ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-727/2022 от 30.08.2022 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-727/2022

УИД 29RS0017-01-2022-001105-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Няндома 30 августа 2022 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Воропаева Е.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,

представителя административных ответчиков администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области и заинтересованного лица Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области – Макаровой С.А.,

при секретаре Пиган А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании бездействия, выразившегося в неосуществлении образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, возложении обязанности организовать образование земельных участков,

установил:

прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (далее также администрация) о признании бездействия, выразившегося в неосуществлении образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, возложении обязанности организовать образование земельных участков, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям. Формирование земельных участков в целях реализации жилищных прав граждан осуществляется путем реализации мероприятий муниципальной программы Няндомского муниципального района «Развитие жилищного строительства в Няндомском районе», утвержденной постановлением администрации от 09.11.2018 №53. По состоянию на 01.03.2022 в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок на территории Няндомского муниципального района, состоит 262 многодетных семьи, что фактически нивелирует цели указанной меры социальной поддержки данной категории граждан, направленных на обеспечение надлежащих, комфортных жилищных условий семьям, имеющих трех и более детей, именно в период их воспитания и взросления, стимулирование деторождения, и, в конечном счете, улучшение демографической ситуации в целом. Вместе с тем фактически сформированных земельных участков для этих целей – 96, при этом у всех отсутствует инфраструктура, что недостаточно для обеспечения жилищных прав 262 семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и не воспользовавшихся своим правом. В 2019-2022 годах денежные средства из бюджета района на формирование земельных участков не выделялись и не расходовались. В настоящее время в размещенный в перечень сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям входит 96 участков, чего явно недостаточно с учетом 262 семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и не воспользовавшихся своим правом. Прокуратурой района 28.02.2022 главе администрации по данному фату внесено представление, содержащее требование об организации образования земельных участков, в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям. Вместе с тем, по результатам рассмотрения указанное представление отклонено, меры, необходимые для устранения нарушения не приняты. Отсутствие достаточного количества образованных земельных участков для предоставления многодетным семьям не позволяет последним в течение длительного периода времени реализовать право на получение земли для строительства жилья, не способствует достижению социально-благоприятных целей. Просит признать незаконным бездействие администрации по неосуществлению образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, не реализовавших право на получение земельного участка; возложить на администрацию обязанность в срок до 31 декабря 2023 года организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, не реализовавших право на получение земельного участка.

На основании определения Няндомского районного суда Архангельской области от 07 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (л.д. 28-29)

Согласно определению Няндомского районного суда Архангельской области от 01 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (л.д. 208-209)

Как следует из заявления об уточнении исковых требований от 01.08.2022 (л.д. 189), истец просит признать незаконным бездействие администрации по неосуществлению образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан»; возложить на администрацию обязанность в срок до 31 декабря 2023 года организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве, не менее 30.

В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. административные исковые требования, с учетом их уточнения поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области и заинтересованного лица Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области – Макарова С.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указав, что потребность в формировании земельных участков отсутствует, поскольку многодетные семьи предпочитают получение компенсации за земельный участок, вместо его фактического предоставления. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Архангельской области, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

На основании ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Подпункт 6 статьи 39.5 и пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляют право однократного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Архангельской области указанное право реализуется гражданами на основании закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-ОЗ "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан".

В целях учета граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки, в силу пункта 4 статьи 2.3 названного областного закона органами местного самоуправления муниципальных районов ведутся реестры многодетных семей.

Предоставление земельных участков указанной категории граждан осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (пункт 6 статьи 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-ОЗ "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан").

Пункты 7 и 8 статьи 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-ОЗ "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" предусматривают, что органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Как следует из представленных суду материалов, по состоянию на 1 марта 2022 года в реестре многодетных семей, желающих получить земельный участок на территории Няндомского муниципального района Архангельской области, состоит 262 семьи, вместе с тем фактически сформированных земельных участков для этих целей – 96, согласно протоколу от 1 апреля 2022 г №19 по рассмотрению представления прокуратуры Няндомского района об устранении нарушений законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям от 28.02.2022 №21-01-2022 (л.д. 11-13).

Формирование земельных участков в целях реализации жилищных прав указанной категории граждан осуществляется путем реализации мероприятий муниципальной программы Няндомского муниципального района «Развитие жилищного строительства в Няндомском районе», утвержденной постановлением администрации от 09.11.2018 №53, что следует из доводов административного искового заявления.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 62 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в жилищном строительстве.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О сформулировал правовую позицию, согласно которой в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, именно на органах публичной власти лежит обязанность по обустройству соответствующих территорий.

Конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти, что предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).

Из материалов дела следует, что по состоянию на 1 марта 2022 года о желании реализовать право на получение земельного участка заявила 262 многодетные семьи, состоящие в соответствующем реестре многодетных семей, то есть ожидающих предоставления земельного участка, а сформированных земельных участков для этих целей – 96, при этом у всех отсутствует инфраструктура, что недостаточно для обеспечения жилищных прав 262 семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и не воспользовавшихся своим правом, что фактически нивелирует цели и задачи указанной меры социальной поддержки данной категории граждан, направленной на обеспечение надлежащих, комфортных жилищных условий семьям, имеющих трех и более детей, именно в период их воспитания и взросления, стимулирование деторождения, и, в конечном счете, улучшение демографической ситуации в целом.

Реализация права граждан на гарантированные законом меры социальной поддержки, не должна зависеть исключительно от наличия средств в бюджете соответствующего муниципального образования.

Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что обладая всей полнотой полномочий по принятию документов территориального планирования как муниципального района, так и входящих в его состав поселений, принимаемые уполномоченным органом местного самоуправления меры являются явно недостаточными, неэффективными и не позволяют в полном объеме обеспечить граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также особой поддержке государства с учетом их статуса, земельными участками в полном объеме.

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по заявленным требованиям, суд, учитывая, что в целях гарантии реализации прав многодетных семей на осуществление жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий требуется осуществление комплекса мероприятий финансового, организационного, распорядительного, контрольного и т.п. характера, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, а в удовлетворении аналогичного административного иска к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области надлежит отказать.

Определяя срок, в течение которого возложенная судом обязанность подлежит исполнению, суд, исходя из требования об исполнимости судебного постановления, учитывая позицию административных ответчиков, а также необходимость соблюдения баланса публичных и частноправовых интересов, полагает установить такой срок до 31.12.2023.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании бездействия, выразившегося в неосуществлении образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, возложении обязанности организовать образование земельных участков удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, выразившееся в непринятии мер по образованию земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям.

Обязать администрацию Няндомского муниципального района Архангельской области в срок до 31 декабря 2023 года организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 N 192-24-ОЗ (ред. от 22.02.2022) "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" в количестве, не менее тридцати.

В удовлетворении административного иска к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о признании бездействия, выразившегося в неосуществлении образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, возложении обязанности организовать образование земельных участков отказать.

Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области сообщить Няндомскому районному суду Архангельской области и прокурору Няндомского района Архангельской области об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца со дня истечения срока для его исполнения, установленного настоящим решением суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Воропаев

Мотивированное решение составлено 9 сентября 2022 года.