ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7242/2023 от 19.02.2024 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-910/2024 (2а-7242/2023)

УИД 03RS0007-01-2023-009282-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2024 года г.Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абузаровой Э.Р.,

при секретаре Азнабаевой А.Х.

с участием ст.помощника прокурора Советского района г.Уфы Поздняковой Г.Ш.,

представителя административного ответчика ГКУ РБ Управление по эксплуатации Гидротехнических сооружений Бочкарева А.В.,

представителя Министерства финансов Республики Башкортостан Шустиковой Е.В.,

представителя ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республики Башкортостан Позднякова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Казенному Учреждению Республики Башкортостан Управление по эксплуатации Гидротехнических сооружений об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Туймазинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения и антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что на объекте ГТС «Туймазинское водохранилище» на ... у д.Аднагулово муниципального района ... Республики Башкортостан, находящегося на балансе ГКУ РБ Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений отсутствует государственная охрана объекта гидротехнического сооружения. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, силами частного охранного предприятия. По факту выявленных нарушений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения в адрес руководителя ГКУ РБ Управления по эксплуатации гидротехнических сооружений < дата > было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, которое рассмотрено, однако, нарушения на сегодняшний день не устранены, надлежащая охрана гидротехнических сооружений, в том числе силами ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республики Башкортостан не осуществляется, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.

Туймазинский межрайонный прокурор РБ просит суд обязать ГКУ РБ Управление по эксплуатации Гидротехнических сооружений устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения посредством заключения государственного контракта на охрану ГТС «Туймазинское водохранилище».

Определениями суда от 23.01.2024г., 5.02.2024г. к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Министерства финансов Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, в качестве заинтересованных лиц: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

В судебном заседании ст.помощник прокурора ...Позднякова Г.Ш. по поручению Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям нарушения административным ответчиком положений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения и антитеррористической защищенности.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГКУ РБ Управление по эксплуатации Гидротехнических сооружений Бочкарев А.В., просил в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, поскольку ГКУ не является распорядителем бюджетных средств и осуществляет хозяйственную деятельность в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, в выделении финансовых средств на охрану ГТС неоднократно отказано.

Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан Шустикова Е.В. в удовлетворении административных исковых требований к Министерству просила отказать, поскольку не являются главными распорядителями бюджетных средств.

Представитель ФГУП «Охрана» Росгвардии по Республики Башкортостан Поздняков Д.В. просил удовлетворить административные исковые требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве по делу.

Иные заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, их явка обязательной судом не признавалась.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся надлежаще извещенных лиц.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 6 марта 2006 года №35-Ф3 "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-Ф3 "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пп. "а", "б" п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Как следует из статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов;

В силу п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2016 №1054 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)".

В соответствии с пунктом 6 Требований ответственность за антитеррористическую защищенность объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), в ведении которых находятся объекты (территории), а также на должностных лиц таких органов (организаций), осуществляющих руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (далее - руководитель объекта). Для непосредственного выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) приказом руководителя объекта назначается один из заместителей руководителя объекта.

Согласно подпункту «в» пункта 12 Требований к третьей категории опасности относятся объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 10 человек и (или) прогнозируемый размер материального ущерба - менее 100 тыс. рублей.

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Пунктом 19 Требований к защищенности объектов установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории:

- организация охраны объекта (территории) с использованием технических средств;

- обеспечение инженерно-технической укрепленности зданий, строений и сооружений;

- организация внутриобъектового режима;

- оборудование зданий, строений и сооружений, включая периметр объекта (территории), техническими системами охранной и тревожной сигнализации;

- оборудование зданий, строений и сооружений техническими системами пожарной сигнализации;

- оборудование зданий, строений и сооружений системой видеонаблюдения (охранного телевидения);

- подготовка работников объекта (территории) к действиям в условиях угрозы совершения и при совершении террористического акта.

Аналогичные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 №1467 и к объектам водоснабжения и водоотведения, под которыми следует понимать территориально обособленные комплексы зданий, сооружений и оборудования, предназначенные для осуществления водоснабжения (водозаборы (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), очистные сооружения водопровода, водопроводные насосные станции, резервуары, водонапорные башни) и водоотведения (очистные сооружения канализации (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), канализационные насосные станции), входящие в состав централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения (за исключением водопроводных и канализационных сетей).

В соответствии с пунктами 26, 28 указанных Требований обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий. Режимно-охранные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя: формирование подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения.

Как следует из пунктов 30-31 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения путем его охраны, реализации на нем пропускного и внутриобъектового режимов, а также выполнения функций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуются в рамках частной охранной деятельности или ведомственной охраны, на объекте водоснабжения и водоотведения должно быть организовано круглосуточное дежурство постов подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения, при этом решение о привлечении частных охранных организаций или ведомственной охраны для обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения принимается руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим частную охранную деятельность и ведомственную охрану.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ГТС Гидротехнические сооружения «Туймазинское водохранилище» располагается на реке Нугуш в 2 км восточнее ... муниципального района ... РБ, находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, передано на праве оперативного управления правообладателю Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений

ГТС «Туймазинское водохранилище» относится к III классу гидротехнических сооружений. Основное назначение: земляная насыпная плотина для перекрытия русла ... с целью создания водохранилища, паводковый водосброс, ледозащитное сооружение, донный водовыпуск, охрана указанного объекта осуществляется собственными силами.

Туймазинской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка по обращению ФГУП «Охрана» Росгвардии по ... об отсутствии государственной охраны объекта гидротехнического сооружения «Туймазинское водохранилище» на ... у д.Аднагулово муниципального района ... Республики Башкортостан ГКУ РБ Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений (далее – ГТС «Туймазинское водохранилище»).

В ходе проверки установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, в том числе силами частного охранного предприятия.

По факту выявленных нарушений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения в адрес ГКУ РБ Управления по эксплуатации гидротехнических сооружений < дата > внесено представление.

Из ответа руководителя ГКУ РБ Управления по эксплуатации гидротехнических сооружений Вейденбаха С.А. от < дата >, исх. ... следует, что ввиду отсутствия финансовых средств на заключение государственных контрактов на охрану гидротехнических сооружений ГКУ РБ Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений не имеет возможности заключить государственный контракт на охрану ГТС «Туймазинское водохранилище».

Согласно Распоряжению Правительства РФ от < дата >...-р ГТС «Туймазинское водохранилище» не относится к объектам (территории), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Между тем и в силу пункта 17 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утв.Постановлением Правительства РФ от < дата >... частная охранная деятельность не распространяется на гидротехнические сооружения.

В соответствии с пунктом 21 Требований к антитеррористической защищенности объектов система антитеррористической защищенности объектов (территорий) должна обеспечивать возможность: проверки у лиц, находящихся на объектах (территориях), документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества; проведения осмотра и досмотра транспортных средств при их въезде (выезде); задержания и доставления в служебное помещение органа внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; беспрепятственного входа в помещения объектов (территорий) и осмотра их при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; оперативной ликвидации последствий террористических актов.

Выполнение данных требований без заключения государственного контракта на охрану ГТС не представляется возможным, охрана ГТС силами частного охранного предприятия не обеспечивает должный уровень антитеррористической защищенности указанного объекта.

Обязанность ответчиков по оборудованию ГТС специализированной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, следует из положений ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», где сказано, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Организация круглосуточной охраны относится к необходимым мерам предупреждения терроризма, приоритет которых обозначен в вышеуказанном Федеральном законе.

Пунктом 1.4, 1.5 Устава ГКУ РБ Управление по эксплуатации ГТС предусмотрено, что ГКУ является юридическим лицом (некоммерческой организацией), находящимся в ведомственном подчинении Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Башкортостан выполняет Министерство земельных и имущественных отношений РБ.

В силу п.3.1 Устава имущество Учреждения является государственной собственностью Республики Башкортостан и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

В пункте 3.9 Устава указано, что Учреждение имеет лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Республики Башкортостан.

Как следует из пункта 3.9 Устава ГКУ РБ Управление по эксплуатации ГТС финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан на основании бюджетной сметы.

В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Тем самым, ГКУ РБ Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений являясь самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функцией в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, должно самостоятельно обеспечивать содержание и эксплуатацию гидротехнического сооружения – ГТС «Туймазинское водохранилище» в соответствии с бюджетной сметой и как следует из пункта 2.4.16 Устава ГКУ вправе выполнять в установленном законом порядке функций государственного заказчика при осуществлении закупок для государственных нужд Республики Башкортостан.

Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Таким образом, отсутствие финансовых средств для устранения выявленных недостатков не освобождает административного ответчика от принятия всех необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности объекта ГТС и граждан, осуществляющих его эксплуатацию, а также граждан, проживающих в территориальной близости от объекта, подлежащего защите.

Поскольку на момент рассмотрения дела судом, выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности гидротехнического сооружения не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Туймазинского межрайонного прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Казенному Учреждению Республики Башкортостан Управление по эксплуатации Гидротехнических сооружений о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, - удовлетворить.

Обязать Государственное Казенное Учреждение Республики Башкортостан Управление по эксплуатации Гидротехнических сооружений устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения путем заключения государственного контракта на охрану ГТС «Туймазинское водохранилище».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.

Судья Э.Р. Абузарова

Решение суда в окончательной форме принято 5.03.2024г. с учетом сроков, установленных ч.2 ст.177, ч.2 ст.92 КАС РФ.