Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>а-725/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2019 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Усольцевой Е.В.,
при секретаре Чугуловой А.Ю., Храмцовой М.С.,
рассмотрев в заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании распоряжений администрации МО «Майминское сельское поселение» незаконными, их отмене,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Майминское сельское поселение» о признании распоряжения администрации МО «Майминское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об отмене разрешения №RU 02502300-0013 на ввод объекта – опора и несущий канат через реку Катунь в эксплуатацию» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, распоряжения администрации МО «Майминское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства – опора и несущий канат через реку Катунь RU 02502300- 049» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, незаконными и их отмене. В обоснование указывая, что административном ответчиком ФИО1 были выданы разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта – опора и несущий канат через реку Катунь. На основании выданных документов административный истец возвел указанное строение и зарегистрировал соответствующим образом право собственности на него. Впоследствии административным ответчиком на основании протеста прокуратура <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, были отменены разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию, о чем были вынесены оспариваемые распоряжения. Действия административного ответчика ФИО1 полагает незаконными поскольку законом не предоставлено органам местного самоуправления право по собственному усмотрению принимать и отменять принятые решения, связанные, в том числе с выдачей и отменой разрешений на строительство.
В судебном заседании ФИО1, его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный акт, однако в случае если на объект недвижимости зарегистрировано право собственности, то данный акт может быть оспорен только в судебном порядке.
Представитель ответчика администрации МО «Майминское сельское поселение» ФИО3, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В заявлении, поступившем в суд,сослалась на то, что оспариваемые распоряжения были отменены по протесту прокурора, в связи с чем являются законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> между ФИО1 иадминистрацией МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» заключен договор аренды земельного участка <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, согласно условиям, которого ФИО1 предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 70 кв. метров, с кадастровым номером 04:01:011401:158 расположенный по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, сроком на 3 года, для строительства опорной конструкции одиночной переправы аттракциона «Тарзанка».
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>ФИО1 администрацией Майминского муниципального образования (ныне Администрация МО «Майминское сельское поселение») выдано разрешение на строительство № RU 02502300-049, согласно которому ФИО1 разрешено строительство объекта капитального строительства – опоры и несущего каната через реку Катунь, срок действия до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Распоряжением администрации МО «Майминское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, срок строительства опоры и несущего каната через реку Катунь на земельном участке по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, район <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>. был продлен до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>ФИО1 администрацией МО «Майминское сельское поселение» выдано разрешение № RU 02502300-013 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – опоры и несущего каната через реку Катунь.
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> между администрацией МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, согласно условиям, которого ФИО1 предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 70 кв. метров, с кадастровым номером 04:01:011401:158 расположенный по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, сроком на 25 лет, для размещения и обслуживания опоры несущего каната через реку Катунь, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 02502300-013 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> административный истец произвел регистрацию права собственности на опору и несущий канат через реку Катунь общей площадью застройки 51,32 кв. метра 2 шт. протяженностью1500 метров, расположенные по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> по обращению и.о. прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> была проведена проверка выданных ФИО1 разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию опоры и несущего каната через реку Катунь, по результатам которой были выявлены нарушения администрацией МО «Майминское сельское поселение» требований ст.ст. 6, 51,54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> прокурором <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> вынесены протесты, с требованиями отменить выданные ФИО1 разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию опоры и несущего каната через реку Катунь.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицамиместного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В этой связи, решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 ГрСК РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельногоучастка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. (ч. 1 ст. 55 ГрСК РФ).
Выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 8ГрСК РФ).
Как следует, из материалов дела, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> на основании протестов прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, администрацией МО «Майминское сельское поселение» были вынесены Распоряжения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, которыми были отменены ранее выданные ФИО1 разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию опоры и несущего каната через реку Катунь.
Как ране указано органы местного самоуправления или их должностные лица могут не только принять (издать), но и отменить муниципальные правовые акты или приостановить их действие. На это указано в ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 48 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее выданные разрешения, относящиеся к правовым актам органа местного самоуправления по вопросам местного значения, если они не соответствуют законам и иным нормативным актам либо если был нарушен порядок их выдачи.
В то же время орган местного самоуправления не вправе отменить указанные разрешения, если на их основании было зарегистрировано право собственности гражданина на объект недвижимости. Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
В данном случае издание оспариваемых ФИО1 распоряжений <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> направлено на прекращение права собственности без воли последнего, они не основаны на нормах закона и не мотивированы, а потому являются незаконными и подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Майминское сельское поселение» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации МО «Майминское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об отмене разрешения на строительство «Опоры и несущего каната через реку Катунь» № RU02502300-049 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>».
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации МО «Майминское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Опора и несущий канат через реку Катунь» № RU02502300-013 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Майминский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Усольцева
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.