ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-72/16 от 12.02.2016 Октябрьского районного суда (Амурская область)

Дело /2016 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2016 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Беловой О.В.,

с участием административного истца ФИО2,

ФИО1 административного ответчика Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>ФИО4,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>, ФИО1 налоговой службы России по <адрес> об оспаривании действий и решений налоговых органов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и предоставить налоговый вычет, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы по <адрес>, ФИО1 налоговой службы по <адрес>.

Свои требования мотивировал тем, что в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в <адрес>, где исполнял служебные обязанности в составе коллективных сил по поддержанию мира. ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченный налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2013 год, а также заявление о возврате из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> с оправдывающими документами. Решением об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником МИФНС России по <адрес> в возврате (зачете) налога на доходы физических лиц было отказано. В установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке административным истцом была подана жалоба на указанное решение. Жалоба была рассмотрена заместителем руководителя УФНС России по <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО2 была оставлена без удовлетворения, т.е. в возврате (зачете) налога на доходы физических лиц было отказано. Не согласен с действиями и решениями должностных лиц налоговых органов. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден. Административное исковое заявление, подано с соблюдением установленного срока на обращение в суд в Благовещенский городской суд <адрес> "(по месту нахождения одного из административных ответчиков), было возвращено.

В судебном заседании истец ФИО2 административный иск поддержал по доводам, изложенным в иске, просит возложить на ответчиков обязанность предоставить налоговый вычет в сумме <данные изъяты>, взыскать с ответчиков судебные расходы на сумму <данные изъяты>.

ФИО1 административного ответчика - Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>ФИО4 в судебном заседании не согласился с доводами административного искового заявления, пояснил, что оспариваемые решения вынесены в соответствии с установленными нормами НК РФ и действующим законодательством РФ, а действия Инспекции и ФИО1 об отказе в предоставлении вычета по НДФЛ являются законными. ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, где выполнял задачи по восстановлению мира и поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта в составе Миротворческих сил в должности военного наблюдателя группы военных наблюдателей воинского контингента Миротворческих сил РФ, соответственно являлся военнослужащим, проходящим службу за границей, то есть являлся налогоплательщиком НДФЛ, следовательно его доходы подлежали налогообложению в РФ по ставке 13 процентов.

ФИО1 налоговой службы России по <адрес>ФИО6 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие ФИО1 направив отзыв на административное исковое заявление в котором считает заявленные доводы не обоснованными, а заявленные требования к ответчикам не подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку оспариваемые решения вынесены в соответствии с установленными нормами НК РФ и действующим законодательством РФ, а действия Инспекции и ФИО1 об отказе в предоставлении вычета по НДФЛ являются законными и обоснованными по следующим основаниям. Из заявления ФИО2, представленного им к налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2013 год следует, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, где выполнял задачи по восстановлению мира и поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта в составе Миротворческих сил в должности военного наблюдателя группы военных наблюдателей воинского контингента Миротворческих сил РФ. За указанный период из денежного довольствия ФИО2, получаемого по постоянному месту военной службы (Войсковая часть 21720) и по месту выполнения миротворческих задач, производилось удержание НДФЛ в размере 13%, что, по мнению Заявителя, противоречит Международному и российскому законодательству (Протокол «О статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств» от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение о группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 7 НК РФ). Однако, административным истцом при предъявлении требований о признании незаконными действий и принятых решений не учтено следующее. В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Статьей 224 НК РФ налоговая ставка для резидентов установлена в размере 13 процентов. Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в ст.207 НК РФ добавлен п.3, вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому налоговыми резидентами независимо от фактического времени нахождения в РФ признаются, в том числе, российские военнослужащие, проходящие службу за границей. Довод ФИО2 о том, что состав Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира не относится к категории российских военнослужащих, проходящих военную службу за границей, которая обозначена в п.3 ст. 207 НК РФ, не состоятелен по следующим причинам. Данным пунктом ст. 207 НК РФ не установлено разграничение на категории военнослужащих, в связи с чем указанным пунктом установлено, что все военнослужащие, проходящие службу за границей являются налогоплательщиками НДФЛ. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ доходы военнослужащих, проходящих воинскую службу в иностранных государствах, подлежат налогообложению в РФ по ставке 13 процентов. Согласно ст. 11 Протокола персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов. Доходы, получаемые военнослужащими Группы по поддержанию мира от государства-участника, не будут облагаться налогами в принимающем государстве, вне зависимости от того, что они могли подлежать налогообложению в соответствии с законодательством принимающего государства и его международными договорами. В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения физических лиц - налоговых резидентов РФ признается доход, полученный от источников в РФ и от источников за пределами РФ. Поскольку положениями главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» не предусмотрено освобождение налогоплательщиков - военнослужащих (резидентов РФ) от уплаты НДФЛ по доходам, полученным в связи с выполнением задач по восстановлению мира в зонах вооруженных конфликтов, то указанные доходы подлежат налогообложению на общих основаниях с применением налоговой ставки в размере 13 процентов. Являются не состоятельными, необоснованными и не соответствуют действительности и положениям закона, а потому подлежат отклонению, доводы ФИО2 о том, что: в соответствии с п.1 ст.207 НК РФ Состав Групп военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира относится к категории военнослужащих, относящихся к налоговым резидентам РФ и в отношении полученной им заработной платы необходимо применять п. 12 ст.207 НК РФ, которым предусмотрено освобождение от налогообложения сумм оплаты труда и других сумм в иностранной валюте. К возражениям на Акт ФИО2 приложена выписка из приказа Министерства обороны РФ (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражено, что выдача ему заработной платы регламентируется ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которым установлено, что выдача заработной платы осуществляется в российских рублях, в связи с чем, положения п. 12 ст.207 НК РФ в данном случае неприемлемо. Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что все расходы по обеспечению национальной обороны, финансируются исключительно из ФИО1 бюджета. К таким расходам относятся расходы, связанные с содержанием, включая расходы на денежное довольствие и заработную плату военнослужащих и гражданского персонала российских воинских формирований, в том числе направленным на службу (работу) за границу. Таким образом, финансирование ФИО2 осуществлялось за счет средств ФИО1 бюджета Российской Федерации, а не Республики Молдова». В соответствии со ст.2 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид ФИО1 государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в частности, в Вооруженных Силах РФ. Для всех категорий плательщиков НДФЛ, в том числе для физических лиц -военнослужащих и гражданского персонала объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, установлен единый порядок определения налоговой базы при получении физическим лицом доходов и уплаты налога с таких доходов. В основе его лежат положения, предусмотренные ст. 57 Конституции РФ, а также ст. 207 и 208 НК РФ, в соответствии с которыми плательщиками НДФЛ признаются физические лица, как являющиеся налоговыми резидентами РФ, так и не являющиеся таковыми, но получающие доходы от источников в РФ. Функции ФИО1 Вооруженными Силами РФ нормами ст. 13 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» возложены на Министерство обороны РФ. Порядок дислокации воинских формирований Вооруженных Сил РФ регламентируется ст. 16 Закона №61-ФЗ «Об обороне», согласно которой дислокация воинских формирований за пределами территории РФ допускается на основе международных договоров РФ. При получении вознаграждения за государственную службу в воинских формированиях РФ, временно находящихся на территории других государств, налогообложение регулируется специальными соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными на межгосударственном или межправительственном уровне и ратифицированными парламентами. Пунктом 1 статьи 18 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова об избежание двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что вознаграждение за государственную службу, выплачиваемое органом власти России, созданным в <адрес>, или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в России. Учитывая вышеизложенное, ФИО1, руководствуясь положениями НК РФ, ст.45, 59-62, 64,70 КАС РФ считает, что заявленные требования административного истца не имеют правовых оснований для удовлетворения, в связи с чем, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит. В части требований о взыскании с ответчиков судебных расходов, понесенных ФИО2 при подаче настоящего заявления в Октябрьский районный суд, ФИО1 возражает поскольку являются преждевременными.

Аналогичные доводы следуют из отзыва на административное исковое заявление административного ответчика - Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>.

Выслушав доводы административного истца и ФИО1 административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Условия пребывания Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в государстве, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира, определены в Протоколе о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира (далее КСПМ) в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном в соответствии с Соглашением о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписавшее протокол, принимает на себя определенные международные обязательства.

В соответствии с п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст.209 НК РФ объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.

В силу п.3 ст.207 НК РФ независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.

Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным Российской Федерацией.

Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ и настоящим Положением.

В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные данной договорной нормой международного права.

В силу ст. 6 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В соответствии с выписками из приказов от ДД.ММ.ГГГГ N 58, от ДД.ММ.ГГГГ, выданными заявителю Штабом воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, в период с 11.09 2013 года по ДД.ММ.ГГГГФИО2 проходил службу в составе воинского контингента миротворческих сил (в составе Коллективных сил по поддержанию мира) на территории, отнесенной п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 280 к зоне вооруженного конфликта и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2 как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на заработную плату и вознаграждение, полученные в указанный период, в связи с чем, оспариваемое решение налогового органа о возврате налога на доходы физических лиц в сумме 46079 рубль нарушает законные права заявителя.

Доводы налогового органа о том, что <адрес> не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, а потому положения Протокола на данную территорию не распространяются, суд находит необоснованными. Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола, по мнению суда, не обоснованы и ссылки ФИО1 налогового органа на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, административный иск ФИО2 подлежит полному удовлетворению.

Суд признает обоснованными требования истца о взыскании судебных расходов в виде уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины. Квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается произведенная истцом оплата государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

В силу ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст.103 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, взысканию с административных ответчиков в пользу административного истца подлежит государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>, ФИО1 налоговой службы России по <адрес> об оспаривании действий и решений налоговых органов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и предоставить налоговый вычет, удовлетворить.

Признать незаконными решение Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решение ФИО1 налоговой службы России по <адрес> об оставлении жалобы ФИО2 на решение Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".

Обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> возвратить ФИО2 уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>

Взыскать с Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес> в пользу ФИО2 сумму уплаченной государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 налоговой службы России по <адрес> в пользу ФИО2 сумму уплаченной государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение одного месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ со дня вынесения через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий О.В. Белова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ