Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2015 года
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Волощенко Е.Н.,
при секретаре Фафуриной Н.И.,
с участием помощника прокурора Коношского района Ворониной В.Г.,
административного ответчика - представителя администрации МО «Ерцевское» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Коношского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ерцевское» о признании незаконным бездействия по неразграничению жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования и понуждении провести работу по определению объема жилого фонда коммерческого использования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Коношского района обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ерцевское» о признании незаконным бездействия по неразграничению жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования и жилой фонд социального использования и понуждении провести работу по определению объема жилого фонда коммерческого использования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки предоставления администрацией МО «Ерцевское» жилых помещений гражданам по договорам коммерческого найма, было установлено, что в нарушении требований ст.40 Конституции РФ, ст.19 ЖК РФ, администрацией МО «Ерцевское» заключались договоры коммерческого найма с гражданами на любое помещение, расположенное на территории МО «Ерцевское». Совокупность помещений, которые образуют жилищный фонд коммерческого использования, в котором гражданам могут быть предоставлены жилые помещения по договорам коммерческого найма администрацией МО «Ерцевское» не определена, чем нарушены положения ст.19 ЖК РФ. Согласно реестру муниципального имущества МО «Ерцевское» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. жилые дома, расположенные на территории МО «Ерцевское» относятся исключительно к жилищному фонду социального использования. Нормативное регулирование вопроса предоставления жилых помещений по договорам коммерческого найма на территории МО «Ерцевское» также отсутствует. Подтверждающих документов о том, что на территории МО «Ерцевское» имеется жилищный фонд коммерческого использования, нет. Положение, регулирующее порядок предоставления жилых помещений по договорам коммерческого найма, отсутствует. Предоставление жилых помещений по договорам коммерческого найма осуществляется при наличии очередников, признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. На основании приложения к агентскому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях на определенный срок (на период прохождения службы, на период трудовых отношений, и по другим обстоятельствам) муниципальные жилые помещения предоставляются по договору коммерческого (срочного) найма, на основании распоряжения главы МО «Ерцевское». Распоряжением главы МО «Ерцевское» от ДД.ММ.ГГГГ. « О предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма ФИО3», ей предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако, согласно реестру недвижимого имущества МО «Ерцевское», указанный дом отнесен к жилищному фонду социального использования, что противоречит требованиям ст.19 ЖК РФ. Администрацией МО «Ерцевское» не приняты все возможные меры по реализации прав граждан на жилье, закрепленное в Конституции РФ и Жилищном кодексе РФ, что недопустимо.
В судебном заседании помощник прокурора Коношского района ФИО4 административные исковые требования уточнила и просила признать незаконным бездействие администрации МО «Ерцевское» по неразграничению жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования и обязать администрацию МО «Ерцевское» провести работу по определению объема жилого фонда коммерческого использования в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поддержала доводы, приведенные в административном исковом заявлении, и пояснила, что распоряжение главы администрации МО «Ерцевское» № от ДД.ММ.ГГГГ. о разделении жилого фонда на разные виды и по найму не свидетельствует о разграничении жилого фонда МО «Ерцевское» на жилой фонд коммерческого использования, так как в реестр муниципальной собственности МО «Ерцевское» изменения по разграничению жилого фонда в соответствии с вышеуказанным распоряжением не внесены. Кроме того, приложение № к названному распоряжению в части того, что квартиры могут переводится из одного фонда в другой, отдельными распоряжениями и по отдельным обстоятельствам противоречит нормам ст.19 ЖК РФ.
Административный ответчик - представитель администрации МО «Ерцевское» ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признала в полном объеме. Показала, что в настоящее время администрацией МО «Ерцевское» проведена работа по разграничению жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования и жилой фонд социального использования путем принятия главой администрации МО «Ерцевское» распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. о разделении жилого фонда на разные виды и по найму: маневренный фонд, социальный найм, коммерческий фонд, частный фонд и в приложении № к данному распоряжению указан перечень домов, относящихся к маневренному фонду и коммерческому фонду, также указано, что количество маневренного и коммерческого фонда не постоянны. Квартиры могут переводится из одного фонда в другой, отдельными распоряжениями и по отдельным обстоятельствам. В реестр муниципальной собственности МО «Ерцевское» изменения по разграничению жилого фонда в соответствии с вышеуказанным распоряжением не внесены. Считает, что принятием данного распоряжения выполнены требования прокурора.
Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст.12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с п.п.3, 6 ч.1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится: владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 года №131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ, определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные в том числе пунктом 3 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения) настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Как следует из Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ (ред. от 26.10.2015) "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» и Закона Архангельской области от 20.06.2014 N 157-9-ОЗ (ред. от 26.09.2014) "О внесении дополнения в областной закон "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" за сельскими поселениями Архангельской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данные положения распространяется на отношения, возникшие с 27 мая 2014 года, и действует до 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно статьям 1 и 3 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Как следует из положений ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьёй 19 ЖК РФ предусмотрено, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (часть 1). В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (часть 2). В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части. (часть 3 в ред. от 21.07.2014г.)
В судебном заседании установлено, что согласно реестру муниципального имущества МО «Ерцевское» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. жилые дома, расположенные на территории МО «Ерцевское» относятся исключительно к жилищному фонду социального использования, жилых домов (квартир), отнесенных к жилищному фонду коммерческого использования, в данном реестре не имеется.
Кроме того, установлено, что на основании распоряжений главы администрации МО «Ерцевское» с гражданами заключаются договора коммерческого найма жилого помещения на жилые помещения, отнесенные к фонду социального использования.
Вышеуказанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, непосредственно исследованных в судебном заседании, а именно: копии реестра нормативных правовых актов МО «Ерцевское» от с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., копиями распоряжений главы администрации МО «Ерцевское» от ДД.ММ.ГГГГ. №, копией агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ., копией порядка предоставления жилых помещений гражданам на территории МО «Ерцевское», являющегося приложением к агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ., копией реестра муниципальной собственности МО «Ерцевское» на недвижимое имущество по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в МО «Ерцевское» отсутствует разграничение жилищного фонда на жилой фонд коммерческого использования, администрацией МО «Ерцевское» гражданам поселения предоставляются жилые помещения по договорам коммерческого найма, относящиеся к фонду социального использования. Однако администрацией Ерцевского поселения не принимаются меры для разграничения жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования, тем самым нарушаются права граждан Ерцевского поселения на жильё, а именно очередников, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из муниципального жилого фонда по договорам социального найма, что подтверждается письменными доказательствами.
Доводы ответчика о том, что главой МО «Ерцевское» ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение № о разделении жилого фонда на разные виды и по найму, а именно маневренный фонд, социальный найм, коммерческий фонд, частный фонд и в приложении № к данному распоряжению указан перечень домов, относящихся к маневренному фонду и коммерческому фонду, также указано, что количество маневренного и коммерческого фонда не постоянны. Квартиры могут переводится из одного фонда в другой, отдельными распоряжениями и по отдельным обстоятельствам и тем, самым требования прокурора выполнены, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Жилищным кодексом РФ, действующим с 1.03.2005г., в подпункте 4 пункта 3 статьи 19 установлено понятие жилищного фонда коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Будучи нормативной основой жилищного законодательства, Жилищный кодекс Российской Федерации задает общие параметры регулирования жилищных правоотношений, определяя понятие и предназначение жилых помещений, а также жилищного фонда как совокупности всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 19), в рамках которого выделяется жилищный фонд коммерческого использования (п. 4 ч. 3 ст. 19).
Произвольное распространение режима коммерческого найма на жилые помещения в домах, составляющих жилищный фонд социального использования недопустимо. Следовательно, указание в распоряжении главы администрации МО «Ерцевское» № от 30.11.2015г. о том, что «коммерческий фонд - временно переданное жилье, в связи с ремонтами или другими обстоятельствами, но не подходящем по характеристикам к общему жилому фонду. Выделяется отдельным распоряжением на группу квартир или на каждую по отдельности, найм жилого помещения, с правом регистрации, а также указание в приложении № к данному распоряжению о том, что количество маневренного и коммерческого фонда не постоянны. Квартиры могут переводится из одного фонда в другой отдельными распоряжениями и по отдельным обстоятельствам.» не соответствует понятию жилищного фонда коммерческого использования, содержащемуся в п.4 ч.3 ст.19 ЖК РФ. Кроме того, согласно жилищному законодательству подразделение жилищного фонда в зависимости от целей использования носит постоянный характер и подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования «Ерцевское» в зависимости от целей использования обязана разделить жилищный фонд на жилой фонд коммерческого использования, поскольку неразграничение жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования может повлечь нарушение прав граждан Ерцевского поселения на жилье, закрепленное в Конституции РФ и Жилищном кодексе РФ.
На основании изложенного, суд находит административные исковые требования прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования «Ерцевское» по неразграничению жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования незаконным и обязании администрации муниципального образования «Ерцевское» организовать работы по определению объема жилого фонда коммерческого использования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика просит установить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании вышеизложенного, суд учитывает характер дела, действия, которые необходимо совершить для устранения нарушений законодательства по организации разделения жилищного фонда на жилой фонд коммерческого использования, руководствуется принципом исполнимости судебного решения и находит возможным установить для исполнения административным ответчиком обязанности по организации по организации разделения жилищного фонда на жилой фонд коммерческого использования в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Коношского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ерцевское» о признании незаконным бездействия по неразграничению жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования и понуждении провести работу по определению объема жилого фонда коммерческого использования, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Ерцевское» по неразграничению жилого фонда на жилой фонд коммерческого использования, незаконным
Обязать администрацию муниципального образования «Ерцевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по определению объема жилого фонда коммерческого использования.
Обязать администрацию муниципального образования «Ерцевское» направить в Коношский районный суд Архангельской области и прокурору Коношского района Архангельской области сообщение об исполнении решения по данному административному делу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.
Председательствующий - Е.Н. Волощенко