ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-725/2021 от 01.04.2021 Обнинского городского суда (Калужская область)

УИД 40RS0026-01-2021-000732-67 Дело № 2а-725/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года город Обнинск Калужской области

Обнинский городской суд Калужской области

в составе судьи Филатовой С.В., при секретаре Курочкиной В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области к Дудник Л. А. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени,

Установил:

11 марта 2021г. в суд поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области (далее МИФНС России № 3 по Калужской области) к Дудник Л.А. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени. В обоснование административного иска МИФНС России № 3 по Калужской области указала на то, что Дудник Л.А., как собственник земельного участка, является плательщиком земельного налога, который своевременно не уплачивает.

Дудник Л.А. был начислен земельный налог за 2014-2017 годы и направлены требования об их уплате. Однако, Дудник Л.А. требования об уплате земельного налога исполнены не были, в связи с чем МИФНС России № 3 по Калужской области обратилось к мировому судье судебного участка № 16 Обнинского судебного района Калужской области о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 16 Обнинского судебного района Калужской области 01 июня 2020 года было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности в связи с пропуском взыскателем срока на обращение в суд.

С учетом указанный обстоятельств МИФНС России № 3 по Калужской области просит взыскать с Дудник Л.А. задолженность по уплате налога и пени на общую сумму 3387,92руб.

Кроме того, административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с настоящим административным иском, поскольку налоговый орган полагался на добросовестность налогоплательщика по своевременному исполнению обязанности по уплате налога.

В судебное заседание стороны не явились, о времени месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, административный ответчик от получения судебной корреспонденции уклонился.

Рассмотрев административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно статьи 19 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В соответствии со статьями 387-391 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговым периодом признается календарный год.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (статья 396 НК РФ).

Согласно статье 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В судебном заседании установлено следующее:

На имя Дудник Л.А. в 2014-2017 годах был зарегистрирован: земельный участок по адресу: <адрес>.

Административным истцом в адрес Дудник Л.А. были направлены налоговые уведомления № 676998 от 19.05.2015г., № 83296156 от 05.08.2016г., 3423532 от 02.07.2017г. (л.д. 21-25).

В связи с тем, что Дудник Л.А. не был оплачен земельный налог за указанный период, ей были начислены пени и выставлены требования: № 57667 об уплате налога и пени, в котором был установлен срок для его исполнения – до 28.01.2016г.; № 38670 в котором был установлен срок для его исполнения – до 17.02.2017г.; № 24780, в котором был установлен срок для его исполнения – до 17.04.2018г. (л.д. 11-13).

26 мая 2020г. МИФНС России № 6 по Калужской области было направлено мировому судье судебного участка № 16 Обнинского судебного района Калужской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 16 Обнинского судебного района Калужской области от 01 июня 2020 года МИФНС России № 3 по Калужской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Дудник Л.А. задолженности в связи с пропуском взыскателем срока на обращение в суд (л.д. 7).

Административное исковое заявление МИФНС России № 3 по Калужской области о взыскании Дудник Л.А, задолженности по уплате земельного налога и пени за вышеназванные периоды поступило в суд только 11 марта 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Срок для обращения МИФНС России № 6 по Калужской области в суд с данным административным иском пропущен, так как административный истец не обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение 6 месяцев с даты истечения трехлетнего срока, установленного в самом раннем требовании об уплате налога (28 января 2019 года), то есть до 28 июля 2019 года.

Доводы административного истца о том, что необращение в суд в установленный срок было допущено в связи с тем, что налоговый орган полагался на добросовестность налогоплательщика по своевременному исполнению обязанности по уплате налога, суд находит несостоятельными, поскольку возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, к которым такое обстоятельство как надежда на добросовестность налогоплательщика, не может быть отнесено.

Каких-либо иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине и, соответственно, может быть восстановлен.

Так как каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд настоящим административным исковым заявлением у МИФНС России № 3 по Калужской области не имелось, в удовлетворении иска в силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно быть отказано по данному основанию.

Руководствуясь статьями 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области к Дудник Л. А. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Обнинский городской суд Калужской области.

Судья С.В. Филатова