ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-729/2015 от 25.12.2015 Троицкого районного суда (Челябинская область)

дело № 2а-729/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Троицк 25 декабря 2015 года

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Е.В.Черетских, при секретаре Тюменцевой В.В., с участием прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску административного истца прокурора Троицкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц, к административному ответчику- главе <адрес> сельского поселения Троицкого муниципального района об оспаривании действий должностного лица органа местного самоуправления, возложении обязанности, предусмотренной законодательством,

установил:

Прокурор обратился с заявлением в суд в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, указав в его обоснование следующее.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с приведением положений Устава в соответствие с Законом Челябинской области от 11.06.2015 № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», в части порядка назначения глав сельского поселения, Советом депутатов <адрес> сельского поселения было принято решение о внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения. Проект изменений ДД.ММ.ГГГГ был опубликован в официальном источнике.

Указанное решение в соответствии с требованиями ст.25 Устава <адрес> сельского поселения было направлено главе администрации <адрес> сельского поселения Гуцуляк Н.В.

ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> сельского поселения в адрес председателя Совета депутатов <адрес> сельского поселения направлено письмо о необходимости представления дополнительных документов для рассмотрения вопроса о внесении соответствующих изменений в Устав поселения.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов <адрес> сельского поселения был повторно рассмотрен вопрос о внесении изменений в Устав поселения с принятием решения "О внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения" в прежней редакции, одобренного квалифицированным большинством голосов от установленной численности депутатов. Указанное решение ДД.ММ.ГГГГ повторно было направлено главе <адрес> сельского поселения для подписания, который повторно решение не подписал, письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. сообщил о необходимости предоставить документы, подтверждающие избрание председателя Совета депутатов.

Данные действия главы поселения противоречат требованиям законодательства. В соответствии с пунктом 13 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а так же Устава <адрес> поселения, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней, а принятый повторно нормативно-правовой акт подлежит безусловному подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Данные нормы являются императивными, не предоставляют главе муниципального образования право на повторное отклонение нормативного правового акта после его повторного одобрения квалифицированным большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Таким образом, глава Родниковского сельского поселения обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированное решение Совета депутатов о внесении изменений в Устав в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Его бездействие не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку неисполнение главой муниципального образования своих обязанностей существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления.

На основании этого прокурор просит : признать незаконным бездействие главы <адрес> сельского поселения, выразившееся в нарушении срока подписания решения Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения" и возложить на главу <адрес> сельского поселения обязанность в течение семи дней с момента вступления в законную силу решения суда подписать решение Совета депутатов <адрес> сельского поселения , направить подписанное решение с установленным пакетом документов для государственной регистрации в Министерство юстиции Челябинской области.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, по основаниям изложенным в нем. Пояснил, что решение Совета депутатов, как нормативно-правовой акт соответствует требованиям Конституции и федеральному законодательству, принято с соблюдением процедуры. Глава поселения не подписывая решения, не мотивирует отказ, действуя незаконно.

Должностное лицо, чьи действия оспариваются- глава <адрес> поселения Гуцуляк Н.В. не участвовал в судебном заседании, извещен судебной повесткой, об уважительности причин не явки в суд не сообщил.

Явившийся в суд в качестве представителя Гуцуляк Н.В. - Г.В.В. не был допущен к участию в судебном заседании в качестве представителя. Представленная им доверенность, подписанная Гуцуляк Н.В., не содержала права на ведение административного дела в качестве административного истца или ответчика, что требует ст. 56, 57 КАС РФ.

Представитель заинтересованного лица- Совета депутатов <адрес> сельского поселения не участвовал в судебном заседании, извещен надлежащим образом, об уважительности причин не явки в суд не сообщил.

В силу ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание административного ответчика и заинтересованных лиц, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Суд, изучив материалы дела и выслушав мнения прокурора, считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно Устава <адрес> сельского поселения в структуру органов местного самоуправления поселения включены :

представительный орган- Совет депутатов

высшее должностное лицо, наделенное полномочиями по решению органов местного самоуправления-Глава поселения.

В систему нормативно- правовых актов местного самоуправления входит: Устав поселения - акт высшей юридической силы в системе муниципального правого акта, который имеет прямое действие и применяется на территории всего поселения. Изменения в Устав поселения принимаются Советом депутатов, если за них проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Решение Совета депутатов о внесении изменений в Устав поселения подписывается Главой поселения в 7- ми дневный срок, скрепляется печатью и обнародуется в 5-ти дневный срок. Однако указанное решение может быть отклонено главой поселения, а если при повторном рассмотрении указанное изменение одобрено не менее 2/3 депутатов вновь, то оно подлежит подписанию и обнародованию Главой поселения в безусловном порядке. Тем самым закреплен механизм преодоления «вето» главы муниципального образования.

Указанные положения Устава соответствуют положениям Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"( далее по тексту ФЗ-131), в силу указанного Федерального закона Устав поселения не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации, которые имеют большую юридическую силу, не может регулировать вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться Уставом, муниципальными правовыми актами.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с приведением положений Устава в соответствии с Законом Челябинской области от 11.06.2015 № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области», в части порядка назначения глав сельского поселения, Советом депутатов <адрес> сельского поселения было принято решение о внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения ( л.д.8). Данное изменение сводится к изменению ст.11, 21, 33 Устава в части изменения порядка избрания главы поселения с всеобщего, равного, прямого, тайного выбора на избрание Советом депутатов по итогам конкурсной комиссии и результатам конкурса.

Целью данного изменения в Устав поселения является приведение положений Устава в соответствии с Законом Челябинской области от 11.06.2015 № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области».

Указанное решение в соответствии с требованиями ст.25 Устава <адрес> сельского поселения, а так же ст. 35,36,44,46,47 ФЗ-131 было направлено главе администрации <адрес> сельского поселения Гуцуляк Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, данное установлено из ответа главы поселения .

ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> сельского поселения в адрес председателя Совета депутатов <адрес> сельского поселения направлено письмо о необходимости представления дополнительных документов для рассмотрения вопроса о внесении соответствующих изменений в Устав поселения. Рассмотрение вопросов о подписании изменений в Устав и его обнародовании фактически отклонено.

ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов <адрес> сельского поселения был повторно рассмотрен вопрос о внесении изменений в Устав поселения с принятием решения "О внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения" в прежней редакции, одобренного квалифицированным большинством голосов от установленной численности депутатов( 9 за 1 против, то есть более 2/3 голосов за принятие).

Указанное решение ДД.ММ.ГГГГ было направлено главе <адрес> сельского поселения для подписания, который повторно решение не подписал, письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. сообщил о необходимости предоставить документы, подтверждающие избрание председателя Совета депутатов. Рассмотрение вопросов о подписании изменений в Устав и его обнародовании фактически отклонено.

Требования Главы поселения о предоставлении дополнительных документов для проверки законности и правомочности принятия изменений в Устав исполнены, данные документы были направлены Главе поселения ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.14). Однако изменения в Устав не подписаны, не обнародованы, не направлены для регистрации в органы Минюста по настоящее время.

Разрешая судебный спор, оценивая действия Главы поселения, обоснованность отказа в подписании изменений в Устав поселения, обоснованность истребования дополнительных документов, подтверждающих порядок принятия изменений, суд полагает, установленным наличие в бездействиях Главы поселения незаконности.

Сами по себе изменения в Устав поселения не противоречат требованиям Конституции РФ, Федеральным законам, Законам Челябинской области, а так же ряду Постановлений ( Определений) Конституционного суда РФ, относительно возможности выбора Главы поселения в порядке всеобщего, тайного голосования населения или выбора Советом депутатов по итогам конкурса.

В ст. 36 ФЗ-131 установлена, указанная альтернатива порядка выбора Главы поселения.

Постановлениям Конституционного суда РФ № 30-П, так же установлено, что не допустимо законами субъектов Российской Федерации ограничивать единственно возможный вариант порядка избрания ( создания) органом самоуправления и места в системе органов местного самоуправления Главы муниципального образования сельских поселений. Уставами сельских поселение могут предусмотрены избрание Главы поселения на муниципальных выборах, а так же в порядке конкурса, по альтернативе установленной ст. 36 ФЗ-131.

Совокупность указанных норм права и положений Конституционного суда РФ, свидетельствует о наличии права выбора представительного органа местного самоуправления при формировании указанных органов местного самоуправления, в том числе и Главы, установлении порядка избрания Главы поселения, путем установления этого порядка Уставом поселения.

Данное право выбора было реализовано представительным органом <адрес> сельского поселения - Советом депутатов, порядок избрания Главы поселения установлен путем избрания главы Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, о чем принято соответствующее решение от ДД.ММ.ГГГГ и повторно ДД.ММ.ГГГГ, не обоснованно не подписанное Главой поселения.

Процедура принятия указанных изменений соблюдена. Проект изменений опубликован ДД.ММ.ГГГГ ( за 30 дней до принятия акта), назначены и проведены публичные слушания, за внесения изменений проголосовали более 2/3 депутатов Совета.

Таким образом, принятый нормативный акт о внесении изменений в Устав <адрес> сельского поселения соответствует требованиям законодательства, принят с соблюдением процедуры, следовательно, должен быть подписан Главой поселения в силу требований ст. 25 Устава поселения и ч. 13 ст. 35 ФЗ-131.

Неисполнение указанной обязанности свидетельствует о незаконности бездействия главы поселения, что дает основания для принятия в судебном порядке принудительной меры к исполнению обязанности в виде подписания нормативного акта, его опубликования и направления для государственной регистрации. Объективных причин для не исполнения указанной обязанности Главой поселения нет. Возможность признания бездействия главы поселения по не подписанию нормативного акта, принятого представительным органом сельского поселения, подтверждена Постановлением Конституционного суда РФ от 02.11.2011 года № 1464-О-О.

О возможном применении данной меры судебного принуждения : обязать подписать решение Совета депутатов, установлено процессуальным законодательством.

Так согласно ст. 227 КАС РФ и ст. 16 КАС РФ в совокупности положений, устанавливается, что при признании действия (бездействия) незаконными, суд указывает на необходимость совершения определенного действия для устранения нарушений прав, свобод и законных интересов, решение суда в указанной части является обязательным, его неисполнение влечет возникновение мер принуждения и установленную федеральным законодательством ответственность.

Суд соглашается с мнением прокурора о необходимости установления срока исполнения решения суда- семь дней с момента вступления решения суда в силу. Данный срок согласовывается с положениями ч.4 ст. 25 Устава поселения.

Срок подачи административного искового заявления, установленный ст. 219 КАС РФ не пропущен.

Руководствуясь ст. 175,180,227,228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Главы <адрес> сельского поселения, выразившегося в нарушении срока подписания решения Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменении в Устав <адрес> сельского поселения».

Обязать Главу <адрес> сельского поселения в течение семи дней с момента вступления в законную силу решения суда подписать решение Совета депутатов <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменении в Устав <адрес> сельского поселения», направить подписанное решение с установленным пакетом документов для государственной регистрации в Министерство юстиции Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения через Троицкий районный суд Челябинской области.

Судья: