Дело № 2а-723/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года с. Устье Усть-Кубинский район
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Серебряковой О.И.
при секретаре Свистуновой А.Н.
с участием заместителя прокурора Усть-Кубинского района Поздеева А.А.
административного истца Есечко А.А., его представителя - адвоката Голованцева А.К., представившего удостоверение № 426 от 27.07.2005 и ордер № 36 от 17.04.2017 года
представителя административного ответчика Сорокиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Есечко А.А. к администрации Усть-Кубинского муниципального района о признании незаконным абзаца третьего пункта 1 постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 7 ноября 2016 года № 1054 «О мерах по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей в период становления льда на водоемах района, в 2016 году» в редакции постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 19 декабря 2016 года № 1175 и постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района № 220 от 6 марта 2017 года
установил:
Есечко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконным абзаца третьего пункта 1 постановления Администрации Усть-Кубинского муниципального района от 7 ноября 2016 года № 1054 «О мерах по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей в период становления льда на водоемах района, в 2016 году» в редакции постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 19 декабря 2016 года № 1175 и постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района № 220 от 6 марта 2017 года.
В обоснование своих требований указал, что администрацией Усть-Кубинского муниципального района было принято постановление от 07.11.2016 года № 1054 «О мерах по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей в период становления льда на водоемах района, в 2016 году».
Согласно пункту 1 данного постановления ограничено пребывание людей на территории водоемов, расположенных в Усть-Кубинском муниципальном районе, до установления толщины льда 8 см и более.
Пунктом 1 постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 19.12.2016 года № 1175 «О внесении изменений в постановление администрации района от 07.11.2016 года № 1054» пункт 1 постановления от 07.11.2016 года № 1054 изложен в новой редакции, которой запрещен выход людей на лед водных объектов в период становления льда с 20 ноября 2016 года по 15 декабря 2016 года, в период таяния льда с 1 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года.
Постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района от 06.03.2017 года № 220 «О внесении изменений в постановление администрации района от 07.11.2016 года № 1054» абзац третий пункта 1 данного постановления изложен в новой редакции, по которому запрещен выход людей на лед водных объектов в период таяния льда с 20 марта 2017 года, а на опасных участках водных объектов – с 8 марта 2017 года до полного распадения льда.
По мнению административного истца, пункт 1 постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района от 07.11.2016 года № 1054 в редакции постановлений от 19.12.2016 года № 1175 и от 06.03.2017 года № 220 в части запрета выхода людей на лед водных объектов в указанные в постановлениях даты без привязки к толщине льда не соответствует действующему законодательству и требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в частности постановлению Правительства Вологодской области от 20.12.2007 года № 1782 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Вологодской области».
Согласно пункту 6.2 данных Правил, безопасным для перехода водного объекта является лед с толщиной не менее 7 см. Согласно пункту 6.5 указанных Правил, при толщине льда не менее 12 см даже разрешается пользоваться площадками для катания на коньках, устраиваемыми на водных объектах, а для массового катания толщина льда должна быть не менее 25 см. Пунктом 6.7 Правил даны рекомендации рыбакам, как вести себя во время рыбной ловли на льду.
Никаких ограничений пребывания людей на льду водоемов по датам указанное постановление Правительства области не предусматривает.
1 апреля 2017 года административный истец находился на льду реки Кубена возле с. Устье Усть-Кубинского района и занимался подледной ловлей рыбы. Полагает, что толщина льда по всей реке в этот день была не менее 60 см. В 11 часов 50 минут к нему подошел начальник отдела безопасности, мобилизационной работы, ГО и ЧС администрации Усть-Кубинского района Широков А.А. и составил на него административный протокол по ч. 1 (1) ст. 1.11 Закона Вологодской области от 08.12.2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области». Постановлением административной комиссии Усть-Кубинского муниципального района от 05.04.2017 года № 16 Есечко А.А. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 (1) ст.1.11 закона Вологодской области от 08.12.2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Таким образом, по мнению истца, постановлением администрации района от 07.11.2016 года № 1054 в редакции постановления от 29.12.2016 № 1175 и постановления от 06.03.2017 года № 220 о запрете выхода на лед 20 марта 2017 года (8 марта 2017 года) нарушены его права и законные интересы.
В судебном заседании административный истец Есечко А.А. и его представитель Голованцев А.К. административные исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель Есечко А.А. адвокат Голованцев А.К. в дополнение к изложенному в заявлении пояснил, что оснований для запрещения выхода на лед в периоды времени, указанные в постановлениях администрации Усть-Кубинского муниципального района, не имелось, замеры толщины льда не производились.
Представитель административного ответчика администрации Усть-Кубинского района Сорокина Е.В. с заявлением не согласна, суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обязаны участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории района, организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах и охране их жизни и здоровья. Ст. 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относит установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории района для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам. Под данные полномочия подпадают функции администрации района по запрету выхода на водные объекты в период становления и в период таяния льда. Критерий толщины льда 7 см не запрещает органам местного самоуправления установить запрет выхода на лед в зависимости от сроков таяния льда. Толщина льда на реке Кубена неравномерная, поэтому устанавливать запрет выхода на лед в зависимости от толщины льда нецелесообразно. Перед началом опасного периода толщина льда измеряется сотрудниками МЧС. Внесение изменений в постановление по срокам запрета выхода на лед связано с учетом глубины льда, погодных условий. Есечко А.А. рыбачил рядом с понтонной переправой, вокруг которой было зачернение льда и было опасно, так как толщина льда была значительно меньше. Это видно на фотографиях.
Рассмотрев заявление административного истца, заслушав объяснения сторон, заключение заместителя прокурора Усть-Кубинского муниципального района Поздеева А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района № 1054 от 07.11.2016 года «О мерах по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей в период становления льда на водоемах района в 2016 году» ограничено пребыванием людей на территории водоемов, расположенных в Усть-Кубинском муниципальном районе, до установления толщины льда 8 см и более.
Согласно постановлению администрации Усть-Кубинского муниципального района № 1175 от 19.12.2016 года, пункт 1 постановления администрации Усть-Кубинского муниципального района № 1054 от 07.11.2016 года изложен в следующей редакции: «1. запретить выход людей на лед водных объектов, выезд автотранспорта на лед водных объектов, выколку и выемку льда:
-в период становления льда с 20 ноября 2016 года по 15 декабря 2016 года;
-в период таяния льда с 1 марта 2017 года по 20 апреля 2017 года».
Постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района № 220 от 06.03.2017 года внесены изменения в постановление администрации Усть-Кубинского муниципального района № 1054 от 07.11.2016 года: в пункте 1 абзац третий изложен в следующей редакции:
«-в период таяния льда с 20 марта 2017 года, а на опасных участках водных объектов с 8 марта 2017 года до полного распадения льда».
1 апреля 2017 года начальником отдела безопасности, мобилизационной работы, ГО и ЧС ФИО4 в отношении Есечко А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 (1) ст. 1.11 Закона Вологодской области от 08.12.2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», в котором указано, что Есечко А.А. 1 апреля 2017 года в 11 часов 50 минут вышел на лед реки Кубена напротив населенного пункта с Устье Усть-Кубинского муниципального района в период действия запрета, установленного постановлениями № 1054 от 07.11.2016 года «О мерах по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей в период становления льда на водоемах района в 2016 году», от 19.11.2016 года № 1175 «О внесении изменений в постановление администрации района от 07.11.2016 года № 1054» и от 06.03.2017 года № 220 «О внесении изменений в постановление администрации района от 07.11.2016 года № 1054».
Постановлением административной комиссии Усть-Кубинского муниципального района Есечко А.А. за вышеуказанное правонарушение подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Данное постановление в настоящее время не вступило в законную силу.
Согласно информации по ледовой обстановке на водных объектах начальника отдела безопасности, мобилизационной работы, ГО и ЧС ФИО4: от 14.03.2017 года – на реке Кубена образовались опасные участки, напротив мкр. Лесозавод, ближе к озеру Кубенское имеются промоины и полыньи. Согласно проводимым замерам толщина льда на реке Кубена составляет от 20 до 55 см, при этом структура льда рыхлая, состоящая из нескольких слоев. Возможны происшествия на водных объектах района – провалы людей и техники под лед рек и водоемов, гибель детей при недосмотре родителей, несанкционированный выход людей и техники на лед. Согласно предварительным прогнозам гидрометцентра России от 13 марта 2017 года на территории Вологодской области прогнозируется на 15 суток ранее нормы вскрытие рек; от 25.03.2017 года – на реке Кубена наблюдается увеличение площади опасных участков, напротив мкр. Лесозавод, ближе к озеру Кубенское имеются промоины и полыньи. Согласно проводимым замерам 25 марта 2017 года толщина льда на реке Кубена составляет от 15 до 50 см, при этом структура льда рыхлая, состоящая из нескольких слоев. При движении по льду верхний слой в большей части проваливается под тяжестью человека; от 02.04.2017 года – на реке Кубена имеются опасные участки, полыньи и промоины. Согласно проводимым замерам 2 апреля 2017 года, толщина льда на реке Кубена составляет от 15 до 50 см, при этом структура льда рыхлая, состоящая из нескольких слоев. Возможны происшествия на водных объектах района – провалы людей и техники под лед рек и водоемов, гибель детей при недосмотре родителей, несанкционированный выход людей и техники на лед.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся:
пп.7 – участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
пп.21 – организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
пп. 24 – осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах охране их жизни и здоровья.
Согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в систему муниципальных правовых актов входят:
пп. 3 – правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с п. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Как следует из ч. 3 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Согласно ч. 4 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.
Пунктом 1.8 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Вологодской области, утвержденных постановлением Правительства области от 20.12.2007 года № 1782 установлено, что на водных объектах общего пользования могут быть запрещены купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены другие запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Вологодской области, с обязательным оповещением населения органами местного самоуправления через средства массовой информации, выставлением вдоль берега специальных информационных знаков и иным способом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление администрации Усть-Кубинского муниципального района № 1054 от 07.11.2016 года «О мерах по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей в период становления льда на водоемах района в 2016 году», а также постановления № 1175 от 19.12.2016 года и № 220 от 06.03.2017 года вынесены в пределах установленных Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года полномочий, не противоречат действующему законодательству, основаны на необходимости осуществления мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на территории района, обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Правила охраны жизни людей на водных объектах в Вологодской области, утвержденные постановлением Правительства области от 20.12.2007 года № 1782, на противоречие которым вышеуказанных постановлений ссылается административный истец, не лишают органы местного самоуправления права установить запрет выхода на лед в определенные периоды времени в зависимости от сроков таяния льда.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Есечко А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 208-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Есечко А.А. к Администрации Усть-Кубинского муниципального района о признании незаконным абзаца третьего пункта 1 постановления Администрации Усть-Кубинского муниципального района от 7 ноября 2016 года № 1054 «О мерах по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей в период становления льда на водоемах района, в 2016 году» в редакции постановления Администрации Усть-Кубинского муниципального района от 19 декабря 2016 года № 1175 и постановления Администрации Усть-Кубинского муниципального района № 220 от 6 марта 2017 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Серебрякова
Мотивированное решение изготовлено 19.05.2017 г.