Административный истец МРИФНС №20 по Челябинской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен (л.д. 21,22), в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело без участия последнего.

Административный ответчик Щербина Н.Б. в судебном заседании административные исковые требования не признал, заявил о пропуске срока для обращения в суд, а также, о том, что 28.10.2008 спорный автомобиль снят с регистрационного учета (л.д.24).

Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований, содержащихся в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.ст. 14, 44 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, налогоплательщиком которого является административный ответчик, относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов РФ, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от транспортного налога.

Согласно ст. 1,2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения облагаются ежегодным налогом на имущество.

Сведения (списки) о плательщиках налога на имущество подаются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и уполномоченными организациями технической инвентаризации (п. 4 ст. 85 НК РФ; П. 4 СТ. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»; Положение о инвентаризации объектов капитального строительства. Утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г., № 921 и Порядок представления уполномоченными организациям технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. № 36/БГ-3-08/67).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что по сведениям МРИФНС №20 по Челябинской области в 2008 году Щербина Н.Б. являлся владельцем транспортного средства - автомобиля марки Вольво, государственный регистрационный номер .

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

Согласно части 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. В соответствии с частью 1 статьи 361, части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации, которыми также устанавливается налоговая ставка в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на его одну лошадиную силу. В случае, если транспортное средство зарегистрировано за налогоплательщиком в течение нескольких месяцев налогового периода, то расчет налога и авансовых платежей по нему производят с учетом коэффициента, который определяется как число полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано за налогоплательщиком, деленное на число календарных месяцев в налоговом периоде.

Как указывает в представленном расчете представитель административного истца, задолженность ответчика Щербина Е.Б. по транспортному налогу в 2008 году составила 13515 руб. (л.д. 25), которая имела место и в 2011 году, что следует из расчета суммы пени, включенного в требование об уплате от 01.09.2016 (л.д.9).

Однако требование о взыскании указанной суммы транспортного налога с ответчика, административным истцом не заявлялось.

Истцом заявлено о взыскании с ответчика Щербины Е.Б. только пени по транспортному налогу, сумма которой, согласно представленному административным истцом расчету за период с 2009 года по 2015 год составила 6268,76 руб. (л.д. 9-10).

Согласно ст. 1,2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения облагаются ежегодным налогом на имущество.

Сведения (списки) о плательщиках налога на имущество подаются в налоговые инспекции – органами, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и уполномоченными организациями технической инвентаризации (п. 4 ст. 85 НК РФ; П. 4 СТ. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»; Положение об инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г., № 921 и Порядок представления уполномоченными организациям технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. № 36/БГ-3-08/67).

Согласно сведений, представленных административным истцом, Щербина С.Б. является собственником следующего имущественного объекта: комнаты по адресу: <адрес> (владение 12 месяцев в 2013,2014,2015 годах).

Следовательно, административный ответчик является налогоплательщиком на указанное имущество.

Начисление налога на имущество гражданам производятся налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога – налоговые уведомления (п.п. 1. 8 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и ст. 52 НК РФ).

Сумма налога подлежит уплате не позднее 5 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пени в размере, установленном Федеральным законом (п. 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».

Согласно представленному административным истцом расчету сумма исчисленного и подлежащего уплате ответчиком налога за период с 2013-2015 гг. составила 216 руб.

Согласно ст. 52 НК РФ, ст. 3 Закона № 114-ЗО плательщику налогов – физическому лицу было доставлено по почте налоговое уведомление № 805768 (л.д. 13 оборот) об уплате до 05.11.2014 налога на имущество за 2013 год в сумме 216 руб.

В установленные сроки до 05 ноября 2014 года налогоплательщик указанную в уведомлении сумму не оплатил.

В связи с неуплатой налога, в соответствии со ст.ст. 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации Щербина Е.Б. было выставлено требование по состоянию на 22.12.2014 (л.д.15) об уплате в срок до 09.02.2015 суммы налога на имущество за 2013 год в сумме 216 руб. и пени за просрочку уплаты налога в сумме 1,32 руб., пени за просрочку уплаты транспортного налога в сумме 234,26 руб..

Также, Щербина Е.Б. было выставлено требование по состоянию на 01.09.2016 (л.д.7) об уплате в срок до 11.10.2016 суммы транспортного налога в размере 13515 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1306,57 руб., пени по транспортному налогу в сумме 4962,19 руб., налога на имущество за 2013 год в сумме 216 руб., пени за просрочку уплаты налога на имущество в сумме 41,76 руб. и в сумме 3,57 руб. (л.д.6,7).

Несмотря на получение вышеуказанных требований, которые, в соответствии с ч.6 ст.69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, ответчик не исполнил своей обязанности по уплате налога.

При рассмотрении заявления ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд, суд полагает следующее.

На основании п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п.4 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Порядок взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица или налогового агента - физического лица, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, установлен статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как было указано выше, на основании п.2 ст.48 НК РФ, по общему правилу, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Как следует из материалов дела, в требовании по состоянию на 22.12.2014 (л.д. 15) указано, что по состоянию на 22.12.2014 за ответчиком числится общая задолженность по налогам и сборам в сумме 21421,60 руб., в том числе по транспортному налогу, что также подтверждается расчетом пени, согласно которому, пени начислялись на сумму задолженности по транспортному налогу в размере 13515 руб. (л.д. 9-10), которая уже существовала по состоянию на 22.12.2014 с 2011 года (л.д.9); расчетом, представленным административным истцом (л.д. 25).

Соответственно, при выставлении самого раннего требования – требования по состоянию на 22.12.2014 (л.д. 15), общая сумма налога уже превысила 3 000 руб., административный истец на момент выставления данного требования имел право на обращение в иском в суд в указанный шестимесячный срок, однако, этого не сделал.

Исходя из содержания вышеназванных норм закона, срок для обращения в суд необходимо исчислять следующим образом: 6 месяцев со дня, когда указанная общая сумма налогов превысила 3 000 рублей, то есть с 09.02.2015, когда подлежало исполнение самое ранее требование (л.д.15).

Поскольку административный истец обратился в суд с данным иском 16.10.2017, срок для обращения с настоящим иском является пропущенным.

На основании ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Истцом заявлено о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 6268,76 руб.

Статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания в случае истечения срока предъявления требования о взыскании.

Рассматривая спорные правоотношения, суд усматривает основания для применения указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из смысла пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.

Таким образом, исходя из анализа изложенных правовых норм, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

При этом, по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Достоверных сведений о взыскании недоимки по транспортному налогу, на который начислены пени, материалы дела не содержат.

С учетом отсутствия указанных сведений ошибочно утверждать об обоснованности заявленных сумм пени, вследствие чего заявленные штрафные санкции не подлежат взысканию.

Административное исковое заявление подано 16.10.2017 (л.д.4), то есть с пропуском установленного срока для обращения в суд, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований. С заявлением о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, административный истец не обращался.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Челябинской области к Щербине С.Б. о взыскании пени по транспортному налогу, налога на имущество, пени по налогу на имущество - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, в административную коллегию Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд.

Председательствующий Г.В. Чуфаров