ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7318/15 от 28.12.2015 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2а-7318/15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 декабря 2015 г. г. Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Наумовой А.В., при секретаре Холхоевой Э.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Цыдыпова Б.С. к отделу Военного комиссариата Республики Бурятия по Железнодорожному и Советскому районам о признании незаконным решения призывной комиссии, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Цыдыпов Б.С. обратился в суд с названным иском, указав, что не согласен с решением о призыве его на военную службу, поскольку нарушается его право на отсрочку от призыва в связи с обучением в аспирантуре. Просил признать незаконным решение призывной комиссии, взыскать в его пользу понесенные судебные расходы.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Военный комиссариат Республики Бурятия, призывная комиссия Советского района г. Улан-Удэ, Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Цыдыпов Б.С. и его представитель Тогочиев Б.Ш. заявленные требования поддержали в полном объеме. Цыдыпов Б.С. пояснил, что после окончания магистратуры Московского института стали и сплавов поступил в аспирантуру ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления». ДД.ММ.ГГГГ в отдел Военного комиссариата им представлена справка об обучении в аспирантуре, документ о высшем образовании. Впоследствии при прохождении медицинской комиссии он обнаружил отсутствие в личном деле ранее представленной справки об обучении в аспирантуре, в связи с чем им получена новая справка. Несмотря на наличие указанных документов призывной комиссией принято решение о призыве его на военную службы, в связи с чем, как он полагает нарушено его право на образование.

В судебном заседании представитель Военного комиссариата Республики Бурятия Соболев А.А. с заявленными требованиями не согласился, указав, что Цыдыпову Б.С. в ДД.ММ.ГГГГ году предоставлялась отсрочка от прохождения военной службы в связи с обучением в Университете Российской академии образования. Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году он был отчислен из академии, право на отсрочку административным истцом утрачено. Решение о предоставлении отсрочки выносится один раз призывной комиссией. Документов, подтверждающих наличие законных оснований для предоставления отсрочки, а именно справки об обучении Цыдыповым представлено не было.

На судебное заседание явился представитель административного ответчика Министерства обороны РФ Скворцова Л.С. представившая доверенность на представление его интересов. Скворцова в качестве представителя судом не допущена к участию в деле, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к представителям ч. 1 ст. 55 КАС РФ, а именно ею не представлен документ о высшем юридическом образовании.

Иные участники процесса в зал судебного заседания не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. В отсутствие сведений об уважительных причинах их неявки в судебное заседание, дело рассмотрено по правилам ст. 150 КАС РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Из материалов дела следует, что Цыдыпов Б.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением призывной комиссии Советского района г. Улан-Удэ призван на военную службу.

Цыдыпов Б.С. состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Республики Бурятия по Железнодорожному и Советскому районам. При изучении личного дела призывника Цыдыпова Б.С. установлено, что решением призывной комиссии района от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена отсрочка от военной службы на основании п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе" до ДД.ММ.ГГГГ.

Данная отсрочка предоставлена на основании представленных сведений о поступлении Цыдыпова Б.С. на 1 курс в Университет Российской академии образования.

Из материалов дела также следует, что Цыдыпов Б.С. отчислен из указанного образовательного учреждения приказом от ДД.ММ.ГГГГ в связи с финансовой задолженностью.

Также судом установлено, что Цыдыпов Б.С. проходил обучение в ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ года ему присуждена степень бакалавра. В ДД.ММ.ГГГГ года Цыдыповым получен диплом магистра в том же образовательном учреждении.

На момент рассмотрения дела Цыдыпов Б.С. обучается в аспирантуре ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» по очной форме обучения по направлению подготовки «Технология материалов», имеющем государственную аккредитацию и лицензию на право ведения образовательной деятельности. Зачислен в аспирантуру на основании приказа ...од от ДД.ММ.ГГГГ. Окончание обучения по программе послевузовского образования и защиты квалификационной работы ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. "б" ч. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

На основании ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2007 N 10454), в призывную комиссию представляются документы установленной формы.

Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции.

Указанным перечнем (п.п. «б» п. 3) определено, что для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии лицами, получающими послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения предоставляются следующие документы: диплом о высшем профессиональном образовании; справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы, заверенная печатью образовательного или научного учреждения.

Цыдыпов Б.С. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата по Железнодорожному и Советскому районам, а именно сотруднику военно-учетного стола в каб. ... по ... им были предоставлены документы, свидетельствующие о наличии у него права на отсрочку от военной службы (справка и копия диплома). Сотрудник вложила документы в его личное дело, которое было ему передано в обмен на оставленный им паспорт. После ДД.ММ.ГГГГ при прохождении медицинской комиссии он обнаружил отсутствие в его личном деле справки об образовании, в связи с чем получена повторная справка.

При изучении личного дела призывника Цыдыпова Б.С. в судебном заседании установлено, что оно не прошито (не подклеено), не пронумеровано, не имеет описи, не заполнен лист изучения призывника военным комиссаром.

Судом установлено, что в отделе военного комиссариата по Железнодорожному и Советскому районам не соблюдаются требования Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400 о запрете выдаче личных дел на руки призывникам. Пояснения административного истца о получении им на руки личного дела представителем Военного комиссариата РБ не опровергались.

В личном деле имеется копия диплома магистра ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», полученного Цыдыповым в ДД.ММ.ГГГГ года.

Суд находит доказанным факт того, что Цыдыповым Б.С. предоставлялись документы в военный комиссариат (справка об обучении и диплом о высшем образовании), свидетельствующие о наличии у него права на отсрочку от призыва на военную службу. Данное обстоятельство подтверждается его пояснениями, наличием копии диплома в личном деле.

Пояснения Цыдыпова о получении им справок в образовательном учреждении судом проверены и из представленной суду информации ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» следует, что справка об обучении в аспирантуре выдавалась Цыдыпову Б.С. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чему представлена копия книги учета справок.

Доводы Цыдыпова Б.С. о предоставлении им справки ДД.ММ.ГГГГ стороной административного ответчика не опровергнуты. Учитывая, что документы в личном деле представлены суду в неупорядоченном виде, отсутствует опись документов, факт отсутствия справки в личном деле не свидетельствует о том, что справка Цыдыповым не предоставлялась, учитывая, что на представленной Цыдыповым копии диплома отсутствуют какие-либо сведения о регистрации, что не позволяет установить фактическую дату предоставления документа. Показания допрошенного ранее в качестве свидетеля сотрудника военного комиссариата Малкова А.Н., исследованные судом журналы учета входящих документов, пояснения Цыдыпова Б.С., сопоставленные с материалами дела, не опровергают.

Достоверных доказательств того, что справка об обучении в аспирантуре не была представлена административным истцом в призывную комиссию, в материалах дела не имеется.

Учитывая, положения п. "б" ч. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принимая во внимание, что Цыдыповым были предоставлены документы, свидетельствующие о наличии у него права на отсрочку от военной службы, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Из системного толкования норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует вывод о том, что заявитель имеет право на предоставление отсрочки от призыва в связи с обучением в аспирантуре, данное право административный истец ранее не реализовывал, проходит обучение по очной форме обучения в образовательном учреждении имеющем лицензию на право ведения образовательной деятельности государственную аккредитацию, а следовательно, имеет право на отсрочку от военной службы на период обучения в аспирантуре.

Ссылку представителя административного ответчика на п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11 ноября 2006 года за N 663 предусматривающей, что комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса, суд находит несостоятельной. Изложенные в данной норме положения, а также системное толкование норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе не свидетельствуют об отсутствии у административного истца, получившего ранее отсрочку по п.п. «а» ч. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" реализовать право на получение отсрочки по п.п. «б» ч. 2 ст. 24 названного закона.

Отчисление из образовательного учреждения в ДД.ММ.ГГГГ году также не является препятствием в реализации права на отсрочку в связи с обучением в аспирантуре.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что призывной комиссией Советского района г. Улан-Удэ вынесено незаконное и необоснованное решение о призыве Цыдыпова Б.С. на военную службу, нарушено его право на образование, гарантированное ст. 47 Конституции РФ.

В соответствии с п. 2, 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663) призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (далее - отдел (муниципальный), при содействии местной администрации, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального).

Частью 1 статьи 111 КАС Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них решения о призыве на военную службу либо иного предусмотренного законом решения.

Пунктом 7 статьи 1 этого Федерального закона предусмотрено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.

Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609 (далее Положение), установлено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения).

Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения).

Исходя из положения пункта 17 Положения, именно в обязанности Военного комиссариата входит: организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе (подпункт 19).

В соответствии с абзацем 1 подпункта 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704, (далее Правила) компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.

Согласно пункту 3 названных Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности.

Таким образом, призыв граждан Российской Федерации на военную службу является одной из форм осуществления воинской обязанности, проведение которого организует военный комиссариат через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях за счет средств федерального бюджета.

Административным истцом на стадии рассмотрения дела понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере рублей, на оплату услуг нотариуса для оформления доверенности в размере руб., на оплату услуг представителя в размере руб., которые надлежит взыскать с Военного комиссариата Республики Бурятия.

Статьей 112 КАС РФ определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Определяя сумму подлежащую взысканию на оплату услуг представителя, исходя принципа разумности и справедливости, принимая во внимание объем работы, выполненных представителем административного истца, учитывая, что представителем подготовлено исковое заявление принято участие в трех судебных заседаниях и беседе, суд считает возможным взыскать сумму судебных расходов, затраченных истцом на услуги представителя по представлению его интересов в суде первой инстанции в размере 5000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования Цыдыпова Булата Саяновича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение призывной комиссии Советского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу Цыдыпова Б.С..

Взыскать с Военного комиссариата Республики Бурятия в пользу Цыдыпова Б.С. судебные расходы в размере руб. на оплату государственной пошлины, руб. на оплату услуг представителя, руб. на оплату услуг нотариуса.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья А.В. Наумова