Дело № 2а-728/2021
УИД 53RS0015-01-2021-001099-97
Решение
именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего - судьи Киселёва Д.А.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
с участием административного истца - прокурора Солецкого района Лебедевой М.В.,
административного ответчика - администрации Солецкого муниципального округа ФИО1,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального округа о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить разработку схемы теплоснабжения,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Солецкого муниципального округа, обязании разработать схему теплоснабжения Солецкого муниципального округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения администрацией Солецкого муниципального округа требований законодательства о теплоснабжении, в ходе которой установлено, в настоящее время на территории Солецкого муниципального округа отсутствует актуальная схема теплоснабжения. В настоящее время используются схемы теплоснабжения на территории бывшего Выбтитского, Горского, Дубровского сельских поселений и бывшего Солецкого городского поселения (в ред. 2012 года). При этом, указанные схемы теплоснабжения не соответствуют установленным требованиям, содержат недостоверную, устаревшую и неполную информацию. В связи с отсутствием схемы теплоснабжения прокурором Солецкого района 24 января 2020 года в адрес администрации Солецкого муниципального района внесено представление об устранении выявленного нарушения, которое рассмотрено, удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, по состоянию на 17 сентября 2021 года, процедуры разработки общественного обсуждения новой схемы теплоснабжения не начаты. Отсутствие актуальной схемы теплоснабжения нарушает права неопределенного круга лиц на эффективное и безопасное функционирование системы теплоснабжения муниципального образования, является препятствием для развития системы теплоснабжения на территории Солецкого муниципального округа, реконструкции, модернизации системы теплоснабжения, создает условия для возникновения неясностей при определении зон ответственности теплоснабжающих, теплосетевых организаций, в том числе в случае возникновения аварийных ситуаций.
В судебном заседании прокурор Лебедева М.В. заявленные требования поддержал по основаниям в нем изложенным.
Административный ответчик администрации Солецкого муниципального округа ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального округа теплоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе относится утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек.
В силу п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, развитие систем теплоснабжения городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Развитие системы теплоснабжения городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах городского округа (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 данной статьи, уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Согласно подп. "а" п. 3 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Порядок), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского округа - в отношении городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Согласно п.4 Порядка проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается и оформляется на бумажном носителе и в электронной форме. Форма проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), а также требования к форматам материалов, представляемых в электронном виде, включая требования к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для оформления и направления проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в электронной форме, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
Проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения (далее - генеральный план), за исключением случая, указанного в пункте 8 настоящего документа (п.7 Порядка).
В случае если на дату принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения срок действия генерального плана составляет менее 5 лет либо отсутствует утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генеральный план, то проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 10 лет (п.8).
В соответствии с п.4 Порядка схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" (далее - переходный период), подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.
Согласно п. 36 Порядка схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.
В судебном заседании установлено, что на основании п.4 ст.8 Устава Солецкого муниципального округа, принятого решением Думы Солецкого муниципального округа от 19 января 2021 года №98, организация в границах муниципального округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения Солецкого муниципального округа.
В нарушение вышеуказанных норм администрацией Солецкого муниципального округа схема теплоснабжения не разработана и не утверждена. В настоящее время используются на территории бывших Выбитского, Горского, Дубровского сульских поселений, а также на территории бывшего Солецкого городского поселения только схемы теплоснабжения (в ред. 2012 года).
При этом, указанные схемы теплоснабжения Выбитского, Горского и Дубровского сельских поселений, Солецкого городского поселения не соответствуют установленным Требованиям, содержат неполную, устаревшую информацию. В частности, в схеме теплоснабжения Солецкого городского поселения не отражены сведения о наличии на территории г. Сольцы 6 модульных газовых котельных АО «НордЭнерго», введенных в эксплуатацию в 2012-2013 годах, в то же время указаны сведения о наличии на территории г. Сольцы мазутной котельной №13, расположенной по адресу: <...> котельной №7, расположенной по адресу: <...> которые длительное время не эксплуатируются, демонтированы или находятся в разрушенном состоянии. Актуализация схем теплоснабжения администрацией Солецкого муниципального района с 2012 года не проводилась.
В связи с отсутствием схемы теплоснабжения муниципального района прокурором Солецкого района 28 января 2020 года в адрес главы администрации Солецкого муниципального района внесено представление об устранении выявленного нарушения.
В соответствии со сведениями администрации от 26 февраля 2020 года №М15-912-4 указанное представление прокурора Солецкого района рассмотрено 12 февраля 2020 года, признано обоснованным и подлежащим удовлетворению. В целях устранения выявленных нарушений администрацией принято распоряжение о разработке схем теплоснабжения сельских поселений в срок до 01 июня 2020 года,
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения администрацией не устранены, схема теплоснабжения не разработана.
Отсутствие схемы теплоснабжения Солецкого муниципального округа делает невозможным дальнейшее безопасное развитие централизованной системы теплоснабжения округа, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, лишает потребителей прав на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований, неопределенного круга лиц.
Таким образом, заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174 - 180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солецкого муниципального округа о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить разработку схемы теплоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Солецкого муниципального округа, выраженное в неосуществлении разработки и утверждения схемы теплоснабжения Солецкого муниципального округа.
Обязать администрацию Солецкого муниципального округа в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку схемы теплоснабжения Солецкого муниципального округа.
На решение может быть подана апелляционные жалоба в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца.
Председательствующий Д.А. Киселёв