ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-72/2016 от 30.05.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-72/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2016 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Батуевой А.Б.

с участием:

прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» Соловцова С.М.

председателя Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края Галкина С.П.,

представителя Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края Лопатиной Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» о признании недействующими полностью Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога», Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 21 мая 2015 года № 133 «О внесении изменений в Решение Совета городского поселения Забайкальское от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога»»,

установил:

25 марта 2016 года ООО «Подолье XXI» посредством представителя по доверенности Соловцова С.М. обратилось в Забайкальский краевой суд с административными исковыми заявлениями о признании Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога», Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 21 мая 2015 года № 133 «О внесении изменений в Решение Совета городского поселения Забайкальское от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога»» недействующими полностью в связи с их неопубликованием.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что оспариваемыми нормативными правовыми актами установлена ставка земельного налога для земельных участков с разрешенным использованием «для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения», к числу которых относится земельный участок с кадастровым номером , находящийся в собственности ООО «Подолье XXI», в повышенном размере - 1,5%. Не будучи извещенным о повышении налоговых ставок по причине неопубликования решений Совета в установленном порядке, общество уплатило земельный налог за 2015 год в полном объеме исходя из размера налоговой ставки 0,1%, которая была установлена Решением Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 27 мая 2009 года № 77.

Определениями судьи от 28 марта 2016 года административные исковые заявления были оставлены без движения в связи с несоблюдением административным истцом положений КАС РФ при их подаче.

В установленный в определении судьи срок недостатки административных исковых заявлений были устранены, определениями судьи от 22 апреля 2016 года заявления приняты к производству Забайкальского краевого суда, объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер 3а-72/2016.

В качестве административного ответчика к участию в деле привлечен Совет городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края (далее - Совет), принявший оспариваемые муниципальные правовые акты.

В судебном заседании представитель административного истца Соловцов С.М. представил письменное заявление об уточнении административных исковых требований, дополненное устными пояснениями, в котором просил суд признать Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 20 ноября 2014 года № 108, от 21 мая 2015 года № 133 недействующими полностью в связи с их противоречием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности пунктам 1, 2 статьи 3, пунктам 1, 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, в связи с принятием оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов с нарушением установленной процедуры и в связи с неопубликованием указанных муниципальных правовых актов в установленном порядке, что в силу положений пункта 3 статьи 15 Конституции РФ является основанием для запрета их применения. Кроме этого, сослался на чрезмерное и необоснованное завышение размера налоговой ставки для земель рекреационного назначения, осуществленное без учета финансового положения административного истца как плательщика земельного налога и носящее дискриминационный характер.

Председатель Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Галкин С.П. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, указав, что оспариваемые муниципальные акты приняты Советом в рамках своих полномочий в установленном законом порядке, опубликованы в официальном печатном издании городского поселения «Забайкальское» - муниципальном информационном вестнике «Вести Забайкальска», распространяемом на территории городского поселения бесплатно через администрацию, Совет городского поселения, библиотеки, предприятия торговли и культуры, поликлинику и другие общественные места. Решение Совета от 20 ноября 2014 года опубликовано в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 42 от 28 ноября 2014 года, Решение Совета от 21 мая 2015 года № 133 опубликовано в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 26 от 26 мая 2015 года. Налоговая ставка по земельному налогу в 1,5 % установлена в строгом соответствии с действующим налоговым законодательством в зависимости от назначения земельных участков, в связи с чем, оснований полагать, что установление налоговой ставки в указанном размере носит дискриминационный по отношению к ООО «Подолье XXI» характер, не имеется.

Представитель административного ответчика Лопатина Е.М. в судебном заседании с требованиями административного истца также не согласилась, поддержав позицию Председателя Совета Галкина С.П., в удовлетворении требований просила отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельству о регистрации права от <Дата> ООО «Подолье XXI» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории пгт. Забайкальск Забайкальского района Забайкальского края, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения, площадь – <площадь>.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса РФ).

Решением Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 20 ноября 2014 года № 108 (далее – Решение № 108) на территории городского поселения «Забайкальское» с 1 января 2015 года введен земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ (пункт 1) и установлены его ставки в зависимости от назначения земельных участков (пункт 2). Налоговая ставка в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, установлена в размере 1,5 %.

В дальнейшем пункт 2 указанного муниципального правового акта на основании Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 21 мая 2015 года № 133 «О внесении изменений в Решение Совета городского поселения Забайкальское от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога»» (далее – решение № 133) был изложен в новой редакции, согласно которой ряд ставок земельного налога был снижен в зависимости от назначения, вида разрешенного использования. В отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, налоговая ставка не изменилась и была определена размере 1,5 %.

В настоящее время Решение Совета № 108 действует в редакции решения Совета от 30 марта 2016 года № 198 (административным истцом отдельно от основного нормативного правового акта не оспаривается), которым были внесены изменения в подпункт 17 пункта 2, касающийся налоговых ставок в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Таким образом, суд полагает ООО «Подолье XXI» правомочным оспаривать решение Совета № 108 и решение Совета № 133, поскольку они непосредственно связаны с обязанностью административного истца уплачивать земельный налог в отношении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности и расположенного на территории городского поселения.

Проверяя полномочия Совета городского поселения «Забайкальское» на принятие оспариваемых решений, процедуру их принятия и опубликования (обнародования), суд исходит из следующего.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения отнесены к вопросам местного значения городского поселения. При этом вопросы установления, изменения и отмены местных налогов и сборов положениями пункта 3 части 10 статьи 35 указанного закона находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации (часть 12 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ отнесен к местным налогам.

Согласно ранее приведенным положениям статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог вводится, а налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Утверждение представителя административного истца Соловцова С.М. о том, что в отношении муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, должна проводиться экспертиза, не соответствует положениям действующего законодательства, в частности частям 6, 7 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Согласно указанным положениям экспертиза муниципальных нормативных правовых актов городского поселения не является обязательной.

На момент принятия оспариваемого Решения от 20 ноября 2014 года № 108 на территории городского поселения действовал Устав, принятый Решением Совета от 17 февраля 2011 года № 208 с изменениями, внесенными Решениями Совета от 21 августа 2012 года № 293, от 13 июня 2013 года № 42 (далее – Устав 2011 года). Решение Совета от 20 ноября 2014 года № 108 опубликовано в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 42 от 28 ноября 2014 года.

Решение от 21 мая 2015 года № 133 было принято в период действия Устава городского поселения, утвержденного Решением Совета от 20 ноября 2014 года № 104 (далее – Устав 2014 года). Решение Совета от 21 мая 2015 года № 133 опубликовано в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 26 от 26 мая 2015 года.

Согласно действующим на момент принятия оспариваемых решений редакциям Уставов городского поселения «Забайкальское» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского поселения отнесены к вопросам местного значения (пункт 2 части 1 статьи 9 Устава 2011 года, пункт 2 части 1 статьи 8 Устава 2014 года).

В структуру органов местного самоуправления городского поселения «Забайкальское» входит Глава городского поселения «Забайкальское», который является главой местной администрации (часть 2 статьи 27 Устава 2011 года, часть 2 статьи 27 Устава 2014 года); Совет городского поселения – выборный постоянно действующий, представительный орган городского поселения, состоящий из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах (часть 1 статьи 25, часть 1 статьи 26 Устава 2011 года, часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 25 Устава 2014 года).

Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, заседание Совета считается полномочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Решения Совета поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета поселения (части 1, 3 статьи 26, часть 3 статьи 37 Устава 2011 года, части 1, 3 статьи 25, часть 3 статьи 35 Устава 2014 года).

Согласно объяснениям Председателя Совета Галкина С.П., протоколам заседания Совета от 20 ноября 2014 года проект Решения № 108 был внесен на рассмотрение Совета Главой городского поселения, на заседании присутствовало 11 из 15 депутатов Совета, голосование по вопросу о рассмотрении проекта Решения «Об установлении и введении земельного налога» проводилось открытым образом, 10 членов Совета проголосовали «за», 1 – «воздержался», таким образом, решение было принято большинством голосов; проект решения № 133 был внесен на рассмотрение Совета Главой городского поселения, на заседании Совета от 21 мая 2015 года присутствовали 11из 15 депутатов, Решение «О внесении изменений в Решение Совета городского поселения «Забайкальское» от 20 ноября 2014 года №108» было принято единогласно. Решения были подписаны Главой городского поселения и опубликованы в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 42 от 28 ноября 2014 года, № 26 от 26 мая 2015 года.

При этом суд не находит оснований полагать, что оспариваемые нормативные правовые акты не были опубликованы (обнародованы) в установленном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Статья 41 Устава 2011 года, регламентировавшая порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, предусматривала в отношении муниципальных правовых актов Совета городского поселения вступление их в законную силу после подписания и обнародования главой городского поселения, если этими актами не установлены иные сроки. Частью 5 указанной нормы Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты Совета о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Официальным опубликованием муниципального правового акта в соответствии с частью 7 указанной статьи Устава считается публикация его полного текста в официальном вестнике «Вести Забайкальска». Порядок учреждения, организационной деятельности, распространения, а также другие вопросы, связанные с печатным средством массовой информации городского поселения устанавливаются Советом городского поселения «Забайкальское». Обнародование муниципальных правовых актов органов местного самоуправления может быть доведено до сведения жителей городского поселения «Забайкальское» путем размещения на досках объявлений в специально отведенных для данных целей местах городского поселения «Забайкальское», разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. При официальном опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта указывается, что данное опубликование (обнародование) является официальным.

Статья 39 Устава 2014 года содержала аналогичные положения о порядке вступления в силу муниципальных правовых актов, а в части, касающейся их официального обнародования, устанавливала размещение муниципального правового акта на специально оборудованных стендах городского поселения «Забайкальское». При этом порядок обнародования муниципальных правовых актов, который должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, принимает Совет поселения.

Таким образом, согласно положениям Уставов городского поселения официальным опубликованием решений Совета поселения является публикация его полного текста в официальном вестнике «Вести Забайкальска».

Решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 19 января 2008 года № 135 утверждено положение о печатном органе массовой информации городского поселения «Забайкальское», в соответствии с которым печатным средством массовой информации городского поселения является муниципальный информационный вестник «Вести Забайкальска», который учрежден для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии городского поселения, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации до населения. Вестник распространяется бесплатно на территории городского поселения «Забайкальское» не реже одного раза в месяц и не позднее 5 дней со дня очередного заседания Совета, тиражом не менее 50 и не более 950 экземпляров.

Постановлением Главы городского поселения «Забайкальское» от 9 февраля 2009 года № 8 «Об учреждении средства массовой информации городского поселения «Забайкальское» для обеспечения издания официальных сообщений и опубликования нормативных и иных актов» определены места его распространения на территории городского поселения, а именно: в магазинах, в почтовом отделении, в поликлинике, жителям населенных пунктов поселения (произвоольно).

Таким образом, информационный вестник «Вести Забайкальска» фактически был учрежден дважды: на основании решения Совета городского поселения, а также на основании постановления Главы городского поселения, однако это не свидетельствует о незаконности его учреждения и несоблюдении процедуры опубликования в нем принимаемых нормативных правовых актов. Сами по себе акты об учреждении печатного органа массовой информации не противоречат друг другу и не содержат взаимоисключающих положений.

Административным ответчиком суду представлены для обозрения подшивки указанного периодического издания за 2011-2015 годы, в которых имеются выпуски вестника № 42 от 28 ноября 2014 года, № 26 от 26 мая 2015 года с указанием на тираж 500 экземпляров, содержащие тексты оспариваемых муниципальных правовых актов, которые исследованы в судебном заседании, копии указанных документов приобщены к материалам дела (т. 2 л.д. 38-39).

Из объяснений представителей Совета поселения, а также из содержания подшивки усматривается, что издание информационного вестника осуществляется путем изготовления макета выпуска и дальнейшего его размножения при помощи копировальной техники в необходимом количестве. При этом учет количества изготовленных копий и их рассылки не ведется.

По сообщению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю от 19 мая 2016 года сведения об информационном вестнике «Вести Забайкальска» в реестре зарегистрированных средств массовой информации отсутствуют (т. 3 л.д. 93).

В силу положений статьи 12 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» для средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, а также для периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, государственная регистрация не требуется, в связи с чем, ее отсутствие в отношении вестника «Вести Забайкальска» основанием для признания процедуры опубликования в нем муниципальных правовых актов городского поселения «Забайкальское» нарушенной не является.

Согласно письменных и устных пояснений представителей административного ответчика все выпуски информационного вестника размещаются на информационном стенде у входа в администрацию городского поселения, в здании администрации на специально отведенном под эти цели столе, а также доступ к ним имеется на сайте городского поселения «Забайкальское». Фотоматериалы, свидетельствующие о наличии указанных мест распространения информационного вестника, представлены административным ответчиком в судебном заседании для обозрения, приобщены к материалам дела (т. 3 л.д. 126-129).

В рамках судебного разбирательства судом была запрошена информация о нахождении оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в регистре муниципальных правовых актов Забайкальского края.

Согласно сведениям, представленным временно исполняющим обязанности Заместителя Председателя Правительства Забайкальского края – Руководителя Администрации Губернатора Забайкальского края от 24 мая 2016 года (дополненным 27 мая 2016 года), Решение Совета от 20 ноября 2014 года № 108 зарегистрировано в Регистре за № RU92008109201400053 от 18 февраля 2015 года, Решение Совета от 21 мая 2015 года № 133 зарегистрировано в Регистре за № RU92008109201500036 от 18 июня 2015 года (т. 3 л.д. 94-95).

Дополнительно из регистра муниципальных правовых актов представлены тексты указанных документов в первоначальных редакциях, а также тексты решений в редакциях, действующих в на момент рассмотрения дела (с учетом изменений, внесенных Решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 30 марта 2016 года № 198) (т. 3 л.д. 96-99).

Кроме того, из приведенного выше регистра представлены скриншоты справок от 9 декабря 2014 года, 28 мая 2015 года, направленных Главой городского поселения «Забайкальское» в Администрацию Губернатора Забайкальского края об опубликовании (обнародовании) оспариваемых муниципальных правовых актов посредством публикации в вышеуказанных выпусках информационного вестника «Вести Забайкальска», а также на сайте www.zabadm.ru (т. 3, л.д. 100, 104). Утверждения о том, что данные скриншоты являются недостоверными и нечитаемыми, не соответствуют действительности.

Также в качестве доказательств соблюдения Советом мер обнародования принятого Решения от 20 ноября 2014 года № 108 являются копии сопроводительных писем о его направлении в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Забайкальскому краю от 26 ноября 2014 года № 4157 и Главе муниципального района «Забайкальский район» от 26 ноября 2014 года № 4156 с отметками об их получении адресатами (т. 3 л.д. 130, 134).

При таком положении, а также с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48, согласно которой целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, суд приходит к выводу о том, что такая возможность в отношении оспариваемых муниципальных правовых актов принявшим их представительным органом муниципального образования была обеспечена. Оснований полагать порядок их опубликования нарушенным не имеется.

В дополнение к изложенному судом принимается во внимание представленный в материалы административного дела акт проверки прокуратурой Забайкальского района соблюдения Советом городского поселения «Забайкальское» требований статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 в части официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, согласно которому информационный вестник «Вести Забайкальска» является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов городского поселения «Забайкальское», распространяется на стенде Администрации городского поселения (ул. Красноармейская, 26), в почтовом отделении (ул. Красноармейская, 40), в поликлинике (ул. Северная, 1), а также в магазинах, расположенных на территории городского поселения. Помимо изложенного, проверкой установлено, что в МУК ИБДЦ (библиотечный центр) городского поселения «Забайкальское», расположенного по адресу: ул. Красноармейская, 42, имеются контрольные экземпляры информационного вестника «Вести Забайкальска» за 2010, 2013-2015 годы, в том числе имеются экземпляры от 28 ноября 2014 года № 42, от 26 мая 2015 года № 26. Около 30-50 экземпляров вестника поступают в библиотечный центр непосредственно после выпуска печатного издания, один из которых подшивается к контрольным экземплярам вестника.

Размер тиража вестника (500 экземпляров) с учетом способов его размещения на стенде, в здании администрации, в магазинах, библиотеке суд расценивает как достаточный для ознакомления населения с содержанием опубликованных решений.

Доводы представителя административного истца Соловцова С.М. о том, что в силу пункта 7 статьи 46 Устава городского поселения 2005 года официальным опубликованием муниципального правового акта является публикация его полного текста в местной газете «Забайкалец», подлежат отклонению как необоснованные.

Из материалов дела следует, что Устав городского поселения, принятый Решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 24 августа 2005 года № 11, является недействующим. После него решениями Совета городского поселения принимались Устав городского поселения, принятый Решением Совета от 28 августа 2009 года № 82, Устав городского поселения, принятый Решением Совета от 17 февраля 2011 года № 208, Устав городского поселения, принятый Решением Совета от 20 ноября 2014 года № 104, что подтверждается предоставленными в дело сведениями из реестра муниципальных образований.

Помимо этого, из сообщения АУ «Забайкальский информационный центр» от 04 февраля 2016 года усматривается, что общественно-информационная газета «Забайкаец» является официальным изданием Забайкальского района. Данных о том, что указанное средство массовой информации является официальным печатным изданием городского поселения «Забайкальское», не имеется.

Поскольку оспариваемые муниципальные правовые акты направлены на установление и изменение ставок земельного налога, то в соответствии с положениям Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в отношении них установлен особый порядок вступления в законную силу.

Так, статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения, предусмотренные указанной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Налоговым периодом в отношении земельного налога в соответствии со статьей 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год. Соответственно, Решение Совета от 20 ноября 2014 года № 108, опубликованное 28 ноября 2014 года, как повышающее налоговые ставки в отношении определенных категорий назначений земельных участков вступает в силу с 1 января 2015 года. Установленный вышеприведенными нормами месячный срок со дня его опубликования оценивается судом как соблюденный.

В решении Совета от 21 мая 2015 года № 133, как улучшающем положение отдельных категорий налогоплательщиков (в зависимости от назначения земельных участков), прямо предусмотрено о его распространении на правоотношения, возникшие с 1 января 2015, что в полной мере соответствует вышеприведенным законоположениям. Также в тексте решения указано на его вступление в силу после официального опубликования, которое было произведено в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 26 от 26 мая 2015 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые ООО «Подолье XXI» Решение Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога», Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 21 мая 2015 года № 133 «О внесении изменений в Решение Совета городского поселения Забайкальское от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога»» приняты в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акт, порядку его принятия и введения его в действие.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» наряду с подлежащими оценке вышеизложенными обстоятельствами суду следует проверять, соответствует ли содержание оспариваемого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оценив содержание оспариваемых нормативных правовых актов, суд полагает их соответствующими действующему федеральному и региональному законодательству.

Указанные решения представительного органа муниципального образования направлены на введение земельного налога и установление размеров налоговых ставок на территории городского поселения «Забайкальское».

Верхние пределы налоговых ставок земельного налога установлены частью 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ. Так, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд верхний предел установлен в 0,3 процента; в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.

Устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований налоговые ставки в силу положений указанной нормы не могут превышать вышеприведенных значений.

В силу части 3 этой же статьи в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, Решения Совета городского поселения «Забайкальское» от 20 ноября 2014 года № 108, от 21 мая 2015 года № 133 в части установления величин налоговых ставок приняты с учетом установленных федеральным законодательством требований, в связи с чем в указанной части они также подлежат оценке как соответствующие действующему законодательству.

Допущенная в содержании оспариваемых решений дифференциация налоговых ставок в зависимости от назначения земельных участков не может быть признана противоречащей положениям статьи 3 Налогового кодекса РФ. Требования административного истца по указанному основанию основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку дифференциация величины налоговых ставок земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков закреплена в самом Налоговом кодексе РФ, а значит, положения оспариваемых актов не могут толковаться как устанавливающие необоснованные обременения.

Содержащиеся в оспариваемых муниципальных правовых актах нормы носят конкретный характер, неоднозначного толкования не допускают.

Ссылки представителя административного истца Соловцова С.М. на несовпадение текстов направленных административному истцу Советом поселения, налоговым органом и представленных в дело оспариваемых решений, подлежат отклонению, поскольку в ходе рассмотрения дела путем сравнения было установлено отсутствие указанных разночтений в текстах нормативных правовых актов, принятых Советом, опубликованных в информационном вестнике, направленных в регистр муниципальных правовых актов, администрацию муниципального района, налоговый орган. Имеющиеся отличия в текстах представленных в дело нормативных правовых актов обусловлены их изложением иной редакции, о чем в документах имеется соответствующее указание. Отсутствие в тексте Решения Совета № 108, направленного административному истцу административным ответчиком 03 февраля 2016 года, указания на то, что текст изложен в редакции Решения от 21 мая 2015 года № 133, само по себе не может служить основанием для признания нормативных правовых актов недействующими.

Суд также отклоняет довод представителя ООО «Подолье XXI» о ненаправлении административным ответчиком обязательного экземпляра в Российскую книжную палату в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», поскольку в силу статьи 23 указанного закона неисполнение обязанности по доставке обязательного экземпляра печатного издания является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности; основанием для признания опубликованных в нем нормативных правовых актов недействующими данное обстоятельство не является.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов недействующими как по мотиву их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так и в связи с принятием оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов с нарушением установленной процедуры, их неопубликованием в установленном порядке.

При таком положении требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» о признании недействующими полностью Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога», Решения Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» от 21 мая 2015 года № 133 «О внесении изменений в Решение Совета городского поселения Забайкальское от 20 ноября 2014 года № 108 «Об установлении и введении земельного налога»» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья (подпись) Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 06.06.2016.

<данные изъяты>

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-72/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.