ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-731/2016 от 11.07.2016 Гвардейского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-731/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2016 года г. Гвардейск

Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Татаренковой Н.В.,

при секретаре Тарасюк Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Гвардейского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Гвардейский городской округ» о признании незаконным постановления администрации МО «Гвардейский городской округ» «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик» в части и подлежащим отмене,

у с т а н о в и л :

Прокурор Гвардейского района Калининградской области (далее прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Гвардейский городской округ» о признании незаконным постановления администрации МО «Гвардейский городской округ» от 21.05.2015 № 894 «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые МУП МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик» в части установления стоимости резервирования неиспользуемых земельных участков под семейное (родовое) захоронение (приложение № 2), указав, что прокуратурой Гвардейского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения в указанной сфере законодательства. Проверкой установлено, что постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» от 21.05.2015 № 894 утверждены тарифы на платные услуги, оказываемые МУП «Бытовик». Пунктом 2 Постановления утверждена стоимость резервирования неиспользуемых земельных участков, предоставляемых гражданам под семейное (родовое) захоронение МУП МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик» согласно приложению № 2. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории РФ каждому человеку гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. Пунктом 5 ст. 16 указанного закона предусмотрено, что размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Статья 21 Закона о погребении предусматривает, что гражданам могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Закон субъекта, регулирующий данный вопрос, не принят.

Учитывая, что резервирование мест захоронения за плату не предусмотрено законом, прокурор считает противоречащим действующему законодательству раздел «стоимость под семейное (родовое) захоронение» в приложении № 2 постановления администрации МО «Гвардейский городской округ» от 21.05.2015 № 894.

В принятии администрацией правового акта, устанавливающего платность резервирования мест захоронения, усматривается коррупциногенный фактор – принятие нормативного правого акта за пределами компетенции органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, прокурор просит признать незаконным и отменить постановление администрации МО «Гвардейский городской округ» от 21.05.2015 № 894 «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик» в части установления стоимости резервирования неиспользуемых земельных участков под семейное (родовое) захоронение (приложение № 2).

В судебном заседании прокурор Воробьева Л.Л. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации МО «Гвардейский городской округ» Звягинцева Н.В., действующая на основании доверенности, не согласилась с исковыми требованиями, пояснив, что действительно закон субъекта, регулирующий вопрос создания семейных (родовых) захоронений, не принят. При этом Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» не предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений. Указанным законом предусмотрена только бесплатное предоставление участка земли для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. Данное требование закона выполнено, земельный участок для погребения умершего с учетом возможности захоронения близкого родственника предоставляется органом местного самоуправления бесплатно, а резервирование под семейное (родовое) захоронение производится за плату.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 5 ст. 16 указанного Закона - размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Статья 21 Закона предусматривает, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Закон Калининградской области по вопросу предоставления участков земли на кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений не принят.

Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов Гвардейского района от 29.03.2002 № 5 (действовало до 22.07.2015) утверждено Положение «О порядке погребения и организации похоронного дела на территории МО «Гвардейский район», пункт 12 которого предусматривал, что размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается администрацией района с учетом возможного подзахоронения близкого родственника. Размер бесплатно отводимого земельного участка для захоронения – 2,5 х 2,0 м. Размер участка земли под семейные (родовые) захоронения – до 2,5 х 4,0 м с оплатой за резервирование неиспользованного участка.

В соответствии с указанным решением постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» от 21.05.2015 № 894 утверждены тарифы на платные услуги, оказываемые МУП МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик», в том числе, утверждена стоимость резервирования неиспользуемых земельных участков, предоставляемых гражданам под семейное (родовое) захоронение МУП МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик» (Приложение № 2): резервирование участка 1 х 2,5 – 3000,00 руб., 2 х 2,5 – 7000,00 руб., 3 х 2,5 – 12000,00 руб.

Постановлением администрации МО «Гвардейский городской округ» от 30.06.2015 № 1178/1 внесены изменения в вышеуказанное Постановление № 894 и приложение № 2 дополнено текстом следующего содержания: «Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника, и составляет 2,5 х 2,0 м.».

14.07.2015 Советом депутатов МО «Гвардейский городской округ» № 470 утверждено Положение о порядке погребения и организации похоронного дела на территории МО «Гвардейский городской округ», в связи с чем, решение Совета депутатов от 29.03.2002 № 5 признано утратившим силу.

Указанное решение в п. 12 предусматривает, что размер бесплатно предоставляемого участка земли устанавливается с учетом возможного захоронения близкого родственника. Размер бесплатно отводимого земельного участка для захоронения – 2,0 х 2,5 м. Размер участка земли под семейные (родовые) захоронения – до 4,0 х 2,5 м с оплатой за резервирование неиспользованного участка.

Из анализа указанных актов МО «Гвардейский городской округ» следует, что на территории МО «Гвардейский городской округ» установлен размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего 2,0 х 2,5 м для захоронения умершего и близкого родственника. При этом резервирование участка земли под семейное (родовое) захоронение до 4,0 х 2,5 м производится за плату, то есть плата взимается за участок земли свыше бесплатно предоставляемого, то есть свыше 2,0 х 2,5 м.

Доводы прокурора о том, что администрацией МО «Гвардейский городской округ» принят нормативный правовой акт – Постановление от 21.05.2015 № 894 «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые МУП МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик» за пределами компетенции органов местного самоуправления, поскольку в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» вопросы предоставления участков земли для создания семейных (родовых) захоронений регулируются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, не могут быть признаны судом состоятельными, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.

В силу статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.

В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

Пункт 5 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона предусматривает, что размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Таким образом, Федеральный закон предусматривает ряд исключений из общего правила исполнения волеизъявления умершего о погребении на том или ином месте, а именно наличие обстоятельств, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно и наличие иных, установленных законодательством Российской Федерации, правил.

Анализируя действующие нормы, суд приходит к выводу, что законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а организация ритуальных услуг и правила содержания мест захоронения устанавливаются органами местного самоуправления, следовательно, органы местного самоуправления в Российской Федерации также полномочны осуществлять самостоятельное правовое регулирование в области организации погребения и похоронного дела, в связи с чем, органы местного самоуправления МО «Гвардейский городской округ» вправе принимать соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие особенности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими, в том числе, размеры и платность предоставления участков земли для резервирования неиспользуемых земельных участков под семейное (родовое) захоронение.

В соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ – по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В указанных прокурором нормах федерального законодательства не содержится положений, устанавливающих, что резервирование неиспользуемых земельных участков под семейное (родовое) захоронение должно производиться бесплатно.

Таким образом, установление платности резервирования участков земли под семейное (родовое) захоронение за участок свыше бесплатно предоставляемого не противоречит Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и оспариваемая норма – пункт 2 Постановления администрации МО «Гвардейский городской округ» от 21.05.2015 № 894 принята в пределах полномочий администрации МО «Гвардейский городской округ» в соответствии с федеральным законодательством, и оснований для признания её недействующей не имеется.

Более того, в случае отсутствия утвержденных размеров, стоимости резервируемых земельных участков под семейное (родовое) захоронение, принятых органами местного самоуправления при отсутствии закона субъекта РФ, регулирующего данный вопрос, участки земли для этих целей вообще не могли бы предоставляться гражданам, что является нарушением ст. 21 Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», который предусматривает возможность предоставления участков земли для создания семейных (родовых) захоронений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Гвардейского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Гвардейский городской округ» о признании незаконным и отмене постановления администрации МО «Гвардейский городской округ» от 21.05.2015 № 894 «Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием МО «Гвардейский городской округ» «Бытовик» в части установления стоимости резервирования неиспользуемых земельных участков под семейное (родовое) захоронение (приложение № 2), - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

Дата изготовления мотивированного решения суда – 16.07.2016.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Н.В. Татаренкова