ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-731/20 от 12.03.2020 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-731/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Огнивенко О.Б.,

при секретаре Шарауховой К.А.,

с участием представителя административного истца Казанцевой Н.А.,

представителей административного ответчика -

КПК «РОКС» Шаргаева В.В., Тепловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к КПК «РОКС», Рудакову Николаю Михайловичу, Черданцеву Владимиру Викторовичу, Екимовой Инне Анатольевне, Петренко Леониду Анатольевичу о ликвидации кредитного потребительского кооператива, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, в котором просил ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Региональное объединение кредитных союзов» (ОГРН ***, дата государственной регистрации 06 апреля 2007 года, ИНН ***, адрес (место нахождения) <адрес>), возложить на учредителей кредитного потребительского кооператива «Региональное объединение кредитных союзов»: **** (ОГРН ***, ИНН ***), **** (ОГРН ***, ИНН ***), Рудакова Н.М., ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ6, Черданцева В.В., Екимову И.А., Петренко Л.А., обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу и направить копию решения в Единый регистрационный центр Межрайонной инспекции ФНС № 15 по Алтайскому краю для внесения сведений о ликвидации кооператива в ЕГРЮЛ.

В обоснование требований ссылается на то, что КПК «РОКС» неоднократно нарушал Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты Банка России, в частности: ведение бухгалтерского учета и представление отчетности в Банк России; порядка формирования резервов на возможные потери по займам; соблюдения финансовых нормативов.

В ходе рассмотрения дела определением судьи, занесенным в протокол судебного заседания от 04.03.2020 и 12.03.2020, из числа ответчиков исключены ********, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ26

Представитель административного истца Казанцева Н.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители административного ответчика КПК «РОКС» в судебном заседании возражали против заявленных требований, указывая на отсутствие оснований для ликвидации КПК, поскольку установленные нарушения нельзя признать существенными.

Свою позицию представитель административного ответчика Теплова Ю.В. изложила в письменном виде в отзыве от 12.03.2020, в котором указано, что во исполнение полученного предписания Банка России КПК «РОКС» ежемесячно, начиная с момента получения предписания, направляет в Банк России отчеты о выполнении введенного запрета с приложением документов на дату их предоставления. По данным КПК «РОКС» все нарушения, выявленные Банком России, кооперативом устранены. Каких-либо дополнительных запросов Банк России в адрес КПК «РОКС» не направлял. Вместе с тем, на момент обращения с настоящим административным иском предписание с кооператива не снято. 24.06.2019 в адрес Банка России направлен отчет об исполнении предписания Банка России от 17.05.2019. Затем 28.11.2019 в адрес Банка России направлено ходатайство о снятии предписания с КПК «РОКС» в связи с его исполнением в полном объеме и предоставлении мотивированного ответа на ходатайство. Ответа на ходатайство не поступило, предписание не снято. В ходе судебного рассмотрения Банк России представил внутренний документ «Заключение о рассмотрении информации, представленной КПК «РОКС» в рамках исполнения предписания Банка России о запрете на осуществление привлечения денежных средств членов (пайщиков), прием новых членов и выдачу займов» № ВН-6-16-2-2/60555ДСП от 20.12.2019 года. Из представленного Банком России заключения следует, что все выявленные надзорным органом нарушения устранены КПК «РОКС», кроме нарушения в части несоблюдения порядка расчета ФН1 (стр. 13 Заключения). Указано на неоднократность.

Кроме указанного нарушения Банк России указывает на признаки нарушений финансового норматива ФН8 и порядка его расчета (стр. 4-5, 14 Заключения). Указано на неоднократность.

Учитывая, что обратная связь с Банком России отсутствует, последний не сообщает о результатах рассмотренных отчетов кооператива, ходатайства кооператива не рассматривает, на запросы не отвечает, КПК «РОКС» не имеет возможности объективно «исправлять» недостатки своей деятельности, поскольку он не обладает сведениями о результатах проделанной им работы и оценки Банком России предоставляемой ежемесячно информации. Именно поэтому КПК «РОКС» на 14.11.2019 (дата указана в Заключении) не изменен подход к порядку расчета норматива ФН1.

Полагает, что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. В связи с чем считает, что обстоятельства, на которые ссылается Банк России, не доказаны, достаточные основания для ликвидации кооператива Банком России не представлены.

Представитель административного ответчика **** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что **** участвовал в регистрации КПК «РОКС». Основной целью создания КПК «РОКС» у участников было взаимодействие с властными структурами по вопросу финансовой помощи кредитной кооперации в кризисное время. Поэтому изначально **** не являлся членом (пайщиком) КПК «РОКС»,что подтверждается реестром этого кооператива, находящимся в материалах дела.

Кроме того, представитель административного ответчика **** указал, что 19 февраля 2015 года в адрес КПК «РОКС» было направлено письмо, о том, чтобы собрание КПК «РОКС» приняло решение об исключении из состава учредителей и провести данное решение через органы налоговой инспекции. Но рабочие органы КПК «РОКС» проигнорировали данное письмо, и не вывели из реестра **** официально через ИФНС. На тот момент ИФНС не принимало заявления от участников юридических лиц об исключении их из ЕГРЮЛ.

Также указал, что решением общего собрания членов **** от 10 июня 2019 года принято решение о выводе из состава учредителей Кредитного потребительского кооператива «РОКС» в связи с непредставлением в течении длительного времени (более 10 лет) какой-либо информации о текущей финансовой деятельности, фактическим неучастием в каких-либо делах кооператива. Данное решение соответствует ст. 14 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ (в редакции от 02.12.2019) «О кредитной кооперации» и Уставу ****

06.02.2020 ИФНС № 15 г. Барнаула исключила **** из состава учредителей КПК «РОКС», что подтверждается в выписке из ЕГРЮЛ КПК «РОКС».

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.02.2020, полученной в ИФНС № 15, **** не числится в учредителях КПК «РОКС». В связи с чем полагает, что **** необоснованно привлечен в качестве ответчика.

Представитель административного ответчика **** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменное ходатайство, в котором просил исключить из списка административных ответчиков **** (**** поскольку 20.04.2013 Общим собранием пайщиков **** было принято решение о выходе из учредителей КПК «РОКС» по причине того, что **** не давал согласия на государственную регистрацию в качестве учредителя СПК «РОКС» и не принимал никакого участия в деятельности данной организации. Данное решение было отправлено в СПК «РОКС» 18.05.2013. Лист записи в ЕГРЮЛ по этому решению ими сделан не был. **** самостоятельно обратился 27.12.2019 в налоговую инспекцию с заявлением об изменении сведений об учредителях (участниках) КПК «РОКС». Согласно листа записи от 13.01.2020 **** не является учредителем (участником) КПК «РОКС». Выход из состава членов кредитного потребительского кооператива участника, в том числе являющегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможность возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.

13.01.2020 ИФНС № 15 г. Барнаула исключила **** из состава учредителей КПК «РОКС», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ КПК «РОКС».

Представитель третьего лица - МИФНС № 15 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил исковые требования Центрального банка Российской Федерации удовлетворить, дополнительно указав, что 30.01.2020 в соответствии с пунктом 2.2 статьи 17 Закона №129-ФЗ в Межрайонную ИФНС России № 15 по Алтайскому краю лично ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ2 (далее - ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ2) представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении КПК «РОКС» по форме № Р14001 (вх. № 1789А).

Заявление представлено в связи с внесением сведений о прекращении участия ****» (далее - **** ОГРН ***, ИНН ***.

Заявителем указан руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - участника ****ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ2, подпись, личность, полномочия заявителя установлены ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ3 нотариусом Барнаульского нотариального округа.

Ввиду отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, предусмотренных статьей 23 Закона №129-ФЗ Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю 06.02.2020 принято решение о государственной регистрации № 1789А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером ***.

06.02.2020 в соответствии с пунктом 2.2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ в Межрайонную ИФНС России № 15 по Алтайскому краю лично ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ6 (далее - ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ6) представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении КПК «РОКС» по форме № Р 14001 (вх. № 2426А).

Заявление представлено в связи с внесением сведений о прекращении участия ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ6

Заявителем указано физическое лицо - участник КПК «РОКС» ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ6, подпись, личность, полномочия заявителя установлены ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4, временно исполняющей обязанности нотариуса Барнаульского нотариального округа ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ3.

Ввиду отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, предусмотренных статьей 23 Закона № 129-ФЗ Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю 13.02.2020 принято решение о государственной регистрации № 2426А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером ***.

Таким образом, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по состоянию на 25.02.2020 учредителями (участниками) юридического лица КПК «РОКС» являются: **** ОГРН *** ИНН ***; **** ОГРН *** ИНН ***; **** ОГРН *** ИНН ***; Екимова И.А.; Петренко Л.А.; Рудаков Н.М.; Черданцев В.В.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд принимает следующее решение.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

Согласно пункту 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В статье 76.5 Закона № 86-ФЗ установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В соответствии с пунктом 12 статьи 76.1 Закона № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований данного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 данного Федерального закона.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что КПК «РОКС» является действующим юридическим лицом, учредителями которого являются **** ОГРН *** ИНН ***; **** ОГРН *** ИНН ***; **** ОГРН *** ИНН ***; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ8; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ5; ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ7, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.02.2020.

В свою очередь, **** прекратило свою деятельность с 30.11.2015, **** прекратило свою деятельность 28.11.2017, **** прекратило свою деятельность 09.11.2018.

В период с 27.06.2019 по 26.07.2019 Банком России проведена внеплановая тематическая проверка КПК «РОКС» за период с 01.04.2018 по дату, предшествующую дате завершения проверки, по следующим вопросам: проверка порядка формирования резервов на возможные потери по займам; проверка достоверности учета (отчетности); проверка соблюдения финансовых нормативов; оценка наличия в деятельности КПК «РОКС» признаков банкротства, по результатам которой составлен акт проверки от 26.07.2019 № АШ-И25-13/6ДСП (л.д. 16-62).

Согласно акту проверки в деятельности КПК «РОКС» выявлены неоднократные нарушения требований Закона о кредитной кооперации, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в части нарушения:

Закона «О кредитной кооперации»:

части 4 статьи 6 в части несоблюдения финансовых нормативов, а именно:

финансового норматива, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 6 (ФН1 - соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

финансового норматива, предусмотренного пунктом 3 части 4
статьи 6 (ФНЗ - соотношение размера задолженности по сумме основного
долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному
члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам
кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными
лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга,
образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным
кооперативом);

финансового норматива, предусмотренного пунктом 7 части 4 статьи 6 (ФН7 - соотношение части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом);

финансового норматива, предусмотренного пунктом 8 части 4 статьи 6 (ФН8 - соотношение суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев);

2) части 1 статьи 28 в части ведения бухгалтерского учета не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Нормативных актов Банка России:

1) Указания Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов»:

подпункта 1.13 пункта 1 в части несоблюдения порядка расчета финансового норматива ФН7 (по состоянию на 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019);

подпункта 1.15 пункта 1 в части несоблюдения порядка расчета финансового норматива ФН8 (по состоянию на 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019);

подпункта 1.2 пункта 1 в части несоблюдения минимального допустимого числового значения финансового норматива ФШ (по состоянию на 31.03.2019, на 26.06.2018, ежедневно в периоды: с 02.07.2018 по 04.07.2018, с 16.07.2018 по 11.09.2018, с 15.09.2018 по 23.09.2018, с 04.02.2019 по 02.04.2019);

подпункта 1.6 пункта 1 в части несоблюдения максимального допустимого числового значения финансового норматива ФНЗ (в периоды: с 01.04.2018 по 30.05.2018, с 21.11.2018 по 22.11.2018);

подпункта 1.14 пункта 1 в части несоблюдения минимального допустимого числового значения финансового норматива ФН7 (по состоянию на 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, в период с 01.04.2018 по 07.06.2018, на 12.06.2018, в период с 15.06.2018 по 03.04.2019, на 20.05.2019, в период с 06.06.2019 по 09.06.2019); ;

подпункта 1.16 пункта 1 в части несоблюдения минимального допустимого числового значения финансового норматива ФН8 (по состоянию на 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, в период с 01.04.2018 по 28.06.2019);

2) Указания Банка России от 14.07.2014 № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам»:

- пункта 1, подпунктов 3.2, 3.3, 3.4 пункта 3, пунктов 5, 6 в части порядка формирования резервов на возможные потери по займам (по состоянию на 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019);

3) Указания Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» (далее - Указание Банка России № 4083-У):

- пункта 1 в части составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», представляемой в Банк России, по состоянию на 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019 (далее - отчетность по форме 0420820) не в соответствии с требованиями Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» (приложение 1 к Указанию Банка России № 4083-У) (далее - Порядок);

- пунктов 12, 16, 18, 21, 22, 28 Порядка в части неверного отражения отдельных сведений (информации) в отчетности по форме 0420820;

4) Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»:

- пункта 4 в части осуществления наличных расчетов за счет средств, поступивших в кассу кооператива не с его банковского счета.

Иных федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации:

1) Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете):

части 1 статьи 13 в части отражения недостоверных сведений в бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 31.12.2018;

части 3 статьи 7 в части возложения обязанности главного бухгалтера на председателя правления кооператива;

- части 1 статьи 6 в части ведения бухгалтерского учета не в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете;

части 1 статьи 10 в части регистрации и накопления в регистрах бухгалтерского учета данных не в соответствии с первичными учетными документами (договорами займа);

части 1 статьи 19 в части отсутствия организации и неосуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни;

2) Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н:

пункта 27 в части не проведения инвентаризации имущества и обязательств кооператива при смене материально ответственных лиц;

пункта 20 в части не отражения по соответствующим счетам бухгалтерского учета хозяйственных операций;

пункта 32 в части не составления бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2018.

Факты нарушения КПК «РОКС» Закона «О кредитной кооперации», других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, а именно, ведение бухгалтерского учета не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, учет обязательств на несоответствующих счетах, не отражение по соответствующим счетам бухгалтерского учета хозяйственных операций, нарушение порядка формирования резервов на возможные потери по займам, некорректный расчет финансовых нормативов, несоблюдение финансовых нормативов, что выразилось, в том числе, в составлении недостоверной бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2018, что привело к недостоверному представлению о финансовом положении экономического субъекта по итогам 2018 года, в отражении недостоверных данных в отчетности по форме 0420820 по состоянию на 30.09.2018, 31.12.2018, 31.03.2019, в целом, свидетельствуют о необеспечении финансовой устойчивости КПК «РОКС» и наличии угрозы правам и законным интересам его членов (пайщиков).

По факту выявленных нарушений в адрес КПК «РОКС» Центральным Банком Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) направлено предписание от 17 мая 2019 года № Т6-16/15863 о запрете на осуществление привлечения денежных средств членов (пайщиков), прием новых членов и выдачу займов и об устранении выявленных нарушений (л.д. 63-77).

Как следует из материалов дела, предписание административным ответчиком по состоянию на 20.11.2019 в полном объеме не исполнено, КПК не устранил ряд нарушений, послуживших основанием для направления предписания, что подтверждается заключениями о рассмотрении информации, представленной КПК «РОКС» в рамках исполнения предписания Банка России о запрете на осуществление привлечения денежных средств членов (пайщиков), приеме новых членов и выдачу займов от 20.11.2019 №ВН-6-16-2-2/55363ДСП, и от 25.12.2019 №ВН-6-16-2-2/60555-ДСП.

Согласно указанным заключениям, в деятельности КПК «РОКС», по мнению административного истца, выявлены неоднократные нарушения требований Закона о кредитной кооперации, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в части нарушения:

- ведения бухгалтерского учета и представления отчетности в Банк России;

- порядка формирования резервов на возможные потери по займам;

- соблюдения финансовых нормативов.

В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствие с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из пункта 9 части 3 статьи 5 Закона «О кредитной кооперации», в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта);

г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы;

д) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;

Согласно подп. 2, 3 ч. 3, ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64) разъяснил, что при проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений.

Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.

В частности, указанный в вынесенном в адрес религиозного объединения, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения политической партии либо другого общественного объединения или некоммерческой организации предупреждении (представлении) срок не может быть менее одного месяца, в адрес политической партии - не менее двух месяцев, в случае вынесения предупреждения об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности - не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения (подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, пункт 5 части 2 статьи 38, статья 42 Закона об общественных объединениях, пункт 4 статьи 25 Закона о свободе совести, пункты 1, 2 статьи 39 Закона о политических партиях, статья 7 Закона о противодействии экстремистской деятельности).

Вместе с тем, как следует из представленных материалов, Центральным Банком Российской Федерации в адрес КПК «РОКС» было направлено предписание от 17.05.2019 № Т6-16/15863, в котором срок для устранения выявленных нарушений не установлен, в связи с чем административный ответчик был лишен возможности к определенному времени устранить допущенные нарушения.

Кроме того, в соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Вместе с тем, таких нарушений со стороны административного ответчика при разбирательстве дела судом не установлено.

Исследовав фактические обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что допущенные КПК «РОКС» в процессе осуществления своей деятельности нарушения за проверяемый период времени не являются неоднократными в том понимании, в котором они даны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64, а неустранение ранее выявленных нарушений не образует неоднократности, независимо от длительности такого неустранения.

В предписании, вынесенном в адрес административного ответчика, имеется ряд нарушений, которые ответчику предложено устранить. Конкретный срок, до которого необходимо было устранить выявленные нарушения, в предписании отсутствовал, некоторые из нарушений, согласно пояснениям представителя административного ответчика Тепловой Ю.В. в судебном заседании, не были ясны, на направляемые в адрес Банка России отчеты об устранении нарушений и ходатайства реакции не следовало, в связи с чем, ответчик был лишен возможности устранить их к моменту следующей проверки. Более того, на момент рассмотрения иска административный ответчик пояснил об устранении всех выявленных нарушений, что подтвердил документально. Указанное обстоятельство административным истцом не опровергнуто.

Кроме того, в пункте 32 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 разъяснено, что исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что КПК «РОКС» допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности кредитных коопераций, которые не носят систематический характер, и не являются неоднократными по своей сути. Иных доказательств в материалы дела не представлено.

Нарушения, допущенные КПК «РОКС», как в совокупности, так и каждое в отдельности, не являются основанием для его ликвидации.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к КПК «РОКС», ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ5, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ7, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ8, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 о ликвидации кредитного потребительского кооператива, возложении обязанности, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к КПК «РОКС», Рудакову Николаю Михайловичу, Черданцеву Владимиру Викторовичу, Екимовой Инне Анатольевне, Петренко Леониду Анатольевичу о ликвидации кредитного потребительского кооператива, возложении обязанности, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.

Судья: О.Б. Огнивенко

Решение в окончательной форме принято 16.03.2020.

Верно, судья: О.Б. Огнивенко

По состоянию на 16.03.2020 решение не вступило в законную силу.

Верно, секретарь судебного заседания: К.А. Шараухова

Подлинный документ находится в материалах административного дела № 2а-731/2020 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края, УИД 22RS0065-02-2019-006595-82.

Верно, секретарь судебного заседания: К.А. Шараухова