Дело № 2а-94/2021
21RS0015-01-2020-000971-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2021 года гор. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Владимирова А.Н., при секретаре Маргушовой Т.Ю., с участием заместителя прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н., представителя административного ответчика – Васильева Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы документов, обязании провести антикоррупционную экспертизу документов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Цивильского района Чувашской Республики признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы документов, обязании провести антикоррупционную экспертизу документов.
Административные исковые требования мотивированы тем, что проведенным прокуратурой района мониторингом соблюдения требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в деятельности администрации Цивильского района выявлены факты неисполнения требований действующего законодательства, выразившиеся в непроведении антикоррупционной экспертизы следующих муниципальных нормативных правовых актов:
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной программе Цивильского района Чувашской Республики «Экономическое развитие Цивильского района Чувашской Республики»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории Цивильского района Чувашской Республики»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента администрации Цивильского района Чувашской Республики по исполнению муниципальной функции «Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Цивильского района Чувашской Республики муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Цивильского района транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы размещения торговых объектов на территории Цивильского района Чувашской Республики».
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке установления цен (тарифов) на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Цивильского района Чувашской Республики».
На судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н. административные исковые требования поддержал в части, указав, что решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке установления цен (тарифов) на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Цивильского района Чувашской Республики» принято не администрацией Цивильского района, а Собранием депутатов Цивильского района, в этой части иск не поддерживает. Также указал, что после обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением тексты указанных муниципальных нормативных правовых актов в прокуратуру района административным ответчиком были направлены.
Представитель административного ответчика – Васильев Ю.М. указал, что решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке установления цен (тарифов) на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Цивильского района Чувашской Республики» принято не администрацией Цивильского района, а Собранием депутатов Цивильского района, в связи с чем обязанности по направлению его текста в прокуратуру у административного ответчика не имеется. Тексты остальных актов были направлены в прокуратуру задолго до обращения административного истца в суд, однако каких-либо письменных доказательств этого не имеется, после обращения административного истца с иском в суд в прокуратуру повторно были направлены тексты постановлений.
Выслушав доводы заместителя прокурора и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в ходе мониторинга соблюдения органами местного самоуправления Цивильского района Чувашской Республики требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов было установлено, что администрацией Цивильского района Чувашской Республики были приняты постановления:
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной программе Цивильского района Чувашской Республики «Экономическое развитие Цивильского района Чувашской Республики»,
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории Цивильского района Чувашской Республики»,
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента администрации Цивильского района Чувашской Республики по исполнению муниципальной функции «Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма»,
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Цивильского района Чувашской Республики муниципальной услуги №Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Цивильского района транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»,
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы размещения торговых объектов на территории Цивильского района Чувашской Республики».
Однако проекты указанных постановлений в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики для проведения антикоррупционной экспертизы не направлялись.
Согласно пункту 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Согласно статье 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Согласно статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Так, в систему муниципальных правовых актов входят: нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Поскольку указанные постановления рассчитаны на неоднократное применение, содержат правила, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть явно обладают признаками нормативного правового акта, то они подлежали направлению в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.
Доказательств того, что указанные постановления в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики для проведения антикоррупционной экспертизы до обращения административным истцом в суд с настоящим административным иском направлялись, суду не представлено, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению, а доводы представителя административного ответчика об обратном – отклонению.
Как пояснил в суде заместитель прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н., тексты указанных постановлений после обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением были направлены административным ответчиком в прокуратуру района, в связи с чем решение об обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, направив их тексты на электронном и бумажном носителях в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики, следует считать исполненным полностью.
В то же время в ходе рассмотрения дела установлено, что решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке установления цен (тарифов) на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Цивильского района Чувашской Республики» принято Собранием депутатов Цивильского района, в связи с чем обязанности по направлению его текста в прокуратуру у администрации Цивильского района не имеется, соответственно не имеется и оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика по не направлению текста этого решения в прокуратуру Цивильского района.
Принимая во внимание, что административный ответчик по делу является органом местного самоуправления, который на основании ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика – администрации Цивильского района Чувашской Республики государственной пошлины за рассмотрение дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы документов, обязании провести антикоррупционную экспертизу документов удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Цивильского района Чувашской Республики, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы следующих муниципальных нормативных правовых актов:
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной программе Цивильского района Чувашской Республики «Экономическое развитие Цивильского района Чувашской Республики»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории Цивильского района Чувашской Республики»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента администрации Цивильского района Чувашской Республики по исполнению муниципальной функции «Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Цивильского района Чувашской Республики муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам Цивильского района транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»,
- постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы размещения торговых объектов на территории Цивильского района Чувашской Республики».
Обязать администрацию Цивильского района Чувашской Республики в течение 5 (пяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу указанных муниципальных нормативных правовых актов, направив их тексты на электронном и бумажном носителях в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики, расположенную по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Считать решение об обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, направив их тексты на электронном и бумажном носителях в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики, исполненным полностью.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы постановления администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке установления цен (тарифов) на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Цивильского района Чувашской Республики» и обязании провести антикоррупционную экспертизу указанного нормативного правового акта, направив его текст на электронном и бумажном носителях в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 января 2021 года.
Председательствующий, судья А.Н. Владимиров
Решение29.01.2021