Дело № 2а-723/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 мая 2017 года г.Лениногорск РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сахавова Р.М.,
при секретаре судебного заседания Кашаповой Г.И.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО2,
представителя административного ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к МКУ «Палата имущественных и земельных отношений « муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления при принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к МКУ «Палата имущественных и земельных отношений « муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления при принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru была размещена публикация (извещение) № (лот №), в которой предлагался на правах аренды земельный участок общей площадью 821 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Опубликование данного извещения было проведено в соответствие со ст. 39.18. Земельного кодекса РФ на основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ на основании данной публикации административным истцом было подано заявление об участии в аукционе на право заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление было направлено в течение срока, установленного в публикации, то есть в течение 30 дней со дня опубликования. Срок подачи не нарушен. Руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18. Земельного кодекса РФ административный ответчик направил уведомление об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Причина отказа указанная в письме - поступление заявлений от двух граждан, в том числе административного истца, о предоставлении вышеуказанного земельного участка. В случаях принятия такого решения проводится аукцион в установленном порядке.
В связи с отсутствием принятого и оформленного должным образом решения о проведении аукциона административным истцом ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное заявление об организации проведения аукциона по предоставлению вышеуказанного земельного участка. Рассмотрев данное заявление, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ направил письмо. В тексте письма отсутствует возможность определить позицию административного ответчика о проведении аукциона (отсутствует должным образом оформленное решение должностного органа). Можно лишь предположить, что административный ответчик в данном письме указал на отказ о проведении аукциона. Административный истец считает данный отказ необоснованным, вследствие отсутствия каких-либо законных оснований. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано повторное заявление о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ в письме административный ответчик в формате информационного письма сообщил, что сведения о реализации земельных участков на аукционе можно получить на официальном сайте в сети «Интернет». Также дополнительно сообщил, что в отношении вышеуказанного земельного участка ожидается проведение аукциона в период со 2 по 3 кварталы текущего года. Тот факт, что административный ответчик, в очередной раз не оформил решение должным образом, указывает на целенаправленное бездействие и затягивание процесса проведения аукциона со стороны должностного органа. В соответствии со стандартом предоставления муниципальных услуг, административным регламентом, принятым постановлением Исполнительного комитета Лениногорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№, одним из результатов (итогов) муниципальной услуги при предоставлении земельного участка в аренду на торгах является подписанное распоряжение о проведении аукциона либо об отказе в проведении аукциона. Для правильного оформления распоряжения в регламенте указана типовая форма. Также в регламенте указан срок принятия решения о проведении аукциона, который составляет 12 рабочих дней со дня получения заявления. Срок представления муниципальной услуги определен исходя из суммарного срока для обращения в организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
В свою очередь, подпункт 9 пункта 4 статьи 39.11. Земельного кодекса РФ устанавливает, срок, который составляет не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления, для проверки уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, по которым участок не может быть предметом аукциона, и принятие им решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона. Оснований для отказа в проведении аукциона отсутствуют.
Первоначально заявление об участии в аукционе было направлено ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени отсутствует оформленное решение (распоряжение) административного ответчика, что свидетельствует о нарушении федерального законодательства и нормативно-правовых актов исполнительного органа.
В устных комментариях, о причинах нарушения срока и затягивания процесса проведения аукциона полученных от административного ответчика, указывается строгая необходимость проведения оценки земельного участка, изыскание необходимых средств для заключения договора с организатором аукциона. Однако данные мероприятия не являются обязательными, а лишь альтернативными действиям. Предполагается, что проведение оценки необходимо для формирования начальной цены предмета аукциона. В свою согласно пункта 12 статьи 39.11. Земельного кодекса РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. Таким образом существует возможность проведения аукциона с начальной ценой, которая определена согласно кадастровой стоимости земельного участка. Проведение аукциона специализированной организацией не является обязательным условием процедуры, а также является альтернативным правом уполномоченного органа (административного ответчика). У административного ответчика существуют все законные основания для проведения аукциона в кратчайшие сроки. Если принимать во внимание длительное бездействие административного ответчика можно полагать, что и в дальнейшем данный срок может быть неоднократно нарушен.
Административный истец считает бездействие административного ответчика при принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка незаконным, поскольку оно противоречит подпункту 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ и административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона и нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец ФИО1 просит признать незаконным бездействие административного ответчика при
принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора
купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в
муниципальной собственности, общей площадью 821 кв. м., расположенного
по адресу: <адрес> 5, кадастровый №. Обязать административного ответчика принять распоряжение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 821 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в течение 5 календарных дней. Организовать процедуру аукциона (опубликование извещения) на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 821 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в срок не превышающий 10 календарных дней.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель административного ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО3 в судебном заседании просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 821 кв.м., с разрешенным использованием земельные участки предназначенные для размещении объектов индивидуального жилищного строительства, в аренду сроком на 20 лет.
Заявление истца датировано ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в этот же день.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ (введенной в действие на основании Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ с 1 марта 2015 года) урегулирован порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Часть 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка...
Согласно части 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с положениями вышеприведенной нормы закона, ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан разместило на сайте: www.torgi.gov.ru Лениногорского муниципального района, извещение о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером №, площадью 821 кв.м., по адресу: <адрес>, для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, и принятии заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе по реализации права на заключение договора аренды в течение месяца со дня опубликования до ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан сообщило административному истцу о том, в виду того, что на земельный участок, размещенный на сайте: www.torgi.gov.ru Лениногорского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 821 кв.м., поступило два заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в связи с чем, административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона. В отношении вышеназванного земельного участка будет проведен аукцион.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно разделу 2 пункта 2.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, утвержденный постановление Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№ срок принятия решения о проведении аукциона составляет 12 рабочих дней со дня получения заявления.
Разделом 3 вышеназванного Административного регламента определена последовательность при предоставлении муниципальной услуги. Согласно которому, принятое и зарегистрированное заявление направляется в течение 15 минут руководителю Палаты. Руководитель Палаты рассматривает заявление и определяет исполнителя и направляет ему заявление в течение одного дня с момента регистрации заявления. В течение одного дня с момента поступления заявления формируются и направляются межведомственные запросы в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги. В течение пяти дней со дня поступления межведомственного запроса орган или организация, предоставляющие документ и информацию, предоставляют запрашиваемые документы (информацию).
После чего специалист Палаты на основании поступивших документов (сведений) в течение одного рабочего дня с момента поступления документов (сведений): принимает решение о проведении аукциона либо об отказе в проведении аукциона; подготавливает проект распоряжения или проект письма об отказе предоставлении земельного участка с указанием причин отказа; оформляет проект подготовленного документа; осуществляет в установленном порядке процедуры согласования проекта подготовленного документа; направляет проект документа на подпись руководителю Палаты (лицу, им уполномоченному).
В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Таким образом предусматривается конкретный срок для рассмотрения заявления и принятия решения о проведении аукциона или об отказе в его проведении
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к главе муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 821 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В ответ на данное заявление МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило административному истцу, что заявки о предоставлении земельного участка принимались в течение 30 дней со дня опубликования.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан с заявлением о проведении аукциона по продаже (или на право заключения договора аренды) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 821 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В ответ на данное заявление МКУ «Палата имущественных и земельных отношений» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило административному истцу, что аукцион по земельному участку с кадастровым номером №, общей площадью 821 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, будет проведен во II-III квартале 2017 года.
Судом установлено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 821 кв.м., расположенного по адресу: РТ, <адрес>, либо об отказе в проведении аукциона при наличии предусмотренных законом оснований административным ответчиком не было принято. Ответные письма административного ответчика не свидетельствуют о рассмотрении заявлений по существу.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 требований, поскольку бездействие МКУ «Палата имущественных и земельных отношений «муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, выразившееся в уклонении о принятия решения по рассмотрению заявления административного истца в предусмотренный законом срок, не соответствует требованиям статьи 39.11 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания его незаконным.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
административный иск ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКУ «Палата имущественных и земельных отношений «муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан нарушающим требования статьи 39.11 Земельного кодекса РФ при принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 821 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать МКУ «Палата имущественных и земельных отношений « муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан принять распоряжение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 821 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в течение пяти календарных дней.
Организовать процедуру аукциона (опубликование извещения) на право заключения договора купли-продажи (или аренды) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 821 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, в срок не превышающий десять календарных дней.
Обязать МКУ «Палата имущественных и земельных отношений « муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вступления суда в законную силу сообщить суду и административному истцу об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Лениногорский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Сахавов Р.М.