ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-724/20 от 06.07.2020 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06июля 2020 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре судебного заседания Василец С.Э., с участием представителя административного истца Беловолова Н.А., административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело№ 38RS0036-01-2019-006899-66 (№ 2а-724/2020) по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее также – Инспекция, Налоговая инспекция) обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с иском к Иванову С.Г. о взыскании задолженности за 2017 год в общем размере 24 042,28 руб., в том числе транспортный налог за 2017 год в размере 15 817 руб., пени по транспортному налогу в размере 235,28 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 7 990 руб., указав в обоснование иска следующее.

Иванов С.Г. состоит на учете в Инспекции по месту жительства.

За Ивановым С.Г. в 2017 году числились зарегистрированными транспортные средства: АВТО1 (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время); АВТО2 (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время); АВТО3 (период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>).

Инспекцией начислен транспортный налог за 2017 год в размере 15 817руб.

Иванов С.Г. в 2017 году имел в собственности следующие объекты недвижимого имущества: квартира по адресу: <адрес обезличен><Дата обезличена>), иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес обезличен><Дата обезличена>), иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес обезличен> ( с<Дата обезличена>).

В Инспекцию в порядке п. 4 ст. 85 Налогового кодекса органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представлены сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в отношении ФИО1

По состоянию на <Дата обезличена> инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составляет: объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> руб.; объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>,00 руб.;объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>, <Номер обезличен> - 1 201 366 руб.

Согласно приказу Минэкономразвития России от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об установлении коэффициентов - дефляторов на 2017 год» коэффициент — дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса равен 1,425.Расчет налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в порядке ст. 404 Налогового кодекса: 367 198 руб. х 1,425= 523 257 руб.; 103 658 руб. х 1,425= 147 712 руб.; 1 201 366 руб. х 1,425=1 711 946 руб.

Инспекцией начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 13 209 руб.

В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которым сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год в срок, установленный законодательством, не позднее <Дата обезличена>.

В связи с неуплатой Ивановым С.Г. задолженности по налогам в установленный законодательством срок Инспекцией в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

Поскольку обязанность по уплате налога Ивановым С.Г. не исполнена, в соответствии со статьями 32, 69 Налогового кодекса РФ Инспекцией направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов <Номер обезличен> по состоянию па <Дата обезличена>, которым налогоплательщику предлагалось погасить образовавшуюся задолженность.

Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка № 13 Свердловского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности от <Дата обезличена><Номер обезличен>а- 1698/2019 отменен <Дата обезличена> в связи с поступлением от Иванова С.Г. возражений относительно его исполнения.

В Инспекцию в порядке п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представлены сведения о корректировке инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в отношении Иванова С.Г..

По состоянию на <Дата обезличена> скорректированная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения составила:

объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> руб.;

объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> руб.;

Расчет налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в порядке ст. 404 Налогового кодекса РФ: 68 673,00 рублей х 1,425=97 859 руб.; 687 040,00 руб. х 1,425= 979 032 руб.

На основания вышеизложенного Инспекцией был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017 год. Итого общая сумма налога на имущество физических лиц составила 7 990 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Беловолов Н.А.,действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, повторил и просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Также пояснил, что Инспекцияне имеет полномочий изменять инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, инвентаризационная стоимость устанавливается БТИ.

В материалы дела были представлены письменные пояснения Инспекции на возражения административного ответчика Иванова С.Г.

Административный ответчик Иванов С.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам представленных письменных возражений. Дополнительно пояснил суду, что при расчете налога Инспекцией не учитывается амортизационный износ объектов недвижимости, применялся только повышающий коэффициент дефлятора - 1,4<Дата обезличена> год. Квартира по адресу: <адрес обезличен> расположена в доме <Дата обезличена> года постройки, данный дом признан аварийным, в связи с чем инвентаризационная стоимостьне может увеличиваться в отношении объекта недвижимости, расположенного в аварийном доме. В 2013 году техническую инвентаризацию упразднили, БТИ были упразднены, в связи с чем инвентаризационная стоимость не может быть установлена. В отношении помещений по адресу: <адрес обезличен> ответчик должен быть освобожден от уплаты налога, поскольку данное помещение используется для собственных нужд под мастерскую, Иванов С.Г. является пенсионером. Иванов С.Г. неоднократно обращался в налоговую инспекцию по данному вопросу, но так положительного результата не добился. По мнению Иванова С.Г. транспортный налог не может оплачиваться дважды, поскольку данный налог входит в акцизы на топливо, фактически ответчик использует только один автомобиль, а не два. В отношении транспортного налога на автомобиль БМВ за 2017 год ответчик пояснил, что так как он в 2014 году попал в ДТП, указанный автомобиль не эксплуатировался им до <Дата обезличена>, поскольку был на хранении и восстановительном ремонте и, соответственно, у ответчика нет обязанности оплачивать налог на этот автомобиль. Кроме того, Иванов С.Г. в 2013 году писал заявление о предоставлении ему налогового вычета в размере более 200 000 рублей, в чём ему было отказано по причине не предоставления справки 2НДФЛ. Такую справку он получить не мог, так как предприятие закрылось, но налоговый орган, по мнению ответчика, обладая всеми сведениями о доходах, мог сам получить эту информацию и предоставить налоговый вычет. Налоговый орган должен засчитать Иванову С.Г. все задолженности по налогам в счёт не возмещённого налогового вычета.

Заслушав в судебном заседании представителя административного истца Беловолова Н.А., административного ответчика Иванова С.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 3 статьи 9Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Функции по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 506, возложены на Федеральную налоговую службу.

На основании пунктов 1,3, 5 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области, утвержденного ФНС России 22.02.2019, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) в Иркутской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов, является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства оналогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов,

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Положениями ст.19НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Из представленных истцом сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица Иванова С.Г.следует, что он в 2017 году имел в собственности следующие объекты недвижимости: квартира по адресу: <адрес обезличен> (кадастровый <Номер обезличен>) с <Дата обезличена>; помещение по адресу: <адрес обезличен> (кадастровый <Номер обезличен>) с <Дата обезличена>; помещение по адресу: <адрес обезличен> (кадастровый <Номер обезличен>) с <Дата обезличена>. Также данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН и не оспаривалось ответчиком Ивановым С.Г. в судебном заседании.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, Решению Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» (далее-Решение Думы) объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната);гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку в Иркутской области не принято решение о переходе к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости данного имущества.

Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до <Дата обезличена>.

На основании ст.11 НК РФ коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

В соответствии с п.4 ст.406 НК РФ,в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования.

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равный 1,425.

На основании Решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска», вступившего в силу 01.01.2006 (далее - Решение Думы), ставки налога на имущество физических лиц, расположенного на территории города Иркутска устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент - дефлятор.

Из искового заявления, дополнительных пояснений к административному исковому заявлению следует, что скорректированная инвентаризационная стоимость имущества, принадлежащего Иванову С.Г. в 2017 году, согласно сведениям, представленным МУП «Бюро технической инвентаризации г. Иркутска», составила:

объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>; кадастровый <Номер обезличен> руб.;

объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>; кадастровый <Номер обезличен> руб.;

объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> руб.

Таким образом, расчет налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в порядке ст. 404 НК РФ будет следующим: 367 198 руб. х 1,425= 523 257 руб.; 68 673 руб. х 1,425= 97 859 руб.; 687 040 руб. х 1,425= 979 032.00 руб.

В связи с чем административный ответчик Иванов С.Г. обязан был уплатить налог на имущество за 2017 год:

за квартиру по адресу: <адрес обезличен>; кадастровый <Номер обезличен> в размере 811 руб. ( 523 257 руб. х 0,31х12/12х1/2 доля в праве);

за объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>; кадастровый <Номер обезличен> в размере 652 руб. (97 859 руб. х 1х8/12х1/1 доля в праве);

за объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен>; кадастровый <Номер обезличен> в размере 6 527 руб. (979 032 руб. х 1х8/12х1/1 доля в праве).

Также из пояснений административного истца следует, что в связи с тем, что Иванов С.Г. с 2015 года является пенсионером, Инспекцией, на основании ст. 407 НК РФ ответчику как налогоплательщику предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц на объект по адресу: <адрес обезличен>В, <адрес обезличен>.

При этом ответчик Иванов С.Г. полагал, что инвентаризационная стоимость должна рассчитываться с учетом амортизационного износа объекта недвижимости, соответственно, с учетом амортизации инвентаризационная стоимость объекта должна уменьшаться, а не увеличиваться.

В Письме от <Дата обезличена> N 03-05-06-01/64179 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что Налоговый кодекс не содержит специфического определения понятия инвентаризационной стоимости. В связи с этим при определении данного понятия следует руководствоваться иными нормативными правовыми актами. Так, согласно Порядку оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденному приказом Минстроя России от <Дата обезличена> N 87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости осуществляется органами технической инвентаризации исходя из восстановительной стоимости, определенной по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен текущего года по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данный порядок определения инвентаризационной стоимости действовал до <Дата обезличена>, поскольку начиная с <Дата обезличена> на основании Федерального закона от <Дата обезличена> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Учитывая это, для целей налогообложения применяются последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до <Дата обезличена>. При этом для актуализации таких данных в уровень цен текущего года предусмотрено применение коэффициентов-дефляторов, ежегодно утверждаемых Минэкономразвития России (в 2018 году - 1,481, в 2019 году - 1,518).

Таким образом, Инспекция, руководствуясь ст. 404 НК РФ, правомерно определила налоговую базу в отношении каждого объекта налогообложения, принадлежащего ответчику, как их инвентаризационную стоимость, исчисленную с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на 2017 год в размере 1,425. При исчислении налоговой базы Инспекция руководствовалась сведениями о инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, предоставленнымиМУП «БТИ г. Иркутска».

В данном случае заслуживает внимание довод представителя административного истца о том, что налоговый орган не наделен полномочиями самостоятельно изменять инвентаризационную стоимость объектов налогообложения, и, соответственно, Инспекция руководствуется сведениями, которые были представлены МУП «БТИ г. Иркутска».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административный истец при расчете налоговой базы правильно руководствовался данными об инвентаризационной стоимости, представленными МУП «БТИ г. Иркутска».

При этом суд обращает внимание на то, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что налоговый орган обязан при исчислении налоговой базы применять инвентаризационную стоимость с учетом амортизационного учета объектов налогообложения.

Также административный ответчик полагал, что он на основании п. 10, п.14 ст. 407НК РФ освобожден от уплаты налога в отношении нежилых помещений по адресу: <адрес обезличен>, поскольку он с 2015 года является пенсионером и использует помещения для собственных нужд под мастерскую.

Как уже было указано,Иванов С.Г. с 2015 года является пенсионером, Инспекцией, на основании ст. 407 НК РФ, налогоплательщику предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

В силу пп. 10, пп.14 п.1 ст. 407 НК РФ с учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков, в том числе пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненноесодержание; физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.

В соответствии с п. 3 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и включает в себя: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

Согласно выпискам из ЕГРН от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена> помещения с кадастровыми номерами 38:36:000033:28272, 38:36:000033:26821 имеют назначение: нежилое, наименование: помещение для собственных нужд под творческую мастерскую.

В Письме от <Дата обезличена> N 03-05-06-01/55507 Министерство финансов РФ разъяснило, что для оформления налоговой льготы налогоплательщику необходимо представить в любой налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (например, документы, подтверждающие членство в творческих союзах и ассоциациях, и иные документы, которые могут подтвердить соответствие осуществляемой деятельности указанным в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса критериям). Поскольку Налоговый кодекс не содержит специальные значения указанных в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса понятий, при их определении следует исходить из общепринятого содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства. Так, например, творческой мастерской может быть признано нежилое помещение, используемое для осуществления творческой деятельности.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре от <Дата обезличена> N 3612-1 творческой деятельностью признается создание культурных ценностей и их интерпретация, а творческим работником - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> Иванов С.Г. обращался с заявлением в Инспекцию об освобождении от уплаты налогов в отношении помещения под творческую мастерскую для собственных нужд по адресу: <адрес обезличен>.

На указанное заявление Инспекция письмом от <Дата обезличена> сообщила Иванову С.Г., что для оформления налоговой льготы на объект, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, необходимо представить заявление о предоставлении налоговой льготы и документы подтверждающие право на налоговую льготу (например, документы, подтверждающие членство в творческих союзах и ассоциациях, и иные документы, подтверждающие членство в творческих союзах и ассоциациях, и иные документы, которые могут подтвердить, наличие специально оборудованного помещения под творческую мастерскую). В случае поступления в Инспекцию заявления с необходимыми документами, будет произведен перерасчет налога с учетом норм п.6 ст. 407 НК РФ.

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что на момент рассмотрения настоящего дела, административным ответчиком в Инспекцию не представлено соответствующих документов, которые бы подтверждали, что Иванов С.Г. осуществляет профессиональную творческую деятельность в нежилых помещениях по адресу: <адрес обезличен>.

Также Ивановым С.Г. соответствующие доказательства не представлены в материалы дела.

По мнению суда, сам по себе факт того, что в выписках из ЕГРН указано наименование помещений - как помещения для собственных нужд под творческую деятельность, не может свидетельствовать о том, что Иванов С.Г. является лицом, которое осуществляет профессиональную творческую деятельность.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела помещения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, не могут быть отнесены к объектам налогообложения в отношении, которых может быть предоставлена налоговая льгота.

В силу требований пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 3 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу требований пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пунктов 1, 3 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом (п.2).

В силу требований пунктов 1, 3 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» граждане, получающие страховую пенсию по старости, в отношении одного транспортного средства по выбору из указанных в ч.1 ст. 2 Закона Иркутской области от 04.07,2007 <Номер обезличен>-оз «О транспортном налоге» уплачивают налог в размере 20% от установленных налоговых ставок в отношении указанных категорий автотранспортных средств.

Согласно представленным административным истцом сведениям о транспортных средствах за Ивановым С.Г. в 2017 году числились зарегистрированными транспортные средства: АВТО1 (период владения ч <Дата обезличена> по настоящее время); АВТО2 (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время); АВТО3 (период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>).

На основании изложенного суд приходит к выводу, чтоИванов С.Г. в соответствии со ст. 357 НК РФ в 2017 году являлся налогоплательщиком транспортного налога.

Суд не принимает во внимание довод стороны ответчика о том, что им транспортный налог уже уплачен при покупке ГСМ, так как данный налог входит в акцизы на топливо, поскольку данный довод не основан на правильном применении норм закона, устанавливающих обязанность уплаты налогов и порядок их уплаты, в том числе налоговые льготы.

Также не могут быть приняты во внимание судом доводы ответчика Иванова С.Г. о том, что фактически он не может использовать два автомобиля одновременно, и соответственно, он не обязан уплачивать транспортный налог за автомобиль который не использует, а также, что он не обязан уплачивать налог за автомобиль БМВ, который не использовался после серьезного ДТП и находился на ремонте, в связи со следующим.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом достоверно установлено, что за Ивановым С.Г. в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2017 году были зарегистрированы транспортные средства, за которые административный истец просит взыскать транспортный налог. Факт регистрации на Иванова С.Г. автотранспортных средств, за которые начислен транспортный налог в 2017 году, ответчиком в судебном заседании не оспаривался.

В связи с тем, что Иванов С.Г. с 2015 года является пенсионером Инспекцией налогоплательщику предоставлена льгота по уплате транспортного налога на транспортное средство АВТО2 с мощностью двигателя 75 л.с.

Таким образом, административный ответчик Иванов С.Г. обязан уплатить транспортный налог за 2017 год: в отношении автомобиля АВТО1 (период владения ч <Дата обезличена> по настоящее время) – 5 093 руб. (167*30,5*12/12); в отношении автомобиля АВТО2 (период владения с <Дата обезличена> по настоящее время) в размере 98 руб. (75*6,5*12/12); в отношении автомобиля АВТО3 (период владения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>) в размере 10 626 руб. (231*46*12/12).

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции Федерального закона от <Дата обезличена> № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление ( п.2 ст.52 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Судом установлено, что в соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщикуИванову С.Г.по почте заказным письмо направлено налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которым сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год в общем размере 11 413 руб., транспортного налога за 2017 год в общем размере 15 817 руб. в установленный законодательством срок (не позднее<Дата обезличена>).

Факт направления Иванову С.Г.06.07.2018указанного налогового уведомления заказным письмом подтверждается списком <Номер обезличен> с оттиском штампа «Почта России» от 06.07.2018

Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В связи с неуплатой налогов Ивановым С.Г. в установленный срок Инспекцией начислены пени по налогу на имущество физических лиц в размере 196,48 руб., пени по транспортному налогу зав размере 235,28 руб.

Так как в установленный законом и налоговом уведомлении срок налогоплательщик Иванов С.Г. не уплатил налоги и пени, налоговым органом в соответствии с требованиями ст.ст. 69, 70 НК РФ Иванову С.Г. направлено требование <Номер обезличен> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на <Дата обезличена> - в срок до 26.03.2019

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Факт направления Иванову С.Г. <Дата обезличена> требования об уплате налогов, пени заказным письмом подтверждается представленной административным истцом списком <Номер обезличен>.

При этом как следует из материалов дела и не было опровергнуто административным ответчиком, в установленный срок данное требование налогоплательщиком не исполнено.

Неуплата административным ответчиком недоимки и пени в сроки, в требовании об уплате налогов, пени, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у административного ответчика задолженности.

В силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

На основании п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительствафизического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу положений п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1 ст.70 НК РФ).

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из содержания приведенных выше норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

Судом установлено, что в срок, указанный налоговым органом, требование об уплате налога налогоплательщиком Ивановым С.Г.не исполнено.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени налоговый орган<Дата обезличена> обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 12 Свердловского района г. Иркутска от 08.07.2019судебный приказ от <Дата обезличена><Номер обезличен>а-1698/2019 отменен.

Административный иск к Иванову С.Г. Инспекция подала в Свердловский районный суд г. Иркутска <Дата обезличена>, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Административным истцом соблюдён порядок направления налогового уведомления, требования об уплате налога, пени, соблюдён срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем соблюдён срок на обращение в суд с административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца оснований для обращения в суд с административным иском.

С учетом положений п.1 ст.48 НК РФ срок предъявления требований о взыскании транспортного налога административным истцом пропущен не был.

Таким образом, учитывая требования закона, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Иванову С.Г. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Не влияет на указанные выводы суда довод ответчика о том, что он обращался в налоговый орган с заявлением о взаимозачёте не предоставленного ему налогового вычета в размере 200 000 рублей, и имеющейся задолженности по налогам в связи со следующим.

Как следует из представленных суду документов(ответаИнспекции Иванову С.Г. от 01.04.2019 №19-24/007351), письменных пояснений представителя Инспекции предоставить налоговый вычет ответчику невозможно в связи с не предоставлением им документов, подтверждающих его право на получение переходящего остатка по имущественному налоговому вычету.

При этом суд находит обоснованным довод представителя истца о том, что в соответствии со ст.78 НК РФ зачет излишне оплаченной сумма налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. НДФЛ в соответствии со ст.13 НК РФ относится к федеральным налогам, транспортный налог в соответствии со ст.14 НК РФ- к региональным налогам, налог на имущество физических лиц в соответствии со ст.15 НК РФ – к местным налогам. Соответственно взаимозачёт возможно провести только между переплатой и задолженностью одного и того же вида налогов – местного, регионального или федерального.С учётом того, что в данный момент на счету налогоплательщика переплаты по НДФЛ нет (карточка расчёта налогоплательщика представлена), то проведение взаимозачёта невозможно.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности по налогам и пени с ответчика Иванова С.Г.в соответствии пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 921,27 руб. в бюджет муниципального образования города Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес обезличен>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 15 817 руб., пени по транспортному налогу в размере 235,28 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 7 990 руб. Всего взыскать общую сумму 24 042 (Двадцать четыре тысячи сорок два) руб. 28 коп.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 921(Девятьсот двадцать один) руб.27 коп.в бюджет муниципального образования города Иркутска.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья:

....

....