ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-732/19 от 30.09.2019 Городищенского районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Городище 30 сентября 2019 года

мотивированное решение изготовлено 03 октября 2019 года

Городищенский районный суд Пензенской области в составе:председательствующего судьи Абрамовой Н.В.,при секретаре Кипиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-732/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Городищенского района Пензенской области об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Городищенского района Пензенской области. В обоснование заявленных требований административный истец указала следующие обстоятельства: ФИО1 является собственником земельного участка площадью 30000 кв.м. с кадастровым <номер> из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под сельскохозяйственное производство. 02.08.2019г. ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию Городищенского района о выдаче разрешения на строительство на земельном участке нежилого здания «хозяйственный блок», предоставив соответствующие документы. 09.08.2019г. административным ответчиком принято решение об отказе в выдаче разрешения с указанием того, что отсутствие градостроительного регламента для земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий) исключает возможность использования для застройки и последующей эксплуатации. Оспаривая данное решение, ФИО1 ссылается на то, что постройка хозяйственного блока соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка. Также из иска следует, что на данном участке осуществляется деятельность фермерского хозяйства, что также предусматривает возможность осуществления построек. С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решение от 09.08.2019г. об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта хозяйственного блока на основании заявления от 02.08.2019г.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Представитель административного истца - К.Н.В. требования также поддержала и дополнительно показала, что отказ администрации необоснован. Возводится хозяйственный объект на территории, соседние участки с которой также представляют собой застройку, пахотные земли отсутствуют. Согласно категории земельного участка и его назначению на нем возможно возведение соответствующих строений, что предусмотрено ст. 77 ЗК РФ. Отсутствие мер со стороны администрации района по приведению правил землепользования к требованиям действующего законодательства, не может препятствовать истцу в реализации законного права.

Представитель административного ответчика - С.А.Н. в судебном заседании поддержал письменные возражения на иск, представленные администрацией Городищенского района, согласно которым по Правилам землепользования и застройки Среднеелюзанского муниципального образования, утвержденным решением Комитета местного самоуправления Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области от 28.11.2016г. №437-69/6, земельный участок ФИО1 относится к сельскохозяйственным угодьям, на котором могут размещаться пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Конкретный вид землепользования устанавливается градостроительным регламентом, который в свою очередь не применяется для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительного регламента для таких земель в целом исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации.

Рассмотрев заявленные административные исковые требования, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административного искового заявления ФИО1

ФИО1 является собственником земельного участка площадью 30000 кв.м. с кадастровым <номер> из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Изложенное подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

02.08.2019г. ФИО1 обратилась с заявлением в администрацию Городищенского района о выдаче разрешения на строительство на земельном участке нежилого здания «хозяйственный блок».

Решением администрации Городищенского района Пензенской области за подписью главы администрации №4332 от 09.08.2019г. ФИО1 в выдаче разрешения на строительство отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок ФИО1 относится к сельскохозяйственным угодьям, на котором могут размещаться пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями. Конкретный вид землепользования устанавливается градостроительным регламентом, который в свою очередь не применяется для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительного регламента для таких земель в целом исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации.

Проанализировав мотивы отказа в соответствии с анализом норм действующего законодательства, подлежащего применению в указанной сфере, суд находит принятое административным ответчиком решение принятым по неполно проверенным обстоятельствам.

В соответствии со ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

К обязанностям собственника в соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации относится обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Все земли по целевому назначению подразделяются на различные категории. Разграничение земель по категориям служит целям установления определенного вида использования земельного участка, попавшего в ту или иную категорию. По смыслу действующего законодательства суть разрешенного использования составляют права лица по использованию земельного участка, т.е. разрешенное использование - это конкретное разрешенное целевое использование земельного участка.

Согласно пп.2 и 3 п.1 ст. 40 Земельного Кодекса Российской Федерации целевое назначение и разрешенное использование - это правовая основа для осуществления правомочия по использованию земельного участка. Собственники и обладатели иных вещных прав на земельный участок обязаны использовать землю как в соответствии с целевым назначением, так и с разрешенным использованием (ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995), вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, предусматривает возможность ведения сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 09.08.2018 N 418).

В соответствии со ст.8 Федерального Закона РФ Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости", вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения вносятся в кадастр недвижимости.

Согласно ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ). На земли, предоставляемые для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, указанный Закон не распространяется.

В силу ст.78 названного Кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2006г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в ст.4 предусматривает, что сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. В соответствии со ст. 3 вышеназванного закона крестьянские (фермерские) хозяйства признаются сельскохозяйственными производителями.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Ч.1 ст.35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования. В состав зон сельскохозяйственного использования в силу ч. 9 указанной статьи могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч.10 ста.35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

Правилами землепользования и застройки Среднеелюзанского муниципального образования, утвержденными решением Комитета местного самоуправления Среднеелюзанского сельсовета Городищенского района Пензенской области от 28.11.2016г. №437-69/6, на которые административный ответчик ссылался при отказе в выдаче разрешения, указывая, что земельный участок ФИО1 относится к сельскохозяйственным угодьям, в ст. 16. предусмотрено наличие зоны сельскохозяйственного использования с видами разрешенного использования земельных участков и возможностью наличия объектов капитального строительства. Размещение зданий и сооружений для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции предусмотрено также и ст.6 Правил при описании разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственного производства. С учетом изложенного, ст.77 Земельного Кодекса Российской Федерации и ч.6 ст. 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, не исключают нахождения в населенных пунктах земельных участков в составе территориальных зон сельскохозяйственных угодий. В свою очередь в указанных зонах не исключено размещение объектов строительства, соответствующих классификатору.

Анализ вышеприведенных норм действующего в указанной сфере законодательства позволяет сделать следующий вывод:

Градостроительное зонирование не распространяется на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения. Применительно к этому виду земель законодатель не установил виды разрешенного использования. Вместе с тем, данный земельный участок учтен государственным кадастром недвижимости с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, который, в свою очередь, предполагает возможность размещения определенных объектов строительства. При этом факт принадлежности земельного участка к сельскохозяйственным угодьям (а не к землям сельскохозяйственного назначения в целом) в государственном кадастре недвижимости не отражен.

По смыслу действующего законодательства, размещение иных объектов, кроме милиаративных сооружений, также являющихся объектами недвижимости, требует перевода земельного участка в земли иных категорий, допускающих соответствующий вид застройки. Однако размещение объектов, связанных с производством, хранением и первичной переработкой сельскохозяйственной продукции, соотносится с правовым режимом сельскохозяйственного назначения, что предполагает при наличии оснований и (или) ограничений, а также установленного порядка возможность изменения правового режима земельных участков таким образом, чтобы, не изменяя принадлежность земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, установить вид использования земельного участка, который позволял бы осуществлять застройку.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 настоящей статьи), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1.1 указанной статьи в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с ч.7 ст.36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В соответствии с ч.3 данной статьи не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд приходит к выводу, что отказ в выдаче разрешения по приведенным в нем мотивам не в полной мере соответствует нормам градостроительного и земельного законодательства, чем нарушает права и законные интересы административного истца. Административный ответчик не отразил в решении и не представил доказательств тому, что выдача разрешения на интересующий ФИО1 объект строительства, повлечет изменение целевого назначения и порядка разрешенного использования конкретного земельного участка.

Принимая решение о частичном удовлетворении требований административного истца, суд полагает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть заявление ФИО1 с учетом вышеприведенных требований действующего законодательства, исходя из категории и отраженного в кадастре вида разрешенного использования земельного участка, характеристик объекта, на строительство которого запрашивалось разрешение (соответствия или несоответствия его категории, указанной в классификаторе, целевому назначению земельного участка, разрешенному виду использования), возможности застройки зоны сельскохозяйственного использования, предусмотренной Правилами землепользования и застройки муниципального образования Среднеелюзанский сельсовет.

Суд, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, не подменяя при этом уполномоченный орган, не усматривает оснований для удовлетворения требования иска о понуждении административного ответчика выдать разрешение на строительство, поскольку иные, вышеуказанные обстоятельства, которые должны были быть учтены административным ответчиком при разрешении заявления ФИО1 от 02.08.2019г., не исследовались, но подлежат оценке при повторном рассмотрении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 226, 227, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Городищенского района Пензенской области об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, удовлетворить частично.

Признать решение администрации Городищенского района Пензенской области от 09.08.2019г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги (выдаче ФИО1 разрешения на строительство) не соответствующим Градостроительному Кодексу и Земельному Кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы ФИО1

Обязать администрацию Городищенского района Пензенской области устранить допущенное нарушение, рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство нежилого здания (хозяйственного блока) на земельном участке с кадастровым <номер> в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из категории, вида разрешенного использования земельного участка, характеристик объекта строительства.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Городищенского районного суда

Пензенской области Н.В. Абрамова