ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-730/2023 от 01.12.2023 Бийского районного суда (Алтайский край)

22RS0003-01-2023-000913-61

Дело № 2а-730/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2023 года г.Бийск

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Фоменко Г.В.,

при секретаре Витухиной Ю.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Бийского района Ерошина К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Бийского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бийского района обратился в суд с административным иском в защиту интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно–коммунальной сфере в период подготовке к прохождению отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки было установлено, что в целях обеспечения населения Бийского района коммунальными услугами по теплоснабжению согласно приложению № 2 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией района и МУП «Энергетик» в хозяйственном ведении предприятия находятся котельные, подлежащие обеспечением резервными источниками электропитания мощностью, необходимой для обеспечения теплоснабжения:

1. Модульная котельная в <адрес>)

2. Модульная котельная в <адрес>

3. Котельная в <адрес>

4. Котельная в <адрес>)

5. Котельная школы в <адрес>)

6. Котельная в <адрес>)

7. Котельная в <адрес>)

Перерыв работы указанного электрооборудования в период отопительного сезона при отрицательной температуре атмосферного воздуха, может повлечь порчу основного технологического оборудования (тепловых сетей, радиаторов отопления), привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей.

Обеспечение резервным источником электропитания мощностью, необходимой для обеспечения теплоснабжения необходимо в случае выхода из строя котельной, поскольку обеспечение котельной резервными источниками питания, будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное теплоснабжение, направлено на обеспечение уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, что соответственно, повышает надежность электроустановки.

В нарушение указанных норм электроустановки на вышеупомянутых котельных резервные источники питания отсутствуют.

Указанное свидетельствует о недостаточности принятых мер к обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций, что является не допустимым и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

По информации администрации района от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения резервного электроснабжения котельных: Модульная котельная в <адрес>); Котельная в <адрес> Котельная в <адрес>); Котельная школы в <адрес>); Котельная в <адрес>); необходимы резервные источники питания мощностью 50 кВт на каждую котельную. Для обеспечения резервного электроснабжения котельных: Модульная котельная в <адрес>); Котельная в <адрес>) необходимы резервные источники питания мощностью 100 кВт на каждую котельную.

В связи с отсутствием резервных источников питания на котельных и непринятием мер по их обеспечению главе Бийского района прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено соответствующее представление, однако мер по устранению нарушений до настоящего времени не принято.

Просит признать незаконным бездействие администрации Бийского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обеспечению резервными источников электропитания котельных: 1) Модульная котельная в <адрес>), 2) Модульная котельная в <адрес>), 3) Котельная в <адрес> 4) Котельная в <адрес>), 5) Котельная школы в <адрес>), 6) Котельная в <адрес>), 7) Котельная в <адрес>). Обязать администрацию <адрес> обеспечить котельные: Модульная котельная в <адрес>), Котельная в <адрес> Котельная в <адрес>), Котельная школы в <адрес>), Котельная в <адрес>), резервными источниками электропитания мощностью 50 кВт на каждую котельную; Модульная котельная в <адрес>), Котельная в <адрес>) резервными источниками электропитания мощностью 100 кВт на каждую котельную. Установить ответчику срок для совершения действий: в течение 2 месяца с момента вынесения решения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Бийского района Ерошин К.А.. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Бийского района Алтайского края в судебное заседание не явился, представлен отзыв. Просил установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью соблюдения сроков проведения конкурсных процедур по определению поставщика резервных источников снабжения электрической энергии, сроков финансирования.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверка соблюдения требований законодательства в жилищно–коммунальной сфере в период подготовке к прохождению отопительного сезона 2023-2024 было установлено, что в целях обеспечения населения Бийского района коммунальными услугами по теплоснабжению согласно приложению № 2 договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией района и МУП «Энергетик» в хозяйственном ведении предприятия находятся котельные, подлежащие обеспечением резервными источниками электропитания мощностью, необходимой для обеспечения теплоснабжения:1. Модульная котельная в <адрес>), 2. Модульная котельная в <адрес>), 3. Котельная в <адрес>), 4. Котельная в <адрес>), 5. Котельная школы в <адрес>), 6. Котельная в <адрес>), 7. Котельная в <адрес>).

По информации администрации района от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения резервного электроснабжения котельных: Модульная котельная в <адрес>); Котельная в <адрес> Котельная в <адрес>); Котельная школы в <адрес>); Котельная в <адрес>); необходимы резервные источники питания мощностью 50 кВт на каждую котельную. Для обеспечения резервного электроснабжения котельных: Модульная котельная в <адрес>); Котельная в <адрес>) необходимы резервные источники питания мощностью 100 кВт на каждую котельную.

Электроустановки на вышеупомянутых котельных резервные источники питания отсутствуют.

Перерыв работы указанного электрооборудования в период отопительного сезона при отрицательной температуре атмосферного воздуха, может повлечь порчу основного технологического оборудования (тепловых сетей, радиаторов отопления), привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей.

Обеспечение резервным источником электропитания мощностью, необходимой для обеспечения теплоснабжения необходимо в случае выхода из строя котельной, поскольку обеспечение котельной резервными источниками питания, будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное теплоснабжение, направлено на обеспечение уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, что соответственно, повышает надежность электроустановки.

В связи с отсутствием резервных источников питания на котельных и непринятием мер по их обеспечению главе Бийского района прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено соответствующее представление, однако мер по устранению нарушений до настоящего времени не принято.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2013 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п. п. «г» и «ж» п. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

Согласно ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 8 и п. 17). В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.

Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установлено, что под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.

Пунктом 1.3 названных Правил предусмотрено, что электрооборудование тепловых электроустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.

В соответствии с п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Пунктами 1.2.19 и 1.2.20 Правил установлено, что электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Согласно п. 1.12 СНиП II-35-76 «Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.

Установленные судом обстоятельства, свидетельствуют о недостаточности принятых мер Администрацией Бийского района к обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций, что является не допустимым и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации Бийского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обеспечению резервными источников электропитания котельных:

Модульная котельная в <адрес>)

Модульная котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>

Котельная в <адрес>)

Котельная школы в <адрес>)

Котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>)

и возложении обязанности обеспечить резервными источниками электропитания мощностью 50 кВт на каждую котельную:

Модульная котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>

Котельная в <адрес>)

Котельная школы в <адрес>)

Котельная в <адрес>);

обеспечить резервными источниками электропитания мощностью 100 кВт на каждую котельную:

Модульная котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>).

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, с учетом обоснованных доводов административного ответчика, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для совершения указанных действий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду, прокурору Бийского района в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Прокурора Бийского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бийского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обеспечению резервными источников электропитания котельных:

Модульная котельная в <адрес>)

Модульная котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>

Котельная в <адрес>)

Котельная школы в <адрес>)

Котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>)

Обязать администрацию <адрес> обеспечить резервными источниками электропитания мощностью 50 кВт на каждую котельную:

Модульная котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>

Котельная в <адрес>)

Котельная школы в <адрес>)

Котельная в <адрес>)

Обязать администрацию <адрес> обеспечить резервными источниками электропитания мощностью 100 кВт на каждую котельную:

Модульная котельная в <адрес>)

Котельная в <адрес>)

Установить срок для исполнения решения 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Администрацию Бийского района Алтайского края обязанность сообщить об исполнении решения суду, прокурору Бийского района в течение одного месяца.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в помещении суда 05 декабря 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский районный суд.

Судья Г.В.Фоменко