Дело № 2а-731/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2017 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Фетисовой М.А.,
при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, о признании решения незаконным и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец 26 октября 2017 г. обратился в суд с указанным иском к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, просил признать незаконным решение от 17 марта 2017 г. об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и возложить обязанность предоставить земельный участок. В обоснование требований ссылается на то, что 14 марта 2017 г., посредством кабинета ФИС «На Дальний Восток», он обратился в администрацию Комсомольского муниципального района с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с координатами по пяти точкам: 1.ш. 50.7140502293451 д.137.3853313472248, 2.ш. 50.7138668070945 д. 137.3854761865117,3. ш.50.7132502992689 д.137.3856800343966, 4. ш. 50.7131551899017д. 37.3854761865115, 5. ш. 50.7137411284712 д. 137.3847224857786. Указанное заявление было 17 марта 2017 г. перенаправлено администрацией района в Управление лесами правительства Хабаровского края, а 28 марта 2017 г. в предоставлении земельного участка ему было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок попадает на земли лесного фонда, полномочий по распоряжению которым администрация Комсомольского муниципального района не имеет. 03 мая 2017 г. в администрацию района поступило заявление ФИО2 о предоставлении ему земельного участка площадью <данные изъяты>.м., в границы которого входил и земельный участок, ранее запрошенный ФИО3. 11 мая 2017 г. администрацией района издано постановление №609 об утверждении ФИО2 схемы размещения земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, где администрация Комсомольского муниципального района по полученному от ФИО2 ответу КГКУ «Комсомольское лесничество» о том, что указанный земельный участок не входит в границы лесного фонда, указала, что испрашиваемый ФИО2 земельный участок находится на землях категории «земли сельскохозяйственного назначения». 02 июня 2017 г. между администрацией Комсомольского муниципального района и ФИО2 заключен договор № 216 безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №.
В силу положений ч.1 ст.5 Федерального Закона РФ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.05.2016г. №119-ФЗ ( далее по тексту ФЗ 01.05.2016г. №119-ФЗ ), рассмотрение заявлений граждан о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование осуществляется уполномоченным органом в порядке их поступления. В случае поступления в уполномоченный орган в один день нескольких заявлений граждан о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, направленных посредством почтовой связи, их рассмотрение осуществляется в порядке очередности исходя из даты приема почтового отправления оператором почтовой связи. При этом, положениями ч.6 ст.5 указанного закона в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган направляет межведомственные запросы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
Поскольку он ранее ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, то имеет преимущественное право на указанный земельный участок. О том, что отказом администрации района нарушено его право на заключение договора безвозмездного пользования земельного участка, он узнал 28.07.2017г. из ответа прокуратуры Комсомольского района Хабаровского края, в связи с чем полагает, что не пропустил срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В ходе производства по делу, 10 ноября 2017 г., представителем истца заявлено о привлечении к участию в деле, в качестве соответчика, Управление лесами Правительства Хабаровского края, поскольку установлено, что указанным органом предоставлена информация о невозможности предоставления истцу испрошенного им земельного участка. Определением суда от 10 ноября 2017 г. Управление лесами Правительства Хабаровского края привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Уточнив заявленные требования, истец просит признать незаконным решение администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 17 марта 2017 г. о перенаправлении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка в Управление лесами Правительства Хабаровского края, признать незаконным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края от 28 марта 2017 г. об отказе в предоставлении истцу земельного участка и возложить на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанность предоставить истцу в безвозмездное пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в кадастровом квартале № Комсомольского района Хабаровского края, в точках с координатами: 1.ш. 50.7140502293451 д.137.3853313472248, 2.ш. 50.7138668070945 д. 137.3854761865117,3. ш.50.7132502992689 д.137.3856800343966, 4. ш. 50.7131551899017д. 37.3854761865115, 5. ш. 50.7137411284712 д. 137.3847224857786.
В обоснование требований ссылается на то, что 17 марта 2017 г. администрация Комсомольского муниципального района, в нарушение требований ч.6 ст.5 ФЗ 01.05.2016г. №119-ФЗ, не провела проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении истцу земельного участка в безвозмездное пользование путем направления межведомственного запроса, но перенаправила заявление истца в Управление лесами Правительства Хабаровского края. 28 марта 2017 г. Управлением лесами Правительства Хабаровского края, в нарушение п.4.2. Положения об Управлении лесами Правительствами Хабаровского края, без проверки сведений об отнесении испрашиваемого истцом земельного участка к тому или иному виду земель, приняло решение об отказе в предоставлении истцу земельного участка в безвозмездное пользование. При этом заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка, в состав которого вошел и ранее испрошенный истцом участок, поступившее в администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края позднее заявления истца, было положительно рассмотрено на основании предоставленной ФИО2 справки из КГКУ «Комсомольское лесничество», которую в соответствии с положениями ст.91 ЛК РФ административный ответчик должен был получить еще при обращении истца в порядке, установленном законодательством.
В судебное заседании административный истец не явился. Его представитель адвокат Ворошкова И.Ю. на удовлетворении уточненных требований настаивала, суду пояснила, что администрация района нарушила порядок действий, установленный ФЗ 01.05.2016г. №119-ФЗ, т.к. не установила категорию земель испрошенного ФИО1 участка и перенаправила его заявление в Управление лесами. Действиями ответчиков существенно нарушены права истца, которые подлежат восстановлению путем признания права. Относительно заявления представителей административных ответчиков о пропуске срока на обращение в суд пояснила, что истец о нарушении администрацией района его права незаконным перенаправлением заявления в Управление лесами узнал из информации прокурора Комсомольского района от 28.07.2017 г., а о нарушении Управлением лесами его права незаконным отказом в предоставлении земельного участка истец узнал из сообщения прокуратуры Хабаровского края от 21.09.2017 г. Полагает, что с этих дат должно исчисляться начало срока на обращение в суд за восстановлением нарушенных прав истца.
В судебном заседании ФИО4 - представитель администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении истцу отказать. Суду пояснила, что истцом пропущен срок на обжалование решения администрации от 17 марта 2017 г. о перенаправлении заявления истца в Управление лесами. В соответствии с положениями ФЗ 01.05.2016г. № 119-ФЗ, предоставление земельного участка в безвозмездное пользование носит заявительный характер, земельный участок предоставляется гражданину не на основании решения суда, а на основании заявления гражданина. Администрация района не отказывала ФИО1 в предоставлении земельного участка. Предоставить ФИО1 именно тот участок, который он просит в исковом заявлении, не имеется возможности, поскольку этот участок входит в участок, уже предоставленный иному лицу.
В судебном заседании ФИО - <данные изъяты>, в качестве специалиста пояснил, что при рассмотрении заявления ФИО1, поступившего 14.03.2017 г., не было уверенности, что участок находится только на землях Комсомольского муниципального района. На плане территориального планирования, было видно, что запрашиваемый участок находится на границе и частично входит в земли лесного фонда. Поэтому заявление ФИО1 перенаправили в Управление лесами, где подтвердилось, что участок попадает на земли лесного фонда. Управление лесами отказало ФИО1 в предоставлении участка по этим основаниям. Межведомственный запрос относительно места расположения испрошенного ФИО1 участка администрация района не направляла ввиду отсутствия необходимости. При обращении ФИО2 за предоставлением земельного участка, в программу уже был добавлен функционал «границы муниципальных образований», вследствие чего было четко видно, что испрошенный ФИО2 участок на земли лесного фонда не попадает.
В судебное заседание представитель ответчика Управление лесами Правительства Хабаровского края не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно отзыву, исковые требования не признает, поскольку при рассмотрении заявления ФИО5, согласно представляемой филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" на март 2017 г. информации, земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. в кадастровом квартале № Комсомольского района Хабаровского края, был расположен на защитных лесах (ценные леса -нерестоохранные полосы лесов). Филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" только в июне 2017 г. были откорректированы векторные слои (квартальная сеть лесничеств Хабаровского края), в связи с чем только после этого было установлено, что заявленный ФИО1 участок находится за границами земель лесного фонда и его предоставление находится в ведении администрации Комсомольского муниципального района. В связи с этим, отказ Управления на март 2017 г. являлся законным и был основан на фатах и материалах, не зависящих от Управления. Кроме того, полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с требованиями к Управлению лесами, поскольку истцу о нарушении прав стало известно 28.07.2017 г., то есть требования от 21.11.2017 г. в адрес Управления лесами поданы за пределами трехмесячного срока.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Представителями административных ответчиков заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с указанными к ним требованиями.
Представителем истца, в обоснование возражений относительно пропуска срока, приведены доводы о том, что о нарушении своих прав администрацией района незаконным перенаправлением заявления в Управление лесами истец узнал из информации прокурора Комсомольского района от 28.07.2017 г., а о нарушении Управлением лесами его права незаконным отказом в предоставлении земельного участка истец узнал из сообщения прокуратуры Хабаровского края от 21.09.2017 г..То есть начало срока на обращение в суд следует исчислять с указанных дат.
Согласно информации прокурора Комсомольского района от 28.07.2017 г., ФИО1 по результатам рассмотрения его заявления о правомерности предоставления земельного участка ФИО2, сообщено, в том числе, что заявление ФИО1 от 14.03.2017 г. было перенаправлено администрацией района 17.03.2017 г. в Управление лесами. Вывод прокурора о незаконности перенаправления заявления в данном документе не содержится. Напротив, прокурор полагал, что администрация района вышла за пределы полномочий, предоставив ФИО2 земельный участок, находящийся в границах земель лесного фонда.
Согласно информации прокуратуры Хабаровского края от 21.09.2017 г., ФИО1 сообщено, что его заявление перенаправлено администрацией Комсомольского района в Управление лесами 21.03.2017 г. При этом выводов о незаконности перенаправления заявления данный документ так же не содержит. Кроме того, ФИО1 проинформирован о том, что Управлением лесами при рассмотрении его заявления не приняты меры к направлению и получению в установленном порядке от филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" информации, необходимой для установления точного места расположения земельного участка.
Суду не представлено сведений о том, когда именно ФИО1 был ознакомлен с решением об отказе в предоставлении ему земельного участка, принятым Управлением лесами 28.03.2017 г. При этом вывод о нарушении его права ФИО1 мог сделать только после того, как узнал о предоставлении земельного участка ФИО2.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец срок на обращение в суд не пропустил и заявил их, к каждому из ответчиков, своевременно.
Согласно ст. 2 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ, гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 5 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ, рассмотрение заявлений граждан о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование осуществляется уполномоченным органом в порядке их поступления. В случае поступления в уполномоченный орган в один день нескольких заявлений граждан о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, направленных посредством почтовой связи, их рассмотрение осуществляется в порядке очередности исходя из даты приема почтового отправления оператором почтовой связи.
Согласно п.6 ст.5 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ, в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган направляет межведомственные запросы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что ФИО1, путем обращения с заявлением от 14.03.2017 г. в администрацию Комсомольского муниципального района, испрашивал в безвозмездное пользование земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный в Комсомольском районе Хабаровского края, широта 50°42"49" долгота 137°23"7".
На основании п.3 ст.5 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ, в случае, если в компетенцию уполномоченного органа не входит предоставление испрашиваемого земельного участка, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование направляет его в соответствующий уполномоченный орган и уведомляет об этом в письменной форме гражданина, подавшего данное заявление.
В судебном заседании установлено, что согласно данным территориального планирования, испрошенный ФИО1 земельный участок попадал на земли лесного фонда, в связи с чем 17.03.2017 г. заявление ФИО1 было направлено администрацией района в соответствующий уполномоченный орган - Управление лесами Правительства Хабаровского края, о чем ФИО1 был уведомлен в письменной форме.
Таким образом, указанные действия по направлению заявления ФИО1 в Управление лесами совершены администрацией Комсомольского муниципального района в строгом соответствии с требованиями ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ. Следовательно, не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения администрации Комсомольского района от 17.03.2017 г. о направлении заявления истца в Управление лесами.
Доводы истца о том, что администрации района следовало направить межведомственные запросы для проверки наличия или отсутствия оснований для отказа истцу в предоставлении земельного участка, суд находит в данном случае не состоятельными. Так, в судебном заседании установлено, что при рассмотрении заявления ФИО1 у администрации района не имелось сомнений в том, что испрашиваемый участок попадает на земли лесного фонда.
Управлением лесами ФИО1 в предоставлении данного участка отказано ввиду того, что участок попадает на земли лесного фонда и не может быть предоставлен на основании п.21 ст.7 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ.
Следовательно, в марте 2017 г. ни у администрации Комсомольского района, ни у Управления лесами не имелось информации о том, что испрашиваемый ФИО1 участок находится за границами земель лесного фонда.
В судебном заседании установлено, что в связи с добавлением в программу функционала «границы муниципальных образований», при рассмотрении в мае 2017 г. заявления ФИО2 о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, не имелось сомнений в том, что испрашиваемый им участок не попадает на земли лесного фонда. ФИО2 постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 11.05.2017 г. № 609 утверждена схема размещения на публичной кадастровой карте земельного участка, расположенного на территории Хабаровского края, Комсомольского муниципального района, в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м. Затем, ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией Комсомольского муниципального района и ФИО2 был заключен договор № 216 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в Хабаровском крае, Комсомольском районе, на срок по ДД.ММ.ГГГГ
Материалами дела подтверждается, что ФИО2, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный в иных, чем испрошенный ФИО1 участок, поворотных точках по широте и долготе.
Согласно сообщению прокурора Комсомольского района Хабаровского края от 28.07.2017 г., на имя ФИО1, по результатам проведения проверки правомерности предоставления земельного участка ФИО2, установлено, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного ФИО2
Прокурором Комсомольского района Хабаровского края 27.07.2017 г. внесено представление главе Комсомольского муниципального района. Прокурор полагал, что администрация района, предоставив ФИО2 земельный участок на землях лесного фонда, вышла за предела своих полномочий.
В ходе рассмотрения представления прокурора была истребована и получена, в том числе, от Управления лесами Правительства Хабаровского края, информации о том, что ни участок, испрошенный 14.03.2017 г. ФИО1, ни участок, предоставленный 02.06.2017 г. ФИО2, не находятся на землях лесного фонда. Ранее предоставленная прокурору информация о расположении участков на землях лесного фонда - не верна, так как выявлены технические ошибки в программе, в которой работал сотрудник Управления лесами.
По мнению прокуратуры Хабаровского края, изложенному 21.09.2017 г. в сообщении ФИО1 о результатах проверки его заявления, принятие Управлением лесами незаконного решения об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка, повлекло бездействие Управления, не истребовавшего информацию точного места расположения земельного участка.
Согласно материалам надзорного производства № 7-882-2017, представленного прокуратурой Хабаровского края по запросу суда, 21.09.2017 г. первым заместителем прокурора края внесено представление начальнику Управления лесами правительства края. Согласно представлению, Управлением лесами не приняты меры к направлению и получению в установленном порядке информации от филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект», необходимой для установления точного места расположения земельного участка. Прокурор потребовал отменить принятое решение об отказе в предоставлении земельного участка ФИО1, вернуть заявление ФИО1 в администрацию Комсомольского района на рассмотрение.
Из материалов надзорного производства не следует, что в ходе рассмотрения представления прокурора была установлена вина Управления лесами в отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка.
В судебном заседании показаниями представителя администрации района установлено, что в администрацию не направлялось для повторного рассмотрения из Управления лесами заявление ФИО1
Поскольку в судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения Управлением лесами заявления ФИО1 имелась однозначная информация о том, что испрашиваемый им земельный участок попадает на земли лесного фонда, то в силу ранее приведенных положений п.3 и п. 6 ст.5 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ Управлением лесами обоснованно принято решение об отказе в предоставлении земельного участка ФИО1, поскольку испрашиваемый земельный участок является земельным участком из состава земель лесного фонда и на таком земельном участке расположены защитные леса ( п.21 ст.7 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ ).
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края от 28.03.2017 г. об отказе в предоставлении истцу земельного участка.
Истец, заявляя требование о признании незаконным решения Управления лесами, не просит о возложении на данного ответчика какой-либо обязанности.
Разрешая требований истца о возложении на администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края обязанности предоставить ему именно тот участок, за предоставлением которого он обращался 14.03.2017 г., в тех же границах поворотных точек и той же площадью, суд приходит к следующему.
Администрация Комсомольского муниципального района не отказывала ФИО1 в предоставлении данного участка, в связи с чем нет оснований признать незаконным отказ администрации района и возложить на администрацию района обязанность предоставить ФИО1 данный участок.
В судебном заседании установлено, что участок, о предоставлении которого просит ФИО1, входит в состав участка, уже предоставленного ФИО2 на законных основаниях, уполномоченным лицом.
Доводы ФИО1 о наличии у него, по сравнению с ФИО2, преимущественного права на получение земельного участка, ввиду более раннего обращения с заявлением о предоставлении участка, не свидетельствуют о наличии возможности изъятия земельного участка у ФИО2
В судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка, аналогичное заявление ФИО1 уже было рассмотрено, решение по заявлению ФИО1 уже было принято и с заявлением о предоставлении земельного участка в иных границах ФИО1 более не обращался. То есть заявления сторон рассмотрены в порядке очередности их поступления, что соответствует требованиям ст.5 ФЗ от 01.05.2016 N 119-ФЗ.
Кроме того, истец и ответчик обращались за предоставлением участков с разными координатами, с разной площадью, в связи с чем нет оснований утверждать, что ФИО1 и ФИО2 обращались с заявлениями о предоставлении одного и того же земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца, в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1 отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 04 декабря 2017 г.
Судья