ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-722/20 от 09.02.2021 Марьяновского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-96/2021

УИД: 55RS0018-01-2020-001033-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2021 г. р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Соляник Е.А.,

при секретаре Флеглер Т.А.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Михайленко Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области выразившееся в не организации оказания в электронной форме муниципальных услуг, возложении обязанности организовать оказание муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Марьяновского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления Васильевского сельского поселения возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с помощью Портала государственных и муниципальных услуг Омской области не обеспечена. Подобная ситуация лишает заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные нарушения стали возможны в результате отсутствия должного внимания со стороны должностных лиц администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района к требованиям законодательства в сфере оказания муниципальных услуг, что препятствует соблюдению гарантированных законом прав и интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Просит признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в части неоказания муниципальных услуг в электронной форме, возложении обязанности в срок до 01.05.2021 организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме.

В процессе рассмотрения дела прокурор Марьяновского района уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области выразившееся в не организации оказания в электронной форме муниципальных услуг,обязать Администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в срок до 01.05.2021 организовать оказание в электронной форме следующий перечень муниципальных услуг: 1) Присвоение (изменение), аннулирование адреса объекту недвижимости в администрации Васильевского сельского поселения, утверждена Постановлением № 106 от 26.10.2016; 2) Выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на территории Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района, утверждена Постановлением № 89 от 08.11.2017; 3) Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области без торгов, утверждена Постановлением № 85 от 26.09.2018; 4) Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, утверждена Постановлением № 38 от 04.06.2019; 5) Предоставление нотариальных услуг, утверждена Постановлением № 57 от 01.11.2012; 6) Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов), утверждена Постановлением от 02.03.2012 № 11а; 7) Предоставление земельных участков, находящихся в собственности поселения, для целей не связанных со строительством, утверждена Постановлением № 49 от 15.07.2013.

В судебном заседании старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Фабрициус В.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Указал на необходимость предоставления отсрочки на более длительный срок, чем было заявлено ранее, а именно до 01.09.2021, ввиду длительного согласования внесения необходимых изменений по причине загруженности портала государственных и муниципальных услуг. Имеющиеся на сайте административного ответчика ссылки на оказываемые в электронном виде муниципальные услуги не актуализированы в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем работают некорректно.

Представитель административного ответчика администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В судебном заседании установлено, что администрация Васильевского сельского поселения имеет официальную страницу в сети «Интернет» на сайте omskportal.ru.

До настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации не обеспечено, а именно: не оказываются следующие муниципальные услуги в электронной форме: 1) Присвоение (изменение), аннулирование адреса объекту недвижимости в администрации Васильевского сельского поселения, утверждена Постановлением № 106 от 26.10.2016; 2) Выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на территории Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района, утверждена Постановлением № 89 от 08.11.2017; 3) Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области без торгов, утверждена Постановлением № 85 от 26.09.2018; 4) Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, утверждена Постановлением № 38 от 04.06.2019; 5) Предоставление нотариальных услуг, утверждена Постановлением № 57 от 01.11.2012; 6) Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов), утверждена Постановлением от 02.03.2012 № 11а; 7) Предоставление земельных участков, находящихся в собственности поселения, для целей не связанных со строительством, утверждена Постановлением № 49 от 15.07.2013.

Таким образом, администрацией Васильевского сельского поселения требования по оказанию муниципальных услуг в электронной форме не исполняются.

На момент рассмотрения дела в суде какие-либо доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административным ответчиком в нарушение положений ст. 62 КАС РФ суду не представлены.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о бездействии администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию поселения федеральным и региональным законодательством, что нарушает основные права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, и лишает возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, судом усматриваются правовые основания для удовлетворения заявленного прокурором Марьяновского района Омской области административного иска.

В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Определяя срок исполнения решения, суд исходит из разумности и обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, а также конкретных обстоятельств данного дела, в частности, принимает во внимание возможность исполнения судебного акта, считает необходимым установить срок для принятия административным ответчиком мер для организации оказания муниципальных услуг в электронном виде до 01 сентября 2021 г..

Поскольку в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области выразившееся в не организации оказания муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать Администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области организовать оказание в электронной форме в срок до 01 сентября 2021 г. следующих муниципальных услуг:

присвоение (изменение), аннулирование адреса объекту недвижимости в администрации Васильевского сельского поселения;

выдачу разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на территории Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района;

предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области без торгов;

предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности;

предоставление нотариальных услуг;

выдачу документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов), утверждена Постановлением от 02.03.2012 № 11а;

предоставление земельных участков, находящихся в собственности поселения, для целей не связанных со строительством, утверждена Постановлением № 49 от 15.07.2013.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Соляник

В окончательной форме решение принято 12.02.2021.