ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-731/19 от 20.06.2019 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-731/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Калач-на-Дону

Волгоградской области 20 июня 2019 года

Судья Калачёвского районного суда Волгоградской области Косолапова В.А., при секретаре судебного заседания Бастрыкиной Т.Ю.,

с участием административного истца прокурора - помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Мачульской Н.В., представителя административного ответчика Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Постовойтовой О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Калачёвского района Волгоградской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о противодействии терроризму,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Калачёвского района Волгоградской области, обратился в Калачевский районный суд Волгоградской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о противодействии терроризму, а именно:

- признать бездействие администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии терроризму незаконным;

- обязать администрацию Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области провести категорирование и оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры-моста, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (инв.01010063), длиной более 25 метров в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в реестр категорированных объектов, разработать план безопасности объекта.

В обоснование иска указано следующее: прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и транспортной безопасности в деятельности администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация).

В силу ст. 14 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131) к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 ФЗ N 131, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

На основании ч.ч.5, 9 ст.1 Федерального закона №16 «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ №16) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя в том числе, тоннели, эстакады, мосты и др.

К субъектам транспортной инфраструктуры относятся: юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности и др. (ст.2 ФЗ №16)

Статьей 4 ФЗ №16 предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

В силу ч. 2-4, ст.5 ФЗ № 16 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ч.ч. 1-4 ст. 6 ФЗ №16, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 9 ФЗ №16 на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Проведенной проверкой установлено, что на основании акта приема-передачи объектов муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ главой Калачевского муниципального районом Волгоградской области в порядке разграничения муниципальной собственности Калачевского муниципального района Волгоградской области в собственность Администрации передано муниципальное имущество, в том числе объект транспортной инфраструктуры - мост, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (инв.01010063), длиной более 25 метров.

Вместе с тем, Администрацией Калачевского городского поселения оценка уязвимости, категорирование названного объекта до настоящего времени не проведены, соответственно сведения в Росавтодор о включении в реестр категорированных объектов, объекта транспортной инфраструктуры-моста не направлялись, план безопасности не разрабатывался.

Бездействие Администрации нарушает права неопределенного круга лиц на антитеррористическую защищенность при передвижении по объекту транспортной инфраструктуры.

Просит удовлетворении заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании административный истец прокурор - помощник прокурора Калачёвского района Волгоградской области Мачульская Н.В. заявленные требования уточнила, просила

- признать бездействие администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии терроризму незаконным;

- обязать администрацию Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области провести категорирование и оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течении трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры-моста, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (инв.01010063), длиной более 25 метров в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в реестр категорированных объектов, разработать план безопасности объекта.

Уточненные требования прокурор Мачульская Н.В. поддержала и ходатайствовала об их удовлетворении в полном объеме, представила доводы аналогично изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области Постовойтова О.В. предъявленные уточненные административные требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения. Пояснила, что в настоящее время Администрацией Калачевского городского поселения предприняты меры к установлению границ земельного участка, оформлению межевого плана земельного участка, а также изготовления технического плана на сооружение «мост» в связи с чем заключены договора на выполнение указанных работ с <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 14 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –ФЗ №131) к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 ФЗ N 131 в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации..." к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Федеральным законом от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу п.2, 3 ч.2 ст.12 ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению.
Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п.1 ст.1 ФЗ «О транспортной безопасности»).

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Согласно пп.5-7 п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утв. постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 г. №924, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме; представлять на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в Федеральное дорожное агентство план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры; реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

В судебном заседании установлено, что административному ответчику – Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> передано недвижимое муниципальное имущество, в том числе объект транспортной инфраструктуры - мост, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (инвентарный ), длиной более 25 метров.

Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, на Администрации Калачевского городского поселения, как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения категорирования и оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр категорированных объектов, а также разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта.

Вместе с тем, Администрацией Калачевского городского поселения оценка уязвимости, категорирование указанного объекта до настоящего времени не проведены, соответственно сведения в Росавтодор о включении в реестр категорированных объектов, объекта транспортной инфраструктуры-моста не направлялись, план безопасности не разрабатывался.

На момент рассмотрения настоящего дела в пользовании административного ответчика объект недвижимого имущества, который не категорирован и не включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в нарушение требований п.4 ч.2 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», согласно которого предусмотрено, что основной задачей обеспечения транспортной безопасности является категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий – п.п.2 ст.1 указанного Закона), в связи с чем в адрес субъекта транспортной инфраструктуры – Администрации Калачевского городского поселения, прокурором Калачёвского района <адрес> направлено соответствующее уведомление.

До настоящего времени оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (инвентарный ), длиной более 25 метров, в сроки, установленные действующим законодательством не проведена.

Также в отношении указанного объекта транспортной инфраструктуры не разработан планы обеспечения транспортной безопасности.

Бездействие Администрации нарушает права неопределенного круга лиц на антитеррористическую защищенность при передвижении по объекту транспортной инфраструктуры – <адрес><адрес>.

С учетом установленных по делу обстоятельств и норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 333.35 ч.2 Налогового Кодекса РФ федеральные органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск прокурора Калачёвского района Волгоградской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии терроризму незаконным.

Обязать администрацию Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> провести категорирование и оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (инв.01010063), длиной более 25 метров в течении трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу; утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - моста, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (инв.01010063), длиной более 25 метров, в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в реестр категорированных объектов, разработать план безопасности объекта.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Косолапова В.А.