ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7267/17 от 20.06.2017 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2а-7267/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2017 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Петровой М.В.,

при секретаре Суржиковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Половинского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области, Курганскому филиалу ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Половинского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области, Курганскому филиалу ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Половинского района Курганской области 22.05.2017 в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, путем мониторинга, размещенной информации в сети «Интернет», выявлен сайт, который содержит сведения о способе незаконного приобретения служебных удостоверений различных структур правоохранительных органов (в том числе МВД, ФСБ, Прокуратуры). На сайте http://blacksell.net/index.php?/topic/11276-udostovereniia-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-mi/ размещена статья «Удостоверения МВД, ФСБ, ФСКН, Прокуратура, МЧС, Миграционки, Пенсионное». В статье указаны способ приобретения служебных удостоверений, размещены их изображения, указаны цены, отражены сведения о преимуществах, которые предоставляют удостоверения. Таким образом, на указанной странице размещена информация с элементами коррупционного поведения – незаконное приобретение служебных удостоверений. Информация создает условия к совершению незаконных действий в виде приобретения, владения и пользования гражданами, не занимающими определенные должности, служебными удостоверениями различных структур и ведомств правоохранительных органов.

Предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм приобретения служебных удостоверений, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Просит признать информацию «Купить удостоверение МВД, ФСБ, Прокуратуры», распространяемую в сети «Интернет» по адресу: http://blacksell.net/index.php?/topic/11276-udostovereniia-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-mi/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на требованиях административного иска настаивала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в нем.

Представители Управления Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области, Курганского филиала ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель Управления Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области в письменном отзыве на иск просил исключить Управление Роскомнадзора по Курганской области из числа ответчиков, в связи с тем, что ни Роскомнадзор, ни Управление не являются правообладателями указанного в иске Интернет-ресурса.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокуратурой Половинского района Курганской области 22.05.2017 г. в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, путем мониторинга, размещенной информации в сети «Интернет», выявлен сайт http://blacksell.net/index.php?/topic/11276-udostovereniia-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-mi/ запрещённой информации, а именно содержит сведения о способе незаконного приобретения служебных удостоверений различных структур правоохранительных органов (в том числе МВД, ФСБ, Прокуратуры), что подтверждается распечаткой информации с указанного выше сайта.

На указанной интернет странице размещена статья «Удостоверения МВД, ФСБ, ФСКН, Прокуратура, МЧС, Миграционки, Пенсионное». В данной статье указаны способ приобретения служебных удостоверений, размещены их изображения, указаны цены, отражены сведения о преимуществах, которые предоставляют удостоверения.

Таким образом, на указанной странице размещена информация с элементами коррупционного поведения – незаконное приобретение служебных удостоверений. Информация создает условия к совершению незаконных действий в виде приобретения, владения и пользования гражданами, не занимающими определенные должности, служебными удостоверениями различных структур и ведомств правоохранительных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ст. 324 УК РФ) является незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

Предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм приобретения служебных удостоверений, за что законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ, одной из мер по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество покупать служебные удостоверение, и предлагающей способы уклонения от наказания за данные преступления, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «С единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации запрещенной распространению на территории РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 марта 2009 г., Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Согласно пункту 5 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания (п. 5.1.1.1).

В соответствии с п. 5.1.7 Роскомнадзор осуществляет полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Единый реестр включает в себя сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых размещена деструктивная информация.

Функционал единого реестра предназначен для противодействия распространению информации, представляющей собой угрозу интересам Российской Федерации, ее безопасности и правопорядку, нарушающей права ребенка, создающей опасность для каждого гражданина Российской Федерации.

Следовательно, информация, признаваемая запрещенной к распространению на территории России должна носить ярко выраженный противоправный характер, наносящий вред неопределенному кругу лиц.

Как было установлено из материалов дела, указатель страницы сайта на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.

Как следует из материалов дела, административный истец указал в качестве административного ответчика Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области и Курганский филиал ПАО «Ростелеком». В данном случае надлежащим ответчиком является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований к Курганскому филиалу ПАО «Ростелеком».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь выше изложенным, основываясь на 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Половинского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной удовлетворить частично.

Признать информацию «Купить удостоверение МВД, ФСБ, Прокуратуры», распространяемую в сети «Интернет» по адресу: http://blacksell.net/index.php?/topic/11276-udostovereniia-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-mi/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации, запрещено.

В удовлетворении требований к Курганскому филиалу ПАО «Ростелеком» - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Курганского

городского суда М.В. Петрова